В прошлый четверг в Киеве прошло награждение лучших проектов в украинской интернет-торговле. Победители Rozetka.ua, Zakaz.ua, modnaKasta – получились вполне предсказуемые. Но перед самой церемонией развернулось оживленное обсуждение. На сцене сидели представители российских фондов и компаний – Horizon Capital, Intel Capital, Qiwi Post, российского eBay и рассуждали об особенностях e-commerce. В зале же сидели и слушали российских экспертов украинские предприниматели – владельцы магазинов и сервисных компаний.
“Один молдаванин, один голландец и трое русских рассуждают о рынке Украины”, – пошутил Василе Тофан, участник дискуссии и инвестдиректор Horizon Capital.
Сначала дискуссия протекала мирно, участники обсуждали стандартные темы: небольшую долю онлайн-коммерции в общем объеме ритейла, мировой рост продаж через мобильные приложения, рост сервисов IT-платформ, CRM, маркетинга, доставки, которые помогают онлайн-торговле.
Участники сравнили российские и украинские показатели по мобильной торговле. По словам Баса Годски (Acrobator.com) в магазинах, которые он консультирует, 8-12% трафика на сайт является мобильным, но его конверсия – где-то в 4 раза ниже. Андрей Логвин из modnaKasta назвал данные по мобильному приложению своего проекта, которое дает почти 11% продаж.
В чем участники дискуссии согласились, так это в том, что локальным игрокам нужно что-то делать с кросс-бордерными продажами. Как рассказал владелец магазина “Автопапа” Артем Канюка, очень часто случается, что покупатель заказывает несколько товаров на выбор, ему их привозят, он подбирает размер и получает консультацию, а потом отказывается от покупки и заказывает товар из-за рубежа. Такие риски должны учитываться в марже, решили участники обсуждения.
Инвестиции в Уанет
Но где-то уже на середине обсуждения стало ясно, что на некоторые вопросы участники дискуссии на сцене и слушатели в зале смотрят принципиально по-разному. Когда в разговоре возникла тема “Почему российские фонды не инвестируют в украинскую онлайн-торговлю”, дискуссия сразу же заметно оживилась.
Инвесторы твердили о том, что не смогут инвестировать деньги в непрозрачные украинские компании, и что им нужно переходить на легальные схемы и все сразу будет хорошо. А украинские бизнесмены говорили о том, что в Украине очень трудно работать по полностью белым схемам, и что принципиальность внешних инвесторов в отношении легальных схем будет под большим вопросом, когда украинский рынок e-commerce вырастет и станет инвесторам интересен.
Василе Тофан из Horizon Capital (фонд прямых инвестиций, инвестировали в Сiklum и “Датагруп”, вложения от $15 млн на late stage) сказал, что его фонд очень активно интересуется e-commerce и поддерживающими индустриями – платежами, доставкой. Когда рынок – миллиардный (как e-commerce в Украине), инвесторы не могут его игнорировать. “Но очень большой вопрос – прозрачность. Такой фонд как наш не может входить в непрозрачные компании. А реальность украинского рынка, к сожалению такова, что на нем велика доля неучтенного кеша и т.д. Это озадачивает”, – заметил он. С ним согласился и Максим Красных из Intel Capital, который пояснил, что инвестору трудно следить за бизнесом, структурированным как полторы сотни частных предпринимателей.
На это зал среагировал немедленно. Егор Анчишкин из Zakaz.ua задал инвесторам вопрос-задачку: Допустим, есть две страны, в первой – два проекта по $100 млн и ни одного экзита, а во второй – четыре проекта по $10 млн и c IRR для инвесторов всего лишь в 30%. Что лучше для развития рынка? Иными словами, речь шла о том, что есть украинский рынок с частными, но прибыльными проектами, и есть российсий – со множеством проинвестированных, но неприбыльных проектов. И какой же рынок должен быть инвесторам интересен?
По словам Егора, принципиальность западных инвесторов, работающих по белым схемам, можно будет поставить под сомнение, когда украинский рынок по размеру будет для них достаточно интересен. Александр Ольшанский из Internet Invest заметил, что в Украине пока просто маленький рынок, по размерам отличающийся от российского раз в десять, если говорить об оборотах, и раз в сто – если оценивать прибыль. Тем более, западные компании уже идут на некие компромиссы, например, “арендуют” персонал через украинские кадровые агентства.
Александр также объяснил, почему украинским компаниям нереально сейчас переходить на белые схемы: “На 1 гривну зарплаты в Украине нужно выплатить 83 копейки налогов. Элементарная арифметика показывает, что бизнес нельзя так строить в принципе. В России на протяжении 7-8 лет уже существовали схемы легальной выплаты зарплаты с реальным налогообложением в десятки процентов. Я это говорю, чтобы люди не испытывали иллюзий. Часто приезжают российские предприниматели и говорят: давайте мы сейчас начнем строить белый бизнес, у нас в России получилось. В общем, вся эта дискуссия похожа на известный анекдот: “Мышки, станьте ежиками”.
Представитель крупного скандинавского онлайн-ритейлера SmartGuy Вадим Сухоненко в конце обсуждения заметил, что интерес у западных компаний к украинскому рынку уже есть. Эта компания недавно заявила о выходе на украинский рынок. Плюсы рынка России в его масштабе, но для онлайн-магазина это же означает и огромные издержки и риски по доставки. А Украина – более компактная, здесь выше покупательская культура.