Анна Дегтерева, Happy Farm: «За 2012 год мы вложили в инкубатор около миллиона долларов»

1555
4

Анна Дегтерева, Happy Farm: "За 2012 год мы вложили в инкубатор около миллиона долларов"В уютном поселке Счастливое в Киевской области среди частных домов возвышается 6-этажное здание. Одним из первых его арендаторов стал бизнес-инкубатор полного цикла Happy Farm. Здесь на первом этаже офисного крыла расположилась штаб-квартира инкубатора. Сразу под ней на минус первом — коворкинг с конференц-залом и кухней. У каждой команды есть свой уголок, а один из резидентов Jamrooms даже обустроил себе закрытую каморку, в которой царит мистическая атмосфера и полумрак, поскольку единственными источниками света здесь являются четыре разноцветные лава лампы. “Это для вдохновения, — поясняет Алена Новгородская, менеджер по работе со стартапами Happy Farm. — Их СЕО — очень творческий человек”.

В этих просторных помещениях резиденты Happy Farm проводят все свое время с утра до вечера: учатся, работают, обедают. А вечером идут “домой” — в одном из подъездов все той же новостройки обустроена гостиница, в которой стартаперы живут на протяжение всей сессии. Комнаты небольшие, но уютные, со всеми удобствами и хорошим видом из окна.

По приемной главного офиса снуют туда-сюда озабоченные стартаперы. Слева находится кабинет СЕО Happy Farm Анны Дегтеревой, дверь в него почти всегда открыта нараспашку. Здесь мы беседуем с Анной, чтобы узнать об успехах первого выпуска “Счастливой Фермы”, потенциале новичков, изменениях в стратегии инкубатора, и многом другом.

Как возникла идея создать инкубатор? И как искали инвестора?

Пять лет подряд мы организовываем конкурс “Инновационный прорыв” в Украине. Там много направлений — не только ИТ: и биотехнологии, и медицина, и энергосбережение, и машиностроение. И мы заметили, что в Украине есть много хороших изобретателей с интересными идеями, но у них нет ни малейшего представления о том, как эти идеи воплотить в жизнь. Пару раз мы вывезли их в Долину и поняли, что они абсолютно не подготовлены. Надо было создать структуру, в которой можно было бы их обучать и выводить на глобальный рынок. Так возникла идея создать инкубатор. И, как часто бывает, появилась идея — появился инвестор. То есть, можно сказать, что это инвестор нашел нас, а не мы его.

Тогда мы вместе стали думать, каким будет этот инкубатор. Организовали конференцию в отеле Hyatt в феврале 2011 года под названием “Место Украины в глобальном инновационном процессе”. Пригласили туда известных людей (Глен Хемстра, Марина Горбис, Богдан Купич, Влад Воскресенский, Павло Шеремета и др.), связанных со стартапами, и устроили брейн-шторм. В результате было решено сфокусироваться на ИТ, поскольку порог входа здесь гораздо ниже, чем у таких отраслей, как биотехнологии, медицина, энергосбережение.

Начали собирать борд директоров, менторов, разрабатывать концепцию, считать бизнес-модель. Много чего поменяли со временем. Например, изначально мы планировали везти стартапы в Долину на 3 месяца, но потом поняли, что лучше уменьшить этот срок до месяца, но сделать стажировку более интенсивной.

Как формировалась стратегия Happy Farm? Почему решили остановиться именно на модели кампусного типа?

Я объехала все возможные инкубаторы США и Европы, посмотрела, как они работают, изучила самые успешные практики и на основании всего этого мы сложили концепцию того, каким должен быть наш инкубатор. В своей стратегии мы ориентируемся на трех лидеров: YCombinator, 500Startups и TechStars. Все наши менторы оттуда.

А сколько времени ушло на то, чтобы все подготовить? И сколько денег вложили в инфраструктуру инкубатора, команду и все операционные расходы, необходимые для запуска?

Если идея возникла в феврале 2011 года, когда еще даже не было здания, в котором сейчас находится Happy Farm, то запустились мы уже в июле 2012 года. Что касается вложений, точно не скажу. Но за 2012 год в инкубатор вложили около миллиона долларов.

Сколько в сумме вложили в первую сессию? Когда, по вашим прогнозам, инкубатору окупятся инвестиции и затраты?

