В украинском парламенте зарегистрирован проект закона, регулирующий сферу электронной коммерции. Это – далеко не первая попытка урегулировать данную отрасль законодательно. Разработкой закона руководила депутат от УДАР Ольга Белькова (до работы в парламенте была управляющим парнтером инкубатора East Labs). В разработке текста принимали участие Александр Ольшанский (Internet Invest), Андрей Логвин (modnaKasta), Владислав Чечеткин (Rozetka.UA), Евгений Сысоев (AVentures), Николай Палиенко (Prom.ua) и другие эксперты. На Facebook создана специальная группа для обсуждения проекта.
Проект вводит новые термины: электронная коммерция, электронный товар, электронная торговля, интернет-магазин, но, что самое главное – электронная сделка (електронний правочин), которая по нормам закона будет равна по правовым последствиям другим способам заключения сделки.
“При подготовке текста закона мы учитывали комментарии участников рынка электронной коммерции. Основной новацией в проекте являются предложенные правки в Гражданский кодекс, которые уточняют еще одну форму заключения договора – электронную. Ведь на сегодня многие предприниматели пользуются именно такой формой, при том, что статус ее в кодексе – весьма расплывчат, – рассказала AIN.UA Ольга Белькова. – Также, мы хотели предложить альтернативу электронно-цифровой подписи, которая на данный момент недоступна многим малым предпрятиям и потребителям. Для этого мы вводим понятие “одноразового идентификатора” – кода подтверждения, который покупатели будут использовать в процессе покупки товаров онлайн, и который будет достаточным подтверждением легитимности заключенного договора”.
По словам депутата, одной из основных новаций законопроекта является описание процедуры получения подписи одноразовым идентификатором, который должен предложить продавцам и покупателям более эффективную форму электронной подписи для сделок, которые совершаются дистанционно.
На практике это означает следующее. Предложение о покупке товара (оферта) работает либо когда магазин отсылает коммерческое электронное сообщение (письмо), либо когда он размещает оферту на сайте своего магазина и в других открытых сетевых ресурсах.
Пользователь может заключить сделку со своей стороны с помощью электронного письма или заполнения электронной формы на сайте. Но такая форма заключения договора на сайте интернет-магазина должна работать в два этапа: идентификация покупателя и “создание электронного документа или сообщения, которое подтверждает заключение сделки”. Потребителю всегда должны дать возможность вернуться к предыдущему этапу до момента заключения сделки. Фактически, если закон будет принят, все сделки в онлайне будут проводиться с использованием “одноразового идентификатора” – цифро-буквенного кода, который присылается покупателю на почту или мобильный и используется для верификации сделки.
В случае, если закон вступит в силу, онлайн-покупка будет выглядеть таким образом: пользователь выбирает товар на сайте, заполняет форму заказа, отправляя магазину свои личные данные. Магазин на почту или мобильный телефон присылает одноразовый код (указанный выше идентификатор). Пользователь может оплатить товар только после того, как введет код. Оформление до этого этапа не будет считаться сделкой купли-продажи.
Электронные документы и электронные сообщения при такой сделке могут быть использованы как доказательства в суде.
Проект закона устанавливает некоторые нормы ответственности для интернет-торговцев перед покупателями. Там говорится, что продавцы товаров (интернет-магазины) и информационных услуг (хостеры, операторы) должны давать другим субъектам электронной торговли такую информацию о себе: наименование (для юрлица) или ФИО (для физлица), месторасположение, адрес электронной почты, код ЕГРПОУ и другие данные. Иными словами, на сайте любого интернет-магазина должны будут содержаться такие данные о нем.
Также, продавцы при продаже товара онлайн должны обеспечить “полное соответствие предмета договора заявленным в оферте количественным и качественным требованиям”. Кроме этого, проект закона ограничивает спам: коммерческие электронные сообщения без согласия покупателя можно высылать ему только при условии, что у него есть возможность отписаться от них.