Харьковчанин Александр Луцкий 18 лет прожил в штате Нью-Джерси. В США ему удалось проделать путь от обычного разработчика до вице-президента компании. Несмотря на это, Алекс принял решение вернуться и начать в Украине собственный бизнес по разработке – компанию Innovecs. За год его компания выросла с 3 до 150 человек.
Алекс считает, что за границу вряд ли стоит ехать за деньгами. Если выезжать, то за опытом работы в крупных корпорациях. В Украине рынок IT все еще очень молодой, здесь “непаханое поле” работы и возможностей. Так что уезжать можно только затем, чтобы потом возвращаться и применять полученный опыт, пробовать строить здесь собственный бизнес, считает он. Кроме того, здешние программисты часто готовы работать не ради карьерной лестницы, а ради драйва и это – большой плюс по сравнению с США, где во главу угла часто ставится карьерный рост.
Разговором с Алексом редакция AIN.UA продолжает серию материалов об IT-специалистах, которые эмигрируют из Украины.
Вы родились и выросли в Харькове, почему решили уехать в США? До переезда занимались проектами в сфере IT?
В 1994 году переехала вся моя семья. Мне тогда был 21 год, я только что окончил Харьковский технический университет по специальности компьютерные технологии, так что в Украине еще ничего не успел сделать.
Сколько прожили в Америке, какой была ваша первая работа там?
Мы переехали в город Элмвуд Парк, штат Нью-Джерси, всего я прожил в США около 18 лет. Начал с того, что пошел учить английский, поскольку в Украине занимался немецким. Как любой эмигрант, поначалу хватался за любую работу. Первая моя работа была в компании из 5 человек. Нужно было сортировать бракованные ручки: стоя выбирать бракованные в одну коробку, работающие – в другую за $5 в час. Работа была такой нудной, что время как будто останавливалось, так что дольше двух дней я не выдержал. Любая работа, только не эта.
Как устроились на работу, связанную с IT?
Первые два года я пытался понять, куда мне двигаться в этой стране, потому что не было друзей или знакомых, которые могли бы меня направить в плане работы. Я учился в местном колледже, но быстро понял, что для первой работы хватит украинского образования, в 1996 году валидировал свой диплом и устроился на первую работу в сфере IT, в Манхеттене. Это была пора расцвета интернета и dot.com-компаний, которые тогда массово выходили на рынок. Тогда я работал с VisualBasic.
Через полтора года перешел в другую компанию – A&P, в главный офис. Там я начинал с senior software developer и уходил уже как PM. Затем еще пару лет занимался IT-консалтингом. В 2001 году организовал аутсорсинговую компанию на 40 человек, которая находилась в Харькове. Этим бизнесом я занимался порядка 2 лет, до тех пор, пока один из моих бывших коллег не стал SVP компании Ipsos в Нью-Джерси и предложил мне перейти к нему, чтобы возглавить отделение по разработке в Северной Америке. Фактически, там я проработал около 5 лет, пришел как менеджер, дорос до вице-президента.
Не могу сказать, что это было просто: в Америке достаточно сильно отличается менталитет, подход к решению проблем, мышление. Когда я приходил на работу, я должен был на 8 часов становиться американцем, мыслить, работать и общаться как американец. А когда возвращался к семье и друзьям, должен был “переключаться” обратно.
Как получилось, что вы решили вернуться в Украину?
Последние 5 лет я достаточно часто сюда приезжал. Дело в том, что компания, в которой я тогда работал, являлась клиентом GlobalLogic. Спустя какое-то время, именно GlobalLogic и предложил переехать в Киев, чтобы возглавить центр разработки компании в Украине. Это предложение показалось мне довольно интересным, так как украинский IT-рынок достаточно молодой, но активно развивающийся, что открывает новые возможности и перспективы. Кроме того, в Украине оставалось много друзей, поэтому я решил попробовать переехать на год.
За год работы в Украине я многое понял. Если раньше, будучи сам клиентом аутсорсинга, я не хотел работать с украинским офисом, а исключительно с представителем GlobalLogic в моем штате, то со временем это поменялось. Я заметил, что за последние 10 лет Украина достаточно сильно изменилась в том, что касается уровня технических специалистов, понимания бизнеса, опыта управления, общения с клиентами.