Умножьте $70 тыс. на 6 —  получите искомую сумму. В каждый стартап мы вложили по $70 тыс., из которых по $15 тыс. даем командам на руки в качестве стартового капитала, а остальное — в виде сервисов. Нас ведь никто бесплатно не везет в США, не размещает в гостинице, не кормит. Менторы тоже приезжают не бесплатно.

В сумме в первую сессию мы сложили $420 тыс. Согласно нашему бизнес-плану, одна сессия должна принести прибыль через два года. Так что начать возврат инвестиций мы планируем в 2014-2015 году.

А сколько планируете вложить во вторую сессию? Команд намного больше — 17 против 6 в первом наборе. На каждую потратите по $70 тыс?

Из этих 17-ти команд девять приняты в класс А, две — в класс Е и 6 — в класс С. Класс А мы финансируем по старой схеме — $70 тыс. в сумме, из которых $15 тыс. в денежном эквиваленте за 15% акций. То есть, $630 тыс. в этом году мы вкладываем только в класс А.

Класс Е представляет собой уже прибыльные бизнесы, с ними немножко другая история. Мы поняли, что такие команды стоят гораздо дороже, поэтому схема 15% за $70 тыс. вряд ли будет работать. Для них более приемлемый вариант 7-10% за менторскую поддержку, программу, стажировку в США. Но мы пока не готовы озвучить сумму вложений в эти команды.

Зачем уже успешным бизнесам идти в инкубатор?

Работающий бизнес — это только начало. Что с ним делать дальше? Как растить и развивать? На эти вопросы могут ответить менторы — люди с опытом, а главное, связями. Можно разбить себе лоб, но так никуда и не достучаться. Но когда тебя за руку приводят в нужные компании и к нужным людям — для бизнеса это дороже золота. Инкубатор позволяет сократить время на наработку связей и создание стратегии роста. Можно потратить на все это несколько лет, а можно получить у нас меньше чем за полгода.

Я была удивлена, когда увидела, сколько зрелых компаний обратились к нам в этом году исключительно за менторами и ростом. Кстати, примерно 50% наших резидентов во второй сессии не из Украины. Это стартапы из России, Казахстана, Белоруссии. Им нравится наша модель инкубирования – динамика, нагрузка, которую мы даем, поэтому они готовы на время программы переехать в Украину.

А как они о вас узнают? Какие маркетинговые каналы используете?

Мы проводим масштабное промо: ездим по разным странам, выступаем, участвуем в целевых мероприятиях (International Investment & Innovation Forum, Made In Kyiv, Belarus Startup, GDS Conference, “Золотой Байт”) и выступаем их партнерами, рассказываем о себе в блогах, СМИ. Слухи расходятся быстро.

Кроме того, наши резиденты очень хорошо нас рекламируют. Одна только команда Umix.tv привела около 10 команд из России.

Ну и, конечно же, активно используем социальные сети.

Во вторую сессию вы взяли несколько проектов на платной основе. Почему, и сколько таких проектов может быть за сессию? Как для них отличаются условия пребывания в Happy Farm?

Пока у нас платно инкубируется всего одна команда — instudies. Это наш пилотный проект. Нам интересно принимать стартапы, у которых уже есть первый инвестор, но он видит стратегическое развитие компании, повышение эффективности команды через инкубирование, с вовлечением менторов и экспертов международного уровня. Так, у instudies уже есть инвестор, мы его хорошо знаем, у нас отличные отношения. Он захотел, чтобы ребята прошли у нас обучение, и согласился за это заплатить. Думаю, в третьем сезоне у нас появятся уже несколько таких команд.

Что касается условий, пока речь идет о работе в Украине в течении двух месяцев (первая часть акселерационной программы Happy Farm). За каждой такой командой закреплен член Борда директоров Happy Farm. Но, поскольку они принимают участие в программе на платных условиях, долевого участия в таких проектах Happy Farm не имеет.

Подведите итоги первой сессии: скольким проектам удалось привлечь инвестиции и в каком размере, выйти на глобальный рынок, открыть офис в США?

