По мере того, как падают продажи стационарных компьютеров, сегмент мобильных устройств стремительно развивается. Рынок мобильных продуктов очень динамичен, за каких-то 5 лет он изменился практически до неузнаваемости. Поэтому разработчикам, если они хотят сделать свой бизнес успешным и прибыльным, нужно не просто держать нос по ветру, но думать на 5 лет вперед. Так считает директор программ-менеджмента компании Parallels Александр Пацай.
На конференции IForum 2013 он рассказал о том, что нужно учесть, создавая мобильный продукт, почему ориентация на iOS иногда целесообразней – хоть у Android 70% рынка, как строить матрицы конкуренции и использования продукта, а также о многом другом.
“Продукт Parallels Mobile возник в 2008 году, когда в продажу поступил первый iPhone и вместе с ним открылся App Store для приложений под мобильные продукты. Это был “реактивный” продукт, который по сути был реакцией на то, что происходит на рынке. Тогда мы еще не очень хорошо понимали, что нужно этому рынку, и выпустили продукт, который позволял обращаться к виртуальной машине, запустить ее и остановить. Это и все, что он на тот момент делал. Я бы сказал, бесполезный продукт, – рассказал Пацай.
В 2010 году вышла новая версия Parallels Mobile, которая уже поддерживала iPad и позволяла работать удаленно с виртуальными машинами и Mac OС. В 2011 году появилась очередная, уже толковая новая версия Parallels Mobile – приложение позволяло работать не только с виртуальными машинами, но и управлять хостовой машиной. По сути это был клиент, который позволял подключатся к Mac и удаленно управлять им с iPhone или iPad. В 2012 году мы начали разработку новой версии Parallels Mobile, которая учитывает много различных факторов и изменений на рынке, в мобильных продуктах, настольных продуктах. Мы знаем, чего хотят пользователи.
Как определить, в каком направлении двигаться?
Для начала нужно понять, какую проблему этим программным продуктом мы хотим решить. Нужно придумать идею, определить, куда с этим продуктом вы пойдете дальше.
25 лет назад у человека был только один компьютер – на нем хранились все данные, не было необходимости его куда-то носить или получать удаленный доступ к этим данным. Сегодня у каждого из нас есть огромное количество устройств – компьютер на работе, компьютер дома, ноутбук, смартфон (у некоторых их даже два), планшет – соответственно возникает огромное количество информации, которую нужно синхронизировать, иметь к ней постоянный доступ. Возникает фрагментация данных и приложений – например, когда Photoshop на Mac умеет что-то одно, а на iPad что-то другое. И как результат, проблема синхронизации всех пользовательских данных.
Кто наша целевая аудитория?
Когда мы определили проблему, нужно понять, для кого мы будем ее решать. Нужно сделать огромный анализ, в том числе просмотреть все, что говорят о текущем продукте пользователи на форумах, что говорят в отзывах в App Store, что пользователи говорят о конкурентах. Мы также смотрим на системы аналитики, которые используются внутри приложения, пытаемся понять, как пользователи применяют продукт.
Нужно понимать, чего хочет аудитория от вашего продукта, сценарии того, как они будут использовать его. Не хочется, чтобы вашим смартфоном заколачивали гвозди… Точно так же программный продукт должен использоваться по конкретному сценарию. Причем представлять себе этот сценарий нужно не только на данный момент времени, но и на перспективу. В идеале ваш продукт должен решать проблему как сегодня, так и через 5 лет. Планировать что-то на 5 лет вперед очень сложно – рынок развивается очень динамично. Мы не знаем, что покажут Apple или Google завтра, и как это повлияет на рынок через 5 лет. Но вы должны хорошо представлять себе будущее, по крайней мере, вашей ключевой аудитории.
Матрицы пересечений
Можно сопоставить несколько аудиторий, продумать для них сценарии, посмотреть, где эти аудитории и сценарии пересекаются и попытаться на основании пересечений данных делать выводы:
Нужно также очень хорошо понимать, что на рынке делают ваши конкуренты. Какие существуют продукты, которые могут конкурировать с вашим, какие у них слабые и сильные стороны, чем они привлекают пользователя и как вы будете его переманивать.
Идти нужно не туда, где больше, а туда, где богаче
Важно очень хорошо понимать рынок устройств, на который вы будете выпускать свои продукты. Можно много говорить о том, что Android – это 70% мирового рынка, но если деньги в другом месте, то, может быть, вам не стоит фокусироваться на Android? На днях Apple отчиталась за квартал, и объявила о том, что выплатила разработчикам $9 млрд. Если сравнить выплаты компаний-лидеров разработчикам iOS и Android, разница поражает. Хотите зарабатывать больше – нужно целится на ту аудиторию, у которой и денег больше. И несмотря на то, что устройств iOS продается меньше, в App Store дела идут лучше, чем у Google Play.
Когда вы планируете, куда будете запускать свой продукт, нужно хорошо понимать: какие это будут устройства (смартфоны или планшеты), какие операционные системы. Стоит ли вообще фокусироваться на каких-то маргинальных рынках (тот же Windows Phone, Blackberry) или же идти на более массовые платформы? Посмотрите, какие платформы поддерживают ваши главные конкуренты – это даст вам подсказку, стоит ли заморачиваться на поддержку тех ли иных устройств или ОС.
А вот еще одно подтверждение тому, что не стоит ориентироваться на массовость. Компания Good Technology, которая занимается проектированием систем мобильных устройств для корпоративных пользователей подсчитала, что в корпоративном секторе мобильные устройства Apple существенно опережают конкурирующие системы и другие устройства. Поэтому, выходя на рынок бизнес-продуктов, в первую очередь логично фокусироваться на iOS, и лишь потом на Android.
Не спешите хоронить ПК
Когда мы планировали следующую версию Parallels Mobile, мы выяснили, что на фоне всех разговоров о скорой “смерти” персональный компьютер никуда не девается. Продажи снижаются, но то количество устройств, которые будут на рынке, останется достаточно большим. Тогда же, отчитываясь за квартал, Тим Кук сказал, что ПК еще не умер, рано его хоронить и фокусироваться только на мобильном рынке. И в будущем продукт, который ляжет на ПК, будет необходим, потому что у пользователя будет потребность в связке информации с десктопа с информацией с мобильных экранов.
Нанимайте в команду только игроков класса А
Для того, чтобы сделать хороший проект, нужны лучшие разработчики, лучшие маркетологи, лучшие продукт-менеджеры… Старайтесь собрать команду из игроков класса А, чтобы они потом нанимали игроков класса В. Ведь если вы возьмете в проект игроков класса В, то они, в свою очередь, будут нанимать игроков класса С и дальше по наклонной…
Будьте проще, и люди к вам потянутся
Закладывая новую версию Parallels Mobile, мы сосредоточились на простоте, потому что видели, что пользователи это очень ценят. Если раньше смартфоны были крайне сложными устройствами, предназначенными для гиков, то iPhone, который вышел на рынок 6 лет назад, показал, что пользователи хотят чего-то простого, понятного и предсказуемого.
Не старайтесь засунуть в свой проект всю возможную функциональность, удовлетворить всех пользователей до единого – это все-равно невозможно, вы не сможете избежать жалоб и недовольных персонажей.