Антон Носик iForum-2013 — о трендах, которые негативно влияют на интернет

4171

403322_627715937242020_1385616759_nНа конференции iForum-2013 один из «отцов Рунета», медиаменеджер и блоггер Антон Носик (SUP Media) прочитал доклад о трендах, которые негативно отражаются на интернет-индустрии. Среди них государственное регулирование интернета, зашкаливающий уровень киберпреступности в России и Украине, давление крупного офлайн-бизнеса на интернет-бизнес, а также массовое движение интернета в мобайл.

«Я думаю, мы все согласимся, что интернет и IТ — это работа на перспективу, на построение светлого будущего. И никто не сомневается, что будущее наше светло и прекрасно. Поэтому я расскажу о том, что не светло и не прекрасно, а наоборот опасно, неприятно, а потому как раз и заслуживает внимания. Как говорил один мудрый человек, к хорошему не надо готовится — когда оно придет, будем радоваться. Готовится имеет смысл к плохому, — такими словами Носик начал свой доклад.

Государственное регулирование интернета — попытки пока тщетные, но опасные

На сегодня в большинстве стран мира, в том числе и развитых, основной опасностью для интернета является, конечно же, государство. Причем я имею в виду не какую-то конкретную власть. Власти свойственно стремиться к контролю, напоминать, кто в доме хозяин, в любой сфере жизни. А интернет — это гигантская сфера, где люди всего мира на протяжении двух десятков лет обходились вообще без власти. За исключением Республики Беларусь или Казахстана, где озабоченность власти существованием интернета началась еще в прошлом тысячелетии. Но если говорить в целом, то интернет рынок именно благодаря невмешательству властей все это время успешно развивался и строился.

Сегодня во всех странах мира чиновники осознают, что есть огромная сфера, в которой буквально живет молодежь — то есть завтрашние избиратели, и в этой сфере они не подконтрольны власти. Поэтому бюрократии всего мира стремятся наверстать упущенное в области государственного регулирования интернета. При этом понятно, что если они 20 лет на него вообще не смотрели, их компетенции в этой сфере невелики. И преимущественно все попытки государства к регулированию интернета сводятся к тому, что они, как герои известной пьесы Гоголя, хотят в очередной раз о себе напомнить и заявить о своем влиянии.

Сегодня во многих странах правительство предпринимает попытки создать некое региональное законодательство, тем или иным способом регулирующее интернет. И поскольку оно не является следствием какой-то продуманной философской концепции, все это очень напоминает басню про лебедя, рака и щуку: одновременно на рассмотрении парламента лежат законодательные акты нормализации, зарегулирования и либерализации интернета, тут принимают налоговую льготу, а в соседнем ряду в том же парламенте предлагают, напротив, все это налогом обложить. Сказывается непонимание того, как интернет устроен, как он работает, но при этом имеется очень сильное желание рулить, не стесняясь уровня собственного невежества.

В начале прошлого лета мы наблюдали попытки некоторых национальных правительств обидеться на США за то, что эта «нехорошая» страна дала миру интернет, и вся ключевая инфраструктура, в том числе корневые сервера, находятся там. Это неправильно, потому что не дает возможности правительствам отключить своих граждан от интернета. И надо каким-то образом это исправить. В Дубаи представители наиболее «демократических» стран, таких как Россия, Китай и Иран, готовили инициативу закрытия данной интернациональной интернет-лавочки, с целью превращения мирового интернета в набор отгороженных друг от друга таможнями и колючей проволокой национальных компьютерных сетей.

Если говорить о Европе, то попытки рулить международным интернетом в Евросоюзе начали еще со второй половину 90-х. Гигантская армия еврочиновников, которой хочется как-то заявить о себе, напомнить, кто в доме хозяин, предъявляют бесконечные претензии то к Google, то к платежным системам, то к игорному бизнесу. Google Maps чудовищно вредят приватности европейцев, а игорные заведения не платят налог в итальянскую казну… Короче, есть над чем поработать еврочиновникам.

(Эту тему в своем докладе на iForum-2013 поднимал также Игорь Ашманов. Вы можете ознакомиться с его точкой зрения по поводу необходимости государственного регулирования интернета, которая абсолютно противоположна точке зрения Антона Носика — прим. ред.).

Интернет-криминал: Россия и Украина делят почетное первое место

На протяжении многих лет интернет на постсоветском пространстве был не интересен криминальным структурам, а также абсолютно не интересовал правоохранительные органы. И в связи с этими обстоятельствами сегодня не существует законов, ограничивающих криминал в интернете. Естественно, Россия, Украина и другие страны СНГ становятся плацдармом экспансии киберпреступности. Если пробежаться по заголовкам в СМИ и почитать про организации крупных краж с кредитных карт, крупных бот-нетов, больших DDoS-атак, шантажа игроков рынка электронной коммерции — обязательно за всем этим стоят наши соотечественники. И речь не идет о скромном 5 месте в мировом рейтинге, как в случае с аутсорсингом. Россия и Украина в отрасли киберпреступности оспаривают друг у друга почетное первое место.