Украина в плане IT-бизнеса достаточно хорошо распиарена, уже не нужно, чтобы ее кто-то “продавал” на рынке разработки. Она сама себя продает, клиенты приезжают в Украину, ищут себе локальных партнеров, у которых здесь собраны и технические специалисты, и маркетологи, и бухгалтеры. Когда вся команда здесь, принимаются быстрые решения, бизнес более динамичный. Поэтому я решил не возвращаться, а создать свою компанию – Innovecs.
Расскажите, как создавали свою компанию?
Когда создавали Innovecs, у нас ничего не было, кроме амбиций и понимания рынка с точки зрения клиента. Создавая компанию, мы выбрали нетрадиционную для украинского аутсорсинга бизнес-модель. В ее основе – убежденность в том, что Украина давно готова напрямую вести диалог с западными заказчиками. По этой причине мы разместили свою штаб-квартиру в Украине, там, где расположен основной актив – центр разработки. Команда начиналась с 3 человек, за год мы выросли до 150 человек. Сейчас весь бизнес ведется из Украины, и это позволяет избежать трудностей в коммуникации с клиентами, обеспечить прозрачность процесса разработки и быстрое решение любых возникающих вопросов.
На данный момент в Силиконовой долине существует большая проблема: раньше там был постоянный приток эмигрантов из России, Украины, Китая, Индии, а теперь пошел стремительный отток. Сейчас Америке крайне не хватает специалистов, которые могут создавать качественный софтверный продукт. Мы же предлагаем outsourcing product development, т.е. отдельную команду, которая разрабатывает каждый продукт. Среди наших клиентов есть и клиенты с именем, такие как MIT и Flextronics, и молодые стартапы, получившие финансирование в Силиконовой Долине.
К примеру, мы сейчас работаем с проектом www.edx.org. Это – сервис интерактивного онлайн-обучения, основанный Массачусетским Технологическим Институтом и Гарвардским Университетом, который позволяет пройти бесплатный обучающий курс посредством онлайн-ресурса. Это вообще прорыв в системе образования. В дальнейшем планируется покрытие большинства топовых университетов США для создания общей системы онлайн-образования с элементами социальных сетей. Команда Innovecs занимается разработкой практических заданий к некоторым обучающим курсам. Специфика проекта в том, что он находится на грани научных знаний и технической экспертизы, соответственно, 80 % специалистов, работающих над этим проектом, имеют научную степень.
Если переходить к бытовым вопросам, как бы вы сравнили уровень жизни в США и Украине?
Понятно, что по общему уровню жизни Америка шагает на 40-50 лет впереди Украины. Но при этом, за последнее время в Украине все сильно поменялось. Если взять во внимание города-миллионники, то могу с уверенностью сказать, что уровень customer service здесь не хуже того, с чем я сталкивался в США. Уровень гостиниц, ресторанов, бизнес-центров, которые строятся сегодня в Киеве, ничем не уступает США. Конечно, если брать для сравнения всю страну, а не только большие города, тогда ситуация другая.
Когда к нам сюда в первый раз попадают клиенты, они приезжают, ожидая встретить здесь Советский Союз: все одинаковое, унылое, серое, черное. Их мнение кардинально меняется, когда они попадают в хорошие гостиницы, качественные бизнес-центры, уютные рестораны с приветливым персоналом и отменной украинской кухней. У нас есть клиент, который приехав впервые в Киев, был настолько приятно удивлен украинской культурой и гостеприимством, что теперь наведывается каждые два месяца.
Как поменялось соотношение ваших доходов и расходов после переезда?
Когда я уезжал в США, туда ехали за деньгами. Тогда зарплата программиста в Харькове, насколько я помню, составляла около $100 в месяц, а в Америке платили по $60-80 тыс. в год. Это было 15-20 лет назад. Сейчас ситуация другая. Только ради денег ехать в США сегодня нет смысла. А вот получить опыт работы в американских корпорациях, поучиться бизнес-этике – это действительно важно, ради этого стоит ехать. Этому нельзя научиться в вузе или прочитать в книгах. Мы в Innovecs приветствуем, когда сотрудники хотят уехать на 6 месяцев поработать за границу. Они возвращаются другими людьми.
С финансовой точки зрения, могу сказать, что если уезжаешь в Америку с семьей, расходы там будут больше. В Украине жить все же дешевле, можно больше сэкономить, хотя Киев не самый дешевый город, и в некоторых случаях по ценам сравнимый с Нью-Йорком. Лично для меня при переезде расходы только увеличились – в Америке остались мои родные, так что я фактически живу сейчас на 2 страны. Но уезжая, я понимал, что сознательно иду на уменьшение личного дохода лишь на первое время. Я хорошо был знаком с потенциалом украинской IT-индустрии и перспективами рынка, и хотел заниматься здесь своим бизнесом, построить новую компанию. А любой бизнесмен понимает: чтобы сделать шаг вперед, нужно быть готовым с серьезным инвестициям на старте.
Можете сравнить средний уровень зарплаты senior или middle в Харькове, Киеве и в США?
Скажем так, сегодня в США зарплата хорошего senior java-разработчика будет порядка $150 тыс. в год, не считая социальной страховки, бонусов, и так далее. В Украине такая зарплата составит порядка $3-4 тыс. в месяц. Разница все еще большая, но она не так заметна, учитывая, как в США повышаются расходы.
А если сравнивать культурные различия – на деловом или бытовом уровне?
Для меня, как человека проработавшего более 15 лет в американских корпорациях, здесь некоторые вещи с точки зрения корпоративной этики просто раздражали. В США выполнять правила бизнес-этики так же естественно, как чистить зубы по утрам. Никто не позволит себе прийти на совещание без блокнота и ручки, никто не будет выбегать из зала совещания под рингтон Пугачевой, чтобы ответить на звонок.
Как я уже говорил, IT-бизнес в Украине пока очень молод, даже у менеджмента в аутсорсинге средний возраст от 25 до 35 лет. Но потенциал украинских разработчиков и менеджеров просто невероятен. Я убежден в том, что Украина уже давно готова напрямую вести диалог с западными заказчиками, а спустя какое-то время украинский менеджмент сможет конкурировать с Западом в построении и ведении эффективных бизнес-процессов.
А что у украинцев получается лучше, чем у американцев?
Мы работаем не для красивой должности на визитке, что достаточно часто происходит в Америке. Там часто зациклены на быстром карьерном росте, на внутрикорпоративных отношениях, политике. Все могут обсуждать проблему, созывать совещания, делать презентации, но никто при этом не принимает решений. А здесь людям нравится получать драйв от самой работы, работать с новыми технологиями, интересными проектами. Культура построена на работе на результат: задача поставлена, ее нужно выполнять, а не крутиться около нее полгода. Это так в том числе и потому, что рынок очень динамичный, если решения не принимать быстро, через пару месяцев будет уже поздно.
Можете сравнить стартап-культуру в Украине и США?
В Америке есть 40-летний опыт построения, финансирования и менеджмента стартапов. В целом по рынку около 80% стартапов до сих пор приходится на Силиконовую долину. В США достаточно просто с точки зрения законодательства открыть и проинвестировать компанию. Кроме того, если компания приходит к инвестору и просит, к примеру, $5 млн, к американской компании уровень доверия выше. С другой стороны, в Украине уже начинают появляться случаи успешных выходов, появляются стартапы, интересные зарубежным компаниям, такие как Viewdle. Так что, думаю, еще 5-7 лет, и этот рынок станет довольно развитым.
Какой бы совет вы дали тем IT-специалистам, которые задумываются о переезде?
Многие люди сегодня едут, основываясь на старом стереотипе: где-то лучше, чем у нас. С точки зрения IT-карьеры, можно туда съездить, но не за возможностью больше заработать. Нужно ехать, чтобы получать опыт работы в глобальных компаниях, которого пока еще нельзя получить здесь. Любой специалист, нацеленный на успех, должен мыслить глобально. Поэтому можно оставаться работать там, а можно возвращаться сюда: в Украине непаханное поле в IT, нам очень не хватает менеджеров с опытом работы в международных компаниях.