Интересная история случилась с Umix.tv — это платформа, которая позволяет на основе лент социальных сетей и интересов пользователя создать свой собственный ТВ-канал. СЕО проекта Михаил Паулкин известен тем, что со-основал в 2006 году российский видео-портал Rutube, а в 2008 продал его за огромную сумму — точная цифра не разглашается, однако это миллионы долларов. В Umix.tv должен был вложиться инвестор из Европы, также мы организовали ребятам встречу с Аandreessen Horowitz — это огромный и невероятно успешный фонд. Но Михаил Паулкин решил развивать проект на собственные средства. Капитализация компании увеличилась, доля инкубатора и менторов размылась. Umix.tv привлек внимание крупных американских корпораций и сегодня большую часть времени команда проводит в США, хоть там у них уже есть свой представитель.

Сервис по производству и продаже подарочных сертификатов с доставкой Ugift давно вышел на прибыль. Сейчас команда ищет инвесторов в очередном раунде, а пока они развиваются за счет собственных средств.

Проект Advice Wallet сейчас находится на этапе закрытия сделки. Это платформа для привлечения клиентов из социальных сетей и повышения лояльности. Участники получают вознаграждение за советы друзьям, а те, в свою очередь, получают скидки. Команда YourSize — онлайн-база биометрических е-паспортов, которые содержат информацию о размерах одежды пользователя и его предпочтениях в гардеробе — нашла представителя в США, но пока рано говорить о результатах. Аналогичная ситуация уагрегатора магазинов женской одежды SvitStyle.

Beondesk пивотят свой продукт — это виртуальный рабочий стол в облачной среде, объединяющий различные веб-службы и приложения. О том, чего добились, мы сможем говорить только в сентябре, потому что в первой сессии СЕО Роману Дунину не дали визу, и он не смог поехать на стажировку в Штаты. Поэтому в Долину он отправится осенью вместе с командами второго набора.

Какие выводы сделали из первой сессии и как они повлияли на стратегию инкубатора?

Самое главное, что мы поняли по итогам первой сессии: если мы хотим видеть у себя более качественные стартапы, их надо готовить. Моей маленькой дочке Даше шесть лет. Если сегодня я не научу Дашу читать, то ждать, что она сама через два года обучится грамоте, глупо. Надо уделить время ее образованию. Точно так же и со стартапами — нельзя надеяться, что к нам откуда ни возьмись придут студенты, которые понимают, что такое бизнес-модель, маркетинг, стратегия… Чудес не бывает. Им нужно дать эти знания, дать понять, какими они должны к нам прийти, что должен представлять из себя их продукт. Чтобы они могли подготовиться к инкубированию.

Поэтому мы внедрили класс С — это двухнедельное “погружение”, сессия, на которой мы подтягиваем команды до нужного уровня. Мы решили, что лучше мы сейчас в них инвестируем, чтобы потом они смогли вернуться к нам в следующий цикл. За эти курсы мы вообще ничего не берем — не подписываем никаких бумаг, не просим долю в проекте, не взимаем плату. Это наша стратегия по “выращиванию” своей аудитории.

Как Happy Farm конкурирует с другими украинскими инкубаторами за стартапы? А в каких вопросах с ними сотрудничает?

Мы с Эвелин Бучацки как-то просматривали заявки, которые поступали в Happy Farm и Eastlabs, и обнаружили, что резидентов, которые подавались и туда, и туда, просто не было. В разные инкубаторы приходят разные команды, поэтому конкуренции за стартапы нет.

Нам сейчас нужно развивать украинский рынок стартапов, а не конкурировать между собой. Мы тесно сотрудничаем с коллегами из других инкубаторов. Например, в феврале мы возили на стажировку в США проект Eastlabs MyTeamVoice и, я думаю, в сентябре этот опыт повторим. С ними мы также обсуждали возможность совместного инвестирования и создания образовательной программы для стартапов. Регулярно делаем совместные мероприятия. Зимой будем делать Европейский венчурный саммит, в котором примет участие и Wannabiz, потом хотим вместе участвовать в TechCrunch. Также тесно общаемся с директорами технопарка Bionic Hill Виктором Галасюком и Виктором Кривенко, стараемся оказывать им посильную поддержку.

На какие отрасли ИТ сегодня ориентируется Happy Farm и почему?

Мы смотрим на все сферы ИТ без исключения и не приоритезируем какие-то конкретные. Потому что если мы видим действительно классный проект, если мы знаем, как и что с ним делать, не имеет значения — электронная коммерция это, мобильная разработка или какой-то интернет-сервис — мы его возьмем.

Оставить комментарий

Комментарии | 4

Поиск