Все это определяет отношение к нам Запада. Некоторые платежные систем за океаном не принимают платежи из Восточной Европы, даже не разбираясь с тем, что за банк, что за плательщик. Дешевле просто не иметь клиентов отсюда.

«Блатные» методы давления на интернет-бизнес

Нечто очень похожее на вышеперечисленные моменты на постсоветском пространстве называется «крупный бизнес». Интернет развивался в стороне от него, и долгое время крупный бизнес интернетом не интересовался. Потому-то все так хорошо и развивалось. Но сегодня крупному бизнесу уже трудно не замечать интернет, потому что его активы становятся сравнимы с активами самого крупного бизнеса. Например, оценка «ВКонтакте» в $1,5 млрд многим не дает покоя при том, что это даже непубличная компания. А оценка компании «Яндекс», которая сейчас котируется на NASDAQ и находится «в глубокой заднице» с точки зрения инвесторов, которые вкладывались в нее на IPO, хоть и на 15-20% ниже стартовой цены, но все-таки достигает $6-7 млрд. Поэтому сегодня интернет-бизнесы — это привлекательные активы для бизнесменов, привыкших решать вопросы в стиле давно ушедшей эпохи.

Все те неприятности, которые сегодня преследуют генерального директора и управляющего мажоритарным пакетом социальной сети «ВКонтакте» Павла Дурова — это унылое и старомодное рейдерство из 90-х, которое просто впервые приложилось к такой неожиданной сфере. Все целлюлозно-бумажные комбинаты когда-то «дерибанились» с олигархами точно по такой же схеме, включая вбросы в прессу из разряда «сбежал за границу», «их разыскивает милиция», «обвиняется в преступлениях против власти», «работает на спецслужбы» и т.д. Сейчас дерибанится «ВКонтакте» — просто кто-то что-то захотел у кого-то «отжать».

Ветры перемен: что будет с нами в эпоху мобайл?

Жизнь не стоит на месте и это хорошо, но надо понимать, что ветер перемен в реальной жизни много кого сметет. Компании, с которой когда-то проистекла вся индустрия интернет-поиска, которой принадлежит патент от 1994 года на поисковый опыт, давно не существует. Она умерла под давлением конкурентов еще до появления Google. Билл Гейтс говорил, что если в любые 18 месяцев своей истории Microsoft не переизобретет полностью весь свой бизнес заново, то про Microsoft можно будет забыть. И приемник Гейтса успешно нам демонстрирует, что действительно, про Microsoft можно забыть.

Самой горячей темой сегодня является интернет-мобилизация. Если посмотреть на цифры, можно сказать, что людей, которые используют мобильные устройства для выхода в интернет, будет 80% среди всех уже в следующем году! Мобильные приложения и браузеры становятся дуальнее веба.

Если вы спросите флагманов индустрии, как на мобильной платформе должны быть представлены сайты — в виде мобильной версии для браузера или в виде мобильного приложения — однозначного ответа они вам не дадут. А это стратегические ставки: если кто-то вложился в приложение, и оказалось, что побеждает веб, бизнесу придется несладко. Одна из структур, к которой я имею отношение на протяжении 12 лет — «Живой Журнал» — на собственном примере доказывает, как легко можно остаться за бортом, если твоя мобильная стратегия неактуальна. Пока взлетают всякие неприличные слова вроде Instagram, «ЖЖ» теряет автора и читателя просто потому, что его неудобно читать с мобильного телефона. И все это без ухудшения контента!

Кризис обесценивает европейские компании

Неприятности «Яндекс» на американской фондовой бирже связаны совершенно не с тем, что у компании плохие показатели — показатели у нее блестящие. Все неприятности «Яндекса» связаны с тем, что для NASDAQ это голландская фирма. А следовательно проблемы Греции, Кипра, выборы/перевыборы в Италии и дефолты в Евросоюзе — все это напрямую касается «Яндекса», как европейской компании. Все тревоги, связанные с Еврозоной, обрушивают акции «Яндекса» каждый раз. И эти обрушения для инвестора гораздо важнее, чем квартальный отчет компании. Парадокс, но такова жизнь.

И поскольку все мы сегодня встретились на европейском континенте, надо понимать, что нам не раз еще придется заплатить высокую цену за то, как вели себя греческие налогоплательщики, кипрские банки и другие безответственные люди, которых мы к счастью никогда не встречали и встречать не планируем.

Оставить комментарий

Комментарии | 0

Поиск