danielleЭта статья была написана в оправдание. Руководитель Referly – cтартапа-выпускника Y Combinator решила резко сменить курс развития своего проекта. Но из обычного объяснения выросло обобщающее наблюдение: многие проекты как будто застывают в своем развитии. Формально – осуществляют операционную деятельность, но на деле существуют за привлеченные ранее деньги и почти не растут.  Даниэль Моррилл, CEO Referly, называет такие проекты “стартапами-зомби”. О том, как распознать признаки надвигающегося застоя и как с этим бороться, она пишет в своей статье. Редакция  AIN.UA предлагает ее перевод. 

Мой самый страшный кошмар, как основателя стартапа – не неудача, а превращение моей компании в “стартап-зомби”. Помните, как в “Шестом чувстве” Брюс Уиллис пытается поужинать с женой, не понимая, что он уже мертв. Существует множество стартапов, которые вроде держатся на плаву и занимаются “операционной деятельностью”, но с таким же успехом могли бы ничего не делать.

Смерть стартапа может длиться долго. Не собираюсь называть ничьих имен, но вы можете, просто сравнив данные по alexa.com или любому другому открытому источнику, найти десятки компаний, которые за год не показали практически никакого или вообще нулевой рост в трафике. Они вполне могут оказаться “стартапами-зомби”. Ведь даже компании, которые фокусируются на мобильных технологиях или корпоративных продажах, должны показывать здоровый рост трафика на ранних стадиях своего развития.

Только на те $150 тыс., которые каждый из моих коллег по Y Combinator получил прошлым летом, команды могут работать над своим проектом и несколько раз полностью менять его направление. С демо-дня прошло только полгода и я не думаю, что кто-то из проектов уже официально закрылся. Но сейчас я могу сказать: мой проект Referly умер. Я имею в виду не обычное закрытие проекта, когда веб-сайт перестает обновляться и загружаться, а вся команда начинает активно искать работу. Идея, с которой мы начинали, оказалась неправильной, так что мы ее “прибили”, и на днях я официально объявила о том, что мы меняем курс.

Чем могут помочь инвесторы

Летом, когда рынок инвестирования был перегрет и мы гонялись за деньгами как гангстеры, я серьезно задумывалась над привлечением серии А. Чтобы изучить ситуацию, я поговорила с некоторыми инвесторами, которые уже вкладывались в Referly, и спросила совета. Я никогда не забуду этот фидбек, процитирую его по памяти:

“Самая большая проблема проектов на ранних стадиях, которые выпускаются из Y Combinator или любой другой программы, в том, что они проведут еще год или два после выпуска, прежде чем привлекать посевной раунд. Замечательно, что они выжили и все еще пытаются воплотить свое видение, но когда их спрашиваешь о росте команды и том, как они воспользовались бизнес-возможностями, как потратили это время… Оказывается, что все осталось так, как было раньше. Те же два или три человека, та же идея, очень незначительный рост по ключевым метрикам, таким как вовлеченность или оборот. Так зачем им раунд А? Что они доказали?”.

Победить или умереть

Иногда я не могу выбрать между двумя стилями мышления: один вдохновляет меня уподобиться таракану и пытаться выжить, несмотря ни на что, другой – превозмочь страх полета и вырваться на следующий уровень, несмотря на обстоятельства.

Я выбираю второй вариант, потому что не хочу тратить ни момента жизни на застой, на нежелание признать очевидность, на режим “зомби”, на ожидание какого-то чуда, которое все исправит. Если эту таблицу по месячной аудитории показать инвесторам, многие бы сказали, что дела у стартапа идут просто замечательно. Для блог-платформы (куда мы стремимся) это отличные результаты, для сайта рекомендаций (каким мы были ранее) это не имеет значения. Для этой модели важен рост оборота, а он рос недостаточно.

zoom

Ваш стартап – зомби?

Как определить, не попадется ли ваш проект в ту же ловушку? Вот несколько советов о том, как распознать признаки застоя в развитии своего проекта.

  • Вам неохота вставать из постели по утрам
  • Вы не любите бывать на публике из страха, что вам придется рассказывать, чем вы занимаетесь
  • Ни одна из важных метрик вашего проекта никогда не показывала 10% недельного роста
  • Вы работаете над той же идеей уже свыше года и до сих пор еще не запустились
  • Вы запустили пользовательский сервис и у вас менее 2% недельного роста регистраций
  • Вы запустили корпоративный сервис и у вас менее 2% недельного роста оборота
  • Вы – CEO и часто запираетесь в офисе, чтобы лишний раз не разговаривать с подчиненными и спокойно почитать техноблоги
  • Вы нанимали консультантов для подсчета дохода, формирования корпоративной культуры или идеи продукта в компании, в которой работает менее 10 человек
  • Вы сейчас читаете этот пост и пытаетесь удержаться от слез

При этом я не имею в виду, что 10% рост каждую неделю – это обязательная цель, но он должен появляться хотя бы в некоторые моменты – при запуске, после пресс-мероприятия и т.д.

Как изменить ситуацию?

Если хоть что-то из этого списка прозвучало знакомо, не паникуйте, все еще можно исправить. Прежде всего, нужно принять реальность той ситуации, в которой вы оказались. Не сдавайтесь, сразу же мобилизируйте все усилия – свои и команды – чтобы найти решение. Другого выхода просто нет. Вы, конечно, можете провести множество вечеров за пивом с друзьями, жалуясь им на жизнь. Они это стерпят, потому что любят вас. Но даже после этого вернитесь к работе.

Я не являюсь здесь большим экспертом. Я приняла решение изменить проект после трех лет, потраченных на запуск Referly и еще года, который показал, что моя идея не работает. Но именно поэтому вам стоит ко мне прислушаться. Не тратьте свои 20-е, 30-е, 40-е годы на жизнь в стиле зомби.

В худшем случае

уйдите ярко. Это мой единственный запасной план. Молчаливое признание поражения – это скучно.

Источник – daniellemorrill.com