Мало кто знает,что у компании SHAPE Services, известной миллионам пользователей по всему миру благодаря популярному мессенджеру IM+, украинские корни. Одессит Игорь Березовский, эмигрировавший в Германию, открыл в 2002 году компанию SHAPE Services, главным продуктом которой стал мобильный мессенджер IM+. Спустя 11 лет аудитория IM+ достигла 20 млн человек, при этом ежедневно мессенджером пользуются 3 млн человек.
Мы пообщались с со-основателем и человеком, который отвечает за все мобильные продукты SHAPE Services, Андреем Игнатовым, который рассказал AIN.UA о становлении компании и запуске новых сервисов, конкуренции, монетизации и о том, за счет чего мессенджеру IM+ удалось стать лидером в своем сегменте.
Когда и кем была основана компания SHAPE Services?
Основатель и CEO компании — одессит Игорь Березовский. Он уже 15 лет является гражданином Германии и SHAPE Services как компания оформилась в этой стране. Штаб-квартира находится в Штутгарте. Мобильными продуктами компания начала заниматься в 2002 году. С того момента началась история мессенджера IM+ и с того же времени я работаю в компании.
То есть, мессенджер IM+ был первым продуктом компании?
Да, это первый мобильный продукт SHAPE Services. Мессенджер создавался на первом смартфоне Nokia 9210, который визуально был похож на кирпич. Сейчас сложно представить, как для таких телефонов можно было писать программы. В нем не было даже GPRS — нашим пользователям приходилось платить за интернет поминутно.
Чем занималась компания SHAPE Services в период с 1999 по 2002 год и почему вы решили разрабатывать мобильные приложения?
До 2002 года компания развивала различные IT-проекты, которые уже не имеют отношения к сегодняшнему дню. Что касается мобильной разработки — само появление возможности программирования для мобильных телефонов казалось очень перспективным. У этой сферы большое будущее и я думаю, дополнительные аргументы тут не нужны.
Тем не менее, в тот момент рынок мобильных телефонов был не настолько велик..
Безусловно, в тот момент рынок был маленьким, но казалось очевидным, что мобильный телефон — устройство, которое всегда с тобой, и рынок обречен на рост. В 2002 году SHAPE Services была небольшой компанией, в которой работало 4 человека. Мессенджер продавался по цене $39, что по нынешним временам очень дорого. По тем временам это было не так дорого, ведь программ по $1 не было вообще. За первый год объемы продаж были весьма скромными — в день приложение продавалось 5-6 раз. За эти годы IM+ был выпущен для всех мобильных платформ, которые появлялись на рынке: Symbian, Palm OS, Windows Mobile, BlackBerry, WebOS, Android и, конечно, Apple iOS.
Как обстояли дела с конкуренцией на рынке мобильных мессенджеров?
Думаю, в момент выходе первой версии IM+ у нас не было конкурентов. Тогда рынок только формировался, а мессенджер поддерживал только Jabber, позже добавился ICQ. Сейчас IM+ поддерживает 21 сервис, включая российские VK и Агент Mail.ru и даже китайские Renren и Fetion. Конечно, по ходу дела у нас появлялись конкуренты: Beejive, eBuddy, imo. Но на момент создания IM+ нам не было известно о каких-либо мультисистемных мессенджерах для мобильных платформ. Поэтому можно смело говорить, что компания SHAPE Services причастна к созданию рынка мобильных мессенджеров.
Вашему сервису IM+ уже 11 лет. Как вам удалось закрепиться на рынке и дорасти до международного уровня?
Рынок мессенджеров меняется и IM+ меняется вместе с ним. За это время появились социальные сети. Facebook и VK – это, конечно, не мессенджеры, но обмен сообщениями там тоже есть. Появились “SMS-заменители” — мессенджеры, которые используют для адресации телефонные номера, WhatsApp является наиболее известным из них. В IM+ мы также предлагаем пользователям сервис Beep, с помощью которого они могут обмениваться сообщениями с контактами из своей телефонной книги.
То есть, за счет постоянных изменений вам удалось сохранить и укрепить позиции IM+ на рынке?
За счет изменений, за счет того, что смартфонов и мобильного месседжинга становится больше. История показывает, что людям не хватает одного мессенджера. К примеру, на работе человек использует Google Talk, а с друзьями общается в Skype. Поэтому наша аудитория никуда не девается. Но, конечно, мы думаем и о других направлениях.
О каких направлениях идет речь?
IM+ всегда был и остается нашим основным продуктом, но кроме него у нас есть несколько интересных мобильных решений. У нас есть приложение iDisplay, позволяющее использовать планшет на базе ОС iOS или Android в качестве полноценного второго монитора для Windows или MacOS компьютера. Одного экрана часто просто не хватает. Еще у нас есть Mobiscope – сервис “легкого” видеонаблюдения. Достаточно подключить к сервису Mobiscope IP или web камеру и направить ее в окно и вы сможете сразу же посмотреть, что там происходит, кроме того, будете получать на свой смартфон уведомления, когда кто-то подходит к дому или замечена любая другая активность. Так можно присматривать за детьми или, например, за домашними животными. В 2008 году мы за $2,4 млн приобрели американскую компанию Warelex, благодаря которой у нас появился центр разработки в Дубне и ряд новых продуктов.
Не рассматривали возможность покупки украинской компании?
Разработчики в Украине в дефиците. Это касается и Одессы и других городов нашей страны. Конечно, у нас много аутсорсеров, но задач еще больше.
В 2012 году российская компания Finam вложила в SHAPE Services $10 млн. Расскажите об этой сделке.
Это была покупка доли в компании, о деталях сделки я говорить не могу.
Расскажите о пользовательской аудитории мессенджера IM+.
Если взять европейские страны, то IM+ популярен в Германии. Также это США, страны СНГ, Тайланд, арабские страны. Украинский рынок, если говорить о продажах, очень скромен. Аудитория IM+ составляет 20 млн пользователей. Из них 2-3 млн человек в месяц активно пользуются мессенджером. Сейчас у нас есть планы по добавлению новых сервисов, которые позволят увеличить аудиторию.
За счет чего происходит монетизация мессенджера?
Первый источник — продажи платной версии, а второй — поступления от рекламы в бесплатной. Также мы используем покупки внутри приложений. Например, мы продаем OTR-плагин — функцию криптозащиты сообщений. Общение между двумя пользователями IM+ с использованием OTR защищено очень надежно. Что касается продаж, то безусловным лидером на сегодня остается платформа iOS. На Android больше телефонов, но на iOS — больше покупок. И на третьем месте платформы от Microsoft, которые мы тоже активно поддерживаем.