Репортаж со Startup Crash Test №33: Почему украинские стартапы не работают с каналами продаж

1051
4

33-й Startup Crash Test вчера прошел в двух частях: сначала Дмитрий Шимкив из «Майкрософт Украина» пообщался с Денисом Довгополым на тему самых распространенных ошибок украинских стартапов, а вторая традиционно состояла из презентаций трех проектов: клауд-сервиса для интерактивных презентаций Presentain.com, мобильного приложения по поиску попутчиков WithMyFriends и сайта для любителей тенниса Tennisterin.com.

Дмитрий Шимкив приехал на краш-тест с официальной встречи и начал с того, что снял галстук, что аудитории очень понравилось. Он рассказал о том, как в конце 90-х сам строил аутсорсинговый бизнес в Украине — компанию Alfa Team, которую позднее выкупили датчане. «Если хочешь построить бизнес ради зарабатывания денег, не делай этого. Если хочешь сделать что-то интересное, может так получиться, что ты заодно заработаешь. Я создавал компанию, потому что видел потребность в аутсорсе, знал, что наших программистов на западе очень ценят. Мой первый офис был на 14-м этаже, на Теремках. Летом мы программировали при 40-градусной жаре, потому что не было кондиционеров, работали по 24 часа в сутки», — рассказал он. В 2001 году компания была продана, Дмитрий принял такое решение в связи с событиями 11сентября, поскольку посчитал, что рынок США и Европы уменьшится.  

Опыт работы в датской, а позднее и в американской компании наделил Дмитрия уникальной и важной для украинских стартаперов в Украине экспертизой, — общением с инвесторами и советом директоров серьезных компаний. Это было очень трудно, вспоминает Дмитрий: «Когда я защищал свои решения на заседаниях совета директоров, я научился тому, как нельзя с ними говорить. Нельзя предлагать свою идею «холодной», неподготовленной аудитории. Прежде чем говорить с бордом, убедитесь, что в аудитории есть люди, которые вас знают и поддерживают. Поэтому очень важен нетворк».

Сейчас в должности главы украинского офиса Microsoft Дмитрий часто общается со стартапами. Так что отдельное внимание на краш-тесте он также уделил слабым местам в работе украинских проектов. Одной из основных ошибок он назвал невнимание к B2B-рынку и недостаточную работу с каналами продаж. «Когда я пришел в «Майкрософт», я был удивлен разнообразию каналов продаж у компании: Windows можно купить предустановленной, в коробке в магазине, в корпоративном соглашении, взять в аренду и т.д.», — вспоминает Шимкив. Но сейчас начинающие предприниматели часто считают, что самостоятельно смогут заниматься продажами своего продукта или сервиса. Это — неправильный подход, стоит проанализировать, кто сможет быть партнером или агентом проекта, стоит также подготовиться к тому, чтобы делить с ним прибыль, считает он. А украинские стартаперы часто «жадничают».

Презентации проектов

Первым презентовался Presentain.com — проект черкасской компании по веб- и мобильной разработке Master.of.code. Его представляли сооснователи Дмитрий Гриценко (CEO Master.of.code) и Ник Курат. Presentain —  это облачный сервис, который позволяет спикерам вовлекать аудиторию во время и после презентации.

«Когда мы делаем презентацию, основная проблема состоит в том, что контент и сам процесс презентации — односторонний. Мы не можем понять, какой контент и насколько интересен нашей аудитории», — говорят основатели проекта. Решение, которое предлагается: презентация через облачный веб-сервис и мобильное приложение. Это позволяет спикеру использовать смартфон как кликер, а аудитории — сихронизировать свои устройства со слайдами, комментировать и делиться контентом презентации.

Условия использования предполагают три уровня оплаты: бесплатный, с ограничением по загруженным презентациям, платный за $9,99 без ограничений по количеству и с аналитикой по презентациям, платный за $299 в месяц для организаций, которые хотят создать публичный профиль со слайдкастами (презентация + голос спикера, поясняющий слайды). Альфа-версия сервиса вышла два месяца назад.

Мобильное приложение WithMyFriends представлял его инвестор и CEO Ярослав Максимович. Отметим, что само приложение было номинировано в конкурсе украинских стартапов от The Next Web, а Ярослава назвали лучшим в номинации «Лучший основатель».

Цель создания этого приложения: помочь найти  друзей и знакомых-попутчиков в поездах или самолетах.«Обычно люди едут в поезде с какой-то конкретной целью: на концерты или конференции в другом городе. К примеру, из Львова в Киев на конференцию типа IForum поедет 200-300 людей. При этом поездов на Киев всего пять. Очевидная идея приложения  — помочь познакомиться этим людям еще до поездки, или хотя бы уже во время поездки. А также, если будет проблема с билетами, помочь организоваться для поездки на личных автомобилях. Аналогично и с проживанием, особенно если все приехали на одну и ту же конференцию. Есть смысл получить групповые скидки, снимая совместно жилье, или арендуя автомобиль», — поясняют в компании идею работы приложения.

Алексей Мась (УБС) спросил, зачем было объединять так много функций в одном приложении, если сейчас основным трендом в мобильной разработке является приложение одной функции. Антон Карпенко, CTO Happy Farm, комментируя приложение, заметил, что основной должна быть идея совместного чата, к примеру, в поезде.

О третьем проекте Tennisterin.com рассказывали Кирилл Мазур и Виталий Бондарчук. Они решили попробовать сделать бизнес из своего хобби — увлечения теннисом. Фактически, их продукт — это онлайн-база и система онлайн-бронирования теннисных кортов. Ее также можно использовать для поиска партнеров по теннису, с указанием уровня подготовки в игре.

Основатели проекта провели небольшое исследование и выяснили, что из 45 теннисных клубов Киева любители тенниса как правило могут назвать всего 3-5 кортов. В то время, как сами корты, в среднем, загружены на 50-60%.

Интересно, что в профиле на сайте можно указывать не только пол, возраст или уровень подготовки в игре, но и должность, сферу деятельности. Поскольку теннис в Украине остается элитным видом спорта, проект сможет помочь завязывать новые деловые связи.

Сейчас команда проекта ведет переговоры с кортами, которые, кстати, не всегда готовы отдавать свои данные в сеть. На проекте сейчас 300 зарегистрированных профилей, из которых 96% пользователей — ищут, с кем поиграть, 34% — предприниматели и топ-менеджеры.

Основные замечания к проекту касались необходимости мобильного приложения. Его разработка у команды в ближайших планах.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск