Иногда предприниматель жертвует своему проекту свое время, умения и всю свою энергию, чтобы в один прекрасный момент беззаботно пропустить единственный шанс на успех. Синдром “основателя-энтузиаста” появляется, когда новообращенные стартаперы верят в то, что именно из их гаража появится новый Google или Amazon. И при этом допускают критические промахи из-за гремучей смеси неопытности и гипероптимизма. Ментор Эран Ланиадо из BMN уверен, что часто именно этот синдром приводит к тому, что потенциально великие компании преждевременно срезаются и исчезают, а их основатели больше никогда не пытаются создавать свое дело.

В своей статье он приводит несколько распространенных симптомов этой “болезни”, пишет о том, чего не стоит делать, начиная свой стартап. Редакция AIN.UA предлагает перевод этой статьи.

 1. Безоглядно делать ставки (в том числе, на свой проект)

Без сомнения, успех предпринимателя зависит от того, насколько он предан своему делу. Но несмотря на впечатляющие истории о студентах, бросивших Гарвард или Стэнфорд, чтобы дать начало великим стартапам (все знают, о ком идет речь:). Нужно иметь в виду, что путь к успеху – долгий, рискованный и иногда даже болезненный. Как советует Пол Грэм, “не позволяйте себе слишком надеяться”. Предприниматель, и правда, должен рисковать, не обращая внимания на критиков, но он также должен реалистично оценивать последствия риска и уметь принимать решения, анализируя огромное количество меняющихся данных.

Так что, основатель стартапа с “голой” идеей – без минимального прототипа, отзывов пользователей – должен быть крайне осторожен. Перед тем, как оформлять на себя огромный кредит в банке, заставлять свое жилье или тратить семейные сбережения, подумайте, нет ли вероятности, что вы страдаете чрезмерным “оптимизмом стартапера”.

2. Недооценивать временные рамки

 Слушая презентации и питчи от стартапов, а также их финансовые оценки, инвесторы должны были бы делить прогнозы по прибыли минимум на два, и умножать на два расходы. Поскольку они, в отличие от новичка-предпринимателя, уже знают, что бизнес-процессы, включая формирование команды, создание продукта и привлечение первых покупателей – сложные и, как правило, повторяющиеся. Так что предпринимателям стоит внимательнее оценивать реалистичность своих предположений в презентациях.

Возможно, стоит потратить на свой стартап личное время и средства, ведь многие основатели начинали с того, что разрабатывали свои проекты, оставаясь при этом на полноценной работе.

3. Тратить наличность

Некоторые статаперы сразу же начинают тратить деньги на дорогостоящие, преждевременные и иногда вообще не нужные задачи, хотя сразу стоит сосредоточиться, как считает Стив Бланк, на разработке и поиске жизнеспособной бизнес-модели. К примеру, не стоит сразу же занимаются дорогостоящим оформлением патента, по крайней мере, на очень ранней стадии. Также, преждевременными могут оказаться затраты на детализованный бизнес-план, сложные финансовые прогнозы и красивые презентации.

4.Отдавать слишком большую долю

Не все стартаперы понимают важность этого пункта. Очевидно, придется поделиться, чтобы вырастить сам проект. Но при этом нужно думать наперед, даже перед просчетом капитализации, установить, какую долю оставить за собой в будущем. Некоторым компаниям требуется несколько раундов финансирования. Для них преждевременное размытие доли рискованно. Во-первых, тем что инвестор не захочет давать деньги основателям, у которых недостаточно доли в компании, чтобы их действительно мотивировал ее успех. Пол Грэм приводил как-то пример сильного стартапа, которому инвестор отказал только из-за того, что в предыдущих раундах компания уже отдала более 50%. Во-вторых, слишком мало останется для последующих раундов.

Как избегать синдрома “основателя-энтузиаста”?

1. Пытаться привлечь к консультированию опытных людей. Пока у компании нет своего совета директоров, с этой задачей сможет справиться консультационный совет. Лучше посоветоваться с опытными предпринимателями, прежде чем принимать решения по партнерству, инвестициям и всем основным изменениям в проекте. То же самое касается и решений по всем юридическим или бухгалтерским, налоговым вопросам. Прежде чем регистрировать свою компанию, лучше проконсультироваться со специалистами.

2.  Всегда помнить о рисках. Только немногие стартапы дорастают до больших компаний, так что нужно минимизировать свои ошибки. Прежде чем принять решение, спросите себя: если бы мой друг управлял этой компанией, что бы я ему посоветовал?

3. Думать наперед, в долгосрочной перспективе, перед принятием дорогостоящих решений, или таких решений, которые уже нельзя будет “отыграть” назад. К примеру, если отдать какую-то службу на аутсорс, это поможет сейчас, но насколько это повлияет на развитие компании в длительной перспективе?