Марисса Майер сидит в кафетерии компании Yahoo! и размышляет над будущим компании, которую практически каждый человек в Кремниевой Долине считает обреченной. Вокруг нее суетятся сотрудники. Они расставляют стулья к летучке, которая должна состоятся во второй половине дня. Благодаря этому еженедельному ритуалу они могут задать вопросы как Майер, так и всей команде топ-менеджеров. В прошлом месяце Марисса Майер должна была праздновать год с момента вступления в должность генерального директора Yahoo!, но этого не произошло из-за слабого финансового отчета за II квартал. Майер предпочитает фокусироваться на росте трафика интернет-корпорации. Она не называет точные цифры, но говорит, что этого достаточно чтобы забыть о спаде, который наблюдался в прошлом году. “Назовите еще одного интернет-гиганта, который прошел через 3 года спада, а потом начал снова расти. Это хороший знак”, – резюмирует топ-менеджер.
Когда Марисса Майер покинула Google, она знала, что берется, пожалуй, за самую сложную задачу в Долине. Yahoo! потеряла 10 лет, балансируя между провальными продуктами и чехардой смены генеральных директоров. Под руководством Джерри Янга и Девида Фило Yahoo! была не чем имым, как веб-каталогом; при Тиме Кугле стала веб-порталом; Терри Семел попытался сделать из нее технологическую компанию; Кэрол Бартс и Скотт Томпсон постарались сделать из Yahoo! компанию, которая проигрывает конкурентам.
Теперь Майер хочет трансформировать ее в медиакомпанию, поставляющую контент для мобильных устройств. В частности, Yahoo!, в которой работает 11,5 тыс человек, хочет формировать контент, который пользователям будет удобно читать с помощью планшетных компьютеров и смартфонов. Это означает: новый почтовый сервис, мессенджер и новостное приложение с функцией геолокации и адаптацией под мобильные устройства. “Я надеюсь, что основную часть нашей выручки в будущем будет приносить мобильный сегмент”, – говорит Майер.
С тех пор, как Майер вступила в свою должность, акции Yahoo! выросли на 75%. Топ-менеджер запустил онлайн-сервис PB&J, который позволяет работникам жаловаться на своих работодателей. Под ее присмотром была запущена новая почта Yahoo Mail и усовершенствован сервис прогноза погоды Yahoo Weather. “Марисса сделала в Yahoo! 2 вещи”, – говорит Бен Линг, партнер венчурной фирмы Khosla Ventures и бывший коллега по Google. “Ей удалось создать место, которое привлекает талантливых людей и выпустить продукты, которые интересны аудитории”, – резюмирует Линг.
В свои 38 лет Марисса Майер выглядит несколько молодой для CEO интернет-корпорации, но в тоже время Майер является иконой Кремниевой Долины последние 10 лет. Она проинвестировала в магазин по производству капкейков, стала известным филантропом и однажды выложила на $60 тыс за ланч со своим любимым дизайнером Оскаром Де Ла Рента.
Баланс харизмы и доверия имеет решающее значение для Yahoo!, которая хочет возродить былую славу своих разработчиков и инженеров, которая им особенно пригодится в мобильной разработке. В прошлом месяце компания договорилась выкупить у фонда Third Point 40 млн акций Yahoo! за $655 млн. На Майер налетели критики, обвиняющие в завышенной цене пакета акций. Пресс-секретарь Yahoo! Ди Джей Андерсон отметил, что цена базировалась на рыночной оценке, без учета премии.
Марисса Майер сразу решила сделать упор на мобильные устройства. До того, как поставить подпись на контракте, она думала над тем, для чего люди используют мобильные телефоны: для звонков, сообщений, проверки почты, поиска места на карте, погоды, новостей, игр, финансовых новостей и так далее.
Компания Yahoo! не планирует фокусироваться на распознавании голоса, текстовых сообщениях или картографических сервисах. Майер как никому известна стоимость разработки и наличие конкурентов. При реорганизации компании она увидела, что только несколько сотен программистов работают над мобильными приложениями. Около 10 лет назад в Yahoo! была собрана команда сильных разработчиков. Усилия топ-менеджмента столкнулись с классической дилеммой инноваторства: успех компании был связан с классическим вебом и, в конце концов, никто не хотел рисковать реальною прибылью. Когда в 2009 году бразды правления перешли к Кэрол Бартс группа разработчиков была расформирована. Некоторые инженеры перешли в продуктовые команды, но так и не смогли убедить своих начальников обратить внимание на мобайл. Большинство из них в данный момент перешло в другие компании.
Главный приоритет Мариссы Майер – возродить группу мобильных разработчиков. Возглавлять команду будет Адам Кахан, стартап которого IntoNow, в 2011 году был приобретен компанией Yahoo! за 20 млн. Кахан говорит, что его миссия заключается в создании крупнейшей команды мобильной разработки в мире и приложений, основанных на сервисах компании. К примеру, речь идет о фэнтези-футболе и подачи заголовков новостей на главной странице портала. Вроде бы все просто, но Кахан настаивает на том, что это большое изменение. После того, как Майер приняла компанию, у Yahoo! появилась возможность сфокусироваться на пользователях и создавать продукты, а не думать о финансовых отчетах.
