Мелкие и средние интернет-торговцы часто критикуют магазин Rozetka.ua, который по оборотам занимает первое место на рынке онлайн-торговли Украины. Как только где-нибудь онлайн появляется сообщение об этом магазине и его основателях, мелкие игроки отмечаются в комментариях и рассказывают о том, как “Розетка” мешает им работать. Примеры тому – и недавняя, очень эмоциональная дискуссия на Facebook, в ходе которой Чечеткину угрожали поджечь офис или машину, и шуточный “вредный совет” интернет-продавцам из доклада Владислава Флакса: “Если у вас что-то не ладится, вините во всем “Розетку”.
Организаторы iForum-2013 решили расследовать этот вопрос и выяснить: стоит ли вообще конкурировать с “Розеткой”, нужно ли идти в онлайн-продажи электроники и что делать тем, кто хочет сейчас заработать в интернет-торговле. В круглом столе “Можно ли конкурировать с “Розеткой” участвовали директор Rozetka.ua Владислав Чечеткин, глава Sokol.ua Евгений Сокольников и один из пионеров онлайн-торговли электроникой Антон Пуховой, который как раз и решил для себя, что в IT-нише конкурировать с крупными магазинами нет смысла.
Основные темы, которые обсуждались на круглом столе, можно свести к следующим:
1. Можно ли конкурировать с “Розеткой”?
Участники решили, что однозначно не стоит пытаться конкурировать с лидерами в и так переполненной нише электроники. “Я на данный момент разочаровался в интернет-рознице, благодаря Владиславу (Чечеткину – ред.)”, – сказал Пуховой. – На вопрос “Есть ли жизнь, кроме “Розетки”, могу ответить однозначно “да”, но не на том рынке, на котором “Розетка” сейчас – номер один”.
“Розетка” использует модель продажи товаров по низкой цене за счет бонусов, говорит Антон. “Это нормальная практика, но для нас, небольших участников рынка, это, в свою очередь, ставит порог на входе. До кризиса на рынке все были приблизительно равны: у кого-то была лучшая модель логистики, у кого-то лучшая модель продаж. После кризиса важным стало только то, у кого больше денег. И на тот момент в лучшей позиции оказалась “Розетка”. Мое мнение: в IT-товарах и мобильной связи, в нишах, на которых “Розетка” изначально строила бизнес, работать не имеет смысла, если у вас нет достаточного финансового и маркетингового резерва”, – считает он.
Владислав Чечеткин поддержал мысль о том, что идти в IT-товары сейчас начинающему интернет-магазину незачем. “Я привык к тому, что среди участников рынка я всегда виноват: что не заработали, что обанкротились… Но рынок интернет-торговли – это рынок конкуренции, особенно если это касается IT-товаров. Все продают абсолютно одинаковые Samsung Galaxy S3. Почему мелкие игроки считают, что у них есть шанс, сегодня родившись и не прилагая сверхусилий, торговать Samsung Galaxy S3 лучше, чем это делают “Розетка”, Sokol.ua или Allo.ua? Продавайте самые лучшие пленки для смартфонов Samsung и Apple, зачем ломиться в тот рынок, который и так перегрет? Продавайте плетеные кресла”, – посоветовал Владислав.
2. Почему все интернет-магазины хотят в нишу IT-товаров, которая и так заполнена?
Потому что онлайн-торговля в Уанете начиналась с потребительской электроники, считает Антон Пуховой. “Исторически e-commerce начинали компьютерщики. В 1998 году я одним из первых занимался мобильными телефонами, и я помню, как в определенный момент этот рынок стал гиперприбыльным и на него ринулись все, кто вчера торговали “трусами на базаре”. За два месяца на мобильных телефонах можно было из ничего заработать $10 тыс.”.
В то же время, говорит Антон, следовать совету “торговать пленками для смартфонов” не так уж и просто. Ведь многие подобные товары доставляются в Украину фактически контрабандой. “Лично я не хочу связываться с этими каналами”, – говорит он.
Александр Ольшанский из “Интернет Инвест”, который модерировал встречу, считает, что как раз “Розетка”, “Сокол” и другие крупные магазины и “виноваты” в том, что многие пытаются войти на этот рынок, поскольку служат примером успешного бизнеса.
Еще одну причину такой популярности ниши IT выяснили, отвечая на вопросы из зала. Обсуждение началось с реплики из зала о том, что “дистрибьюторы, вендоры и владельцы каналов любому “интернет бомжу” дают такие же цены, как лидерам и монстрам рынка”. Евгений Сокольников с этим согласился: “Эта проблема на самом деле есть и она способствует резкому увеличению количества новых онлайн-магазинов. Причина – желание вендоров и дистрибьюторов расширить каналы сбыта. Возможно, это и попытка воспитания нового игрока, чтобы уменьшить влияние со стороны крупных магазинов”.
3. Стоит ли конкурировать с “кирпичной” розницей?
Сокольников попробовал сместить фокус на конкуренцию с офлайн-магазинами: “Почему растет интернет-ритейл? За счет перераспределения долей между классической розницей и онлайном. Моя цель и цель моих коллег по рынку: не оторвать кусок у “Розетки”, а отобрать долю у традиционных продавцов”. По его словам, доля онлайн-ритейла в мобильных телефонах сейчас мизерная – около 6%. А речь идет о рынке, который GfK оценивает примерно в миллиард долларов в год. Так почему бы интернет-торговцам бороться не с “Розеткой”, а за те $940 млн, которые приходятся на “кирпичную” розницу, спрашивает Евгений.
4. Что делать с административными рисками для интернет-магазинов?
Во время обсуждения затронули и тему проверок интернет-магазинов. Комментарий Чечеткина, чей бизнес налоговая проверяла в прошлом году, на эту тему был лаконичным: “Если вы работаете с маржой 0,5%, то любой административный риск закончится для вас окончанием бизнеса. Поэтому зарабатывайте больше”.