Одна из самых популярных тематик в разделе стартапов на Quora: как молодому проекту распознать признаки надвигающейся беды и получить достаточно времени, чтобы все исправить. Обсуждение темы – достаточно оживленное и длинное, но если собрать самые рейтинговые, дельные с точки зрения пользователей советы, получится список из примерно 13 признаков того, что у стартапа будет не все гладко в будущем.
Например, серийный предприниматель Уильям Пьетри считает, что один из таких признаков – отсутствие практической проблемы, которую решает стартап. Часто стартапы “гоняются” за модной идеей, (вроде 3D-телевидения), у которой, тем не менее, нет ниши с ярко выраженным пользовательским интересом, нет конкретной проблемы, для которой предлагается решение.
Редакция AIN.UA предлагает подборку неудачных признаков для стартапа.
- Нет ярко выраженной потребности пользователей, которой соответствует продукт. К примеру, 3D-технологии в кино – это очень инновационно, но даже поверхностное исследование показывает, что большинство зрителей довольны и 2D-изображением. Так что 3D в нынешнем состоянии совсем не та революционная технология, которую можно сравнить с добавлением в фильмы звука или цвета.
- Есть боязнь протестировать свою гипотезу. Множество стартапов начинается с рекламной шумихи и ажиотажа. Без этого нельзя: создавать свою компанию – это очень сложное, даже болезненное занятие, и чтобы как-то компенсировать это, в начале нужна какая-то степень позитивных и преувеличенных эмоций. Но шумиха и экзальтация также вредны: они вдохновляют команду так, что та начинает верить в свою непотопляемость. Если команда стартапа не научится смотреть на вещи здраво, это будет означать неприятные сюрпризы в будущем.
- Нет по-настоящему хорошего отношения к своим пользователям. “Первый дизайнер YouTube, который также является моим старым другом, брал с собой видеокамеру, садился на мотоцикл и ездил по домам пользователей, чтобы снимать их в непринужденной обстановке. Он – настоящий популяризатор технологии и хочет, чтобы люди действительно пробовали то, что он создает”, – рассказывает Уильям.
- Основатель равнодушен к тематике стартапа. Если вы не любите спорт, даже не думайте о создании стартапа, так или иначе связанного со спортивной тематикой.
- Нет хороших отношений внутри команды. Команда стартапа – как правило, небольшая, и если уже на ранних этапах члены команды не общаются между собой, или даже враждуют, это очень плохой знак.
- Перфекционизм. Постоянное стремление к совершенству часто убивает проект. Вещи, которые явно понравятся вашим ранним пользователям, должны быть совершенными, советует Уильям. Забейте пока на все остальное.
- Игнорирование финансовых показателей, в частности – дохода. Многие проекты стараются создать продукт, а не бизнес. Разница между ними в том, что в последнем случае компания зарабатывает достаточно, чтобы расплачиваться по счетам. “Это понятно: сам процесс создания продукта очень интересен, а финансовая работа скучная и рутинная. Но ее нельзя игнорировать, пока бизнес не стал стабильным”, – пишет Уильям.
- Излишнее внимание к тому, что думают другие. Некоторые стартаперы очень переживают по поводу того, что думают конкуренты или друзья, или о том, что сейчас круто по меркам Кремниевой Долины. Но все, о чем они должны думать на самом деле: что о них думают их же пользователи.
- Перекос по шкале Даннинга-Крюгера. Здесь все просто: стартапы, которые уверены, что знают о рынке все – в большей опасности, чем те, кто признается в том, что знает недостаточно.
Девид Литвак, CEO Mozio, добавил в обсуждении еще четыре признака, которые могут обозначать возможный крах стартапа в будущем:
- Не все члены команды бросили свои прежние работы. По словам Девида, каждый раз, когда он слышит, что CTO команды никак не решится бросить основную работу в Sun, или кто-то из команды параллельно пытается получить PhD, это, как правило, значит, что через полгода проект закроется.
- Недостаточное знание своей ниши. Еще хуже, когда команда проекта сама не является потенциалными потребителями своего же продукта.
- У стартапа много “визионеров”-сооснователей и всего один разработчик. Без комментариев.
- Техническая часть работы отдается на аутсорс. Такому проекту, кроме всего прочего, труднее получить инвестиции, поскольку аутсорс технических заданий повышает для инвесторов риски.