Самая большая проблема Кахана в том, что разработчики мобильных приложений молоды и их очень мало. Работа в нестабильном интернет-гиганте не входит в планы молодых специалистов. Поэтому Майер решила пойти другим путем и потратила $200 млн на покупку 18 стартапов, не включая сервис блоггинга Tumblr, который был приобретен за $1,1 млрд. В каждом случае с разработчиком был заключен контракт на 4 года и пункт, разрешающий свободно создавать мобильные приложения и нанимать людей. Несмотря на хорошие подъемные, не всем разработчикам по душе такие условия. “Я был очень обеспокоен”, говорит Джош Шварццапель, старший менеджер стартапа OnTheAir, который был приобретен Yahoo! в декабре прошлого года. “Много моих знакомых приходили на собеседования, но получали отказ”, – говорит разработчик.
В отделе Кахана, который называется Mobile and Emerging Products, сейчас работает 330 специалистов. Офисы разработки находятся в Нью-Йорке, Сан-Франциско и в Саннивейле, Калифорния. Разработчики могут рассчитывать на персональное общение с боссом. В частности, они говорят о регулярных отзывах Мариссы Майер, которая просит работать быстрее и думать больше. За последние несколько месяцев Кахан и его коллеги выпустили приложения для Yahoo Mail, Weather, Fantasy Football и Flickr. Также они пролили свет на новостной ридер Yahoo!, который использует технологию стартапа Summly, который был приобретен у лондонского тинейджера Ника Далозио в марте 2013 года за $30 млн. Приложение умеет делать короткие новости, начиная от спортивных результатов и заканчивая финансовыми презентациями Мариссы Майер.
В компании говорят, что после редизайна трафик мобильных приложений Yahoo Mail и Weather вырос на 120% и 150%, соответственно. Конечно, на этих приложениях компания останавливаться не планирует. В данный момент идет разработка приложения для Yahoo Groups, а также мобильного мессенджера.
Марисса Майер не испытывала ни доли скептицизма, когда переходила в Yahoo! прошлым летом. Ей предложили пакет в $36,6 млн зарплатой и акциями. Несмотря на хорошие финансовые условия, она акцентирует на том, что главным аспектом стали возможности для реализации идей. Майер приняла предложение компании Yahoo! в полной секретности. Она сказала водителю лимузина кодовое слово “проект кардинал”, после чего тот отвез ее в юридическую фирму Кремниевой Долины для встречи с советом директоров американской компании. Совет обещал перезвонить в 8 вечера. Майер со своим мужем была на вечернем приеме и постоянно проверяла свой телефон на момент пропущенного звонка. “Я увидела огромную перспективу и возможности. Также она добавляет, что спустя 10 лет работы в Google, пришло время покинуть компанию.
В 9:45 телефон Майер по-прежнему молчал. Она была разочарована и сообщила мужу, что хочет покинуть вечеринку. После того, как они попрощались со всеми гостями, Майер позвонил Джим Цитрин, партнер компании Spencer Stuart, которая набирает для Yahoo! сотрудников на руководящие посты. Ей пришлось проигнорировать звонок. Год спустя, в кафетерии компании Майер нажимает на свой iPhone, с которого доносится голос: “Марисса… ты, скорее всего, улыбаешься. Мы тоже. Перезвони мне как можно быстрее”.
По сравнению с Apple, Google, Facebook, Samsung и Amazon, компания Yahoo не разрабатывает собственную операционную систему, а также не выпускает устройства. И не производит популярные телешоу. Да, приложение Weather может получать награды за дизайн, но оно не собирает такую аудиторию, как сериал Game of Thrones. Майер говорит, что ее стратегия состоит в партнерстве с другими игроками, которые бы использовали лицензионный контент Yahoo!, а также мобильные приложения компании. К примеру, компания Yahoo! договорилась о поставке приложения для просмотра котировок акций в каждый iPhone. Проблема в том, что предложение Yahoo! может быть заменено другим.
Если бесплатные мобильные приложения станут хитами, Yahoo! нужно подумать о монетизации. Компания работает над размещением рекламы в собственных приложениях. Конкуренты далеко позади. Более 40% дохода социальной сети Facebook приносит реклама с мобильных устройств. Yahoo! не раскрывает цифры, но в аналитической компании Macquarie Securities считают, что доходы от мобильной рекламы не превышают 10%.
В 2008 году доход компании составил $7,2 млрд. С тех пор он упал практически в 2 раза. По итогам прошлого года компания заработала $4,8 млрд. “Впереди у нас очень много работы. Я смотрю на ситуацию с оптимизмом, а наш прогресс превзошел мои ожидания”, – резюмирует Майер.
Источник: Bloomberg Businessweek.