Одна из самых популярных тематик в разделе стартапов на Quora: как молодому проекту распознать признаки надвигающейся беды и получить достаточно времени, чтобы все исправить. Обсуждение темы – достаточно оживленное и длинное, но если собрать самые рейтинговые, дельные с точки зрения пользователей советы, получится список из примерно 13 признаков того, что у стартапа будет не все гладко в будущем.

Например, серийный предприниматель Уильям Пьетри считает, что один из таких признаков – отсутствие практической проблемы, которую решает стартап. Часто стартапы “гоняются” за модной идеей, (вроде 3D-телевидения), у которой, тем не менее, нет ниши с ярко выраженным пользовательским интересом, нет конкретной проблемы, для которой предлагается решение.

Редакция AIN.UA предлагает подборку неудачных признаков для стартапа.

  1.  Нет ярко выраженной потребности пользователей, которой соответствует продукт. К примеру, 3D-технологии в кино – это очень инновационно, но даже поверхностное исследование показывает, что большинство зрителей довольны и 2D-изображением. Так что 3D в нынешнем состоянии совсем не та революционная технология, которую можно сравнить с добавлением в фильмы звука или цвета. 
  2. Есть боязнь протестировать свою гипотезу. Множество стартапов начинается с рекламной шумихи и ажиотажа. Без этого нельзя: создавать свою компанию – это очень сложное, даже болезненное занятие, и чтобы как-то компенсировать это, в начале нужна какая-то степень позитивных и преувеличенных эмоций. Но шумиха и экзальтация также вредны: они вдохновляют команду так, что та начинает верить в свою непотопляемость. Если команда стартапа не научится смотреть на вещи здраво, это будет означать неприятные сюрпризы в будущем.
  3. Нет по-настоящему хорошего отношения к своим пользователям. “Первый дизайнер YouTube, который также является моим старым другом, брал с собой видеокамеру, садился на мотоцикл и ездил по домам пользователей, чтобы снимать их в непринужденной обстановке. Он – настоящий популяризатор технологии и хочет, чтобы люди действительно пробовали то, что он создает”, – рассказывает Уильям.
  4. Основатель равнодушен к тематике стартапа. Если вы не любите спорт, даже не думайте о создании стартапа, так или иначе связанного со спортивной тематикой.
  5. Нет хороших отношений внутри команды. Команда стартапа – как правило, небольшая, и если уже на ранних этапах члены команды не общаются между собой, или даже враждуют, это очень плохой знак.
  6. Перфекционизм. Постоянное стремление к совершенству часто убивает проект. Вещи, которые явно понравятся вашим ранним пользователям, должны быть совершенными, советует Уильям. Забейте пока на все остальное.
  7. Игнорирование финансовых показателей, в частности – дохода. Многие проекты стараются создать продукт, а не бизнес. Разница между ними в том, что в последнем случае компания зарабатывает достаточно, чтобы расплачиваться по счетам. “Это понятно: сам процесс создания продукта очень интересен, а финансовая работа скучная и рутинная. Но ее нельзя игнорировать, пока бизнес не стал стабильным”, – пишет Уильям.
  8. Излишнее внимание к тому, что думают другие. Некоторые стартаперы очень переживают по поводу того, что думают конкуренты или друзья, или о том, что сейчас круто по меркам Кремниевой Долины. Но все, о чем они должны думать на самом деле: что о них думают их же пользователи.
  9. Перекос по шкале Даннинга-Крюгера. Здесь все просто: стартапы, которые уверены, что знают о рынке все – в большей опасности, чем те, кто признается в том, что знает недостаточно.

Девид Литвак, CEO Mozio, добавил в обсуждении еще четыре признака, которые могут обозначать возможный крах стартапа в будущем:

  1. Не все члены команды бросили свои прежние работы. По словам Девида, каждый раз, когда он слышит, что CTO команды никак не решится бросить основную работу в Sun, или кто-то из команды параллельно пытается получить PhD, это, как правило, значит, что через полгода проект закроется. 
  2. Недостаточное знание своей ниши. Еще хуже, когда команда проекта сама не является потенциалными потребителями своего же продукта.
  3. У стартапа много “визионеров”-сооснователей и всего один разработчик. Без комментариев.
  4. Техническая часть работы отдается на аутсорс. Такому проекту, кроме всего прочего, труднее получить инвестиции, поскольку аутсорс технических заданий повышает для инвесторов риски.