Рекламный Facebook: с чего все начиналось?

1881
7

Многие пользователи Facebook заранее знают, что едва залогинившись в сети с компьютера или мобильного устройства, они увидят как минимум одно-два рекламных сообщения. Но так было не всегда. Первые два месяца существования Thefacebook.com на сайте вообще не было никакой рекламы. СЕО и сооснователь соцсети Марк Цукерберг утверждал: его цель не делать деньги, а делать пользователей счастливыми. Однако свободные от рекламы времена продлились недолго.

После запуска в Гарварде в феврале 2004 года, Цукерберг и его партнеры оперативно представили социальную сеть нескольким школам Лиги Плюща, включая Коламбию, Стенфорд и Йель. В начале следующего месяца Цукерберг признал, что Facebook может внедрить рекламные возможности. «Было бы неплохо в будущем разместить немного рекламы, чтобы покрыть траты на сервера растущей пользовательской базы», — рассказал он 1 марта 2004 года журналисту университетской газеты The Harvard Crimson. Как выяснилось позже, под словами «в будущем» он имел ввиду «в течение месяца».

Приблизительно в то же время Цукерберг дал интервью, в котором сообщил, что его партнер Эдуардо Саверин взял на себя несколько небольших рекламных сделок: «Саверин начал продавать рекламу и заключил несколько небольших контрактов с компаниями, которые обслуживают переезды, продают футболки и разные сервисы для студентов». Согласно книге Дэвида Кикпатрика «Facebook-эффект», в которой автор глубоко погружается в историю создания самой крупной мировой социальной сети, эта реклама впервые появилась на сайте уже в апреле.

Какой была первая реклама в Facebook

Сначала Facebook предлагала два варианта баннеров и то, что мы называем «Facebook-флаерами», которые позволяли маркетологам покупать рекламу, таргетированную на всех пользователей со специфическими студенческими email-адресами (.edu). «Это определенно не был один из тех революционных продуктов, которые мы придумали потом, — рассказывает Фиджи Симо, продукт-менеджер по рекламе Facebook. — На самом деле это был процесс перехода в контексте совершенствования опыта».

Как и многие другие нынешние и бывшие сотрудники и рекламодатели Facebook, с которыми мы побеседовали, Симо не знает, какой была первая реклама в социальной сети. Как бы то ни было, представитель Facebook предоставил нам образ того, как выглядели ранние рекламные блоки на сайте.

«Если реклама в Facebook была, откровенно говоря, базовой, то питч компании рекламодателям был совершенно примитивным», — рассказал Мэтт Брайттон, основатель и СЕО агентства молодежного маркетинга Mr Youth, ныне известного как MRY. Компания Брайттона была одним из самых ранних рекламодателей соцсети, и он работал напрямую с Саверином в конце 2004 года.

«Они реально не понимали, как работает онлайн-реклама, — рассказал Брайттон. — Они не понимали терминологии или принципов продажи онлайн-объявлений, но они отлично понимали свой продукт и свою аудиторию». Для таких бизнесов, которые заинтересованы в молодой аудитории, бестолковый питч Facebook с лихвой компенсировался беспрецедентными возможностями таргетировать рекламу на студентов. Как подчеркнул Брайттон, до Facebook никаких других способов маркетингового захвата молодежи из колледжей не существовало.

Первой рекламой, которую разместил в соцсети Mr Youth, было объявление о лазерном шоу в Музее естественной истории. Спустя несколько месяцев они начали размещать рекламу для бренда Victoria’s Secret. До этого Саверин подключил фирму Y2M, которая также должна была помогать с продажей рекламы в Facebook. Одной из их самых больших кампаний была реклама MasterCard «о специальном предложении для студентов колледжа».

«Как Y2M вместе с большинством их рекламодателей, так и руководство MasterCard скептически относились к способности Thefacebook аккумулировать результаты, — пишет Кикпатрик. — Поэтому вместо того, чтобы оплачивать показы, MasterCard согласились платить лишь в том случае, если студент заполнял форму на получение карты».

Благородный Цукерберг

Даже когда Facebook и Y2M удалось привлечь больше рекламодателей, Цукерберг всячески сопротивлялся таким усилиям. Иногда довольно открыто. Он отвергал рекламу от более серьезных рекламодателей вроде Mercer Management Consulting и Goldman Sachs, и, как пишет Кикпатрик, коротко подписывался над каждым рекламным блоком: «Нам это тоже не нравится, но они оплачивают счета».

Как бы то ни было, к 2005 году Цукерберг как будто изменил свое мнение относительно рекламы, и Facebook начал выстраивать собственную команду. Кевин Коллеран, первый менеджер по продажам рекламы в Facebook, рассказал, что Цукерберг и компания были не слишком придирчивы в вопросах утверждения рекламы. «Я не припоминаю никаких проверок в те времена, кроме контента, грамматики и тому подобного. Позже, когда реклама разместилась еще ближе к контенту страницы (помимо баннеров и флаеров, которые до сих пор ютятся сбоку), требований стало больше для того, чтобы защитить пользователя», — рассказал Коллеран.

Самые ранние рекламные объявления на памяти Коллерана были от PartyPoker.com, Cutco knights, нескольких летних лагерей и, среди самых запоминающихся, Apple. Так получилось, что Коллеран работал с основателем Path Дэйвом Морином, который в то время состоял в молодежной маркетинговой команде Apple, прежде чем ушел в Facebook. Вместо того, чтобы просто разместить в соцсети рекламный баннер, Apple инвестировала в спонсорские группы — новую функцию, которая позволяла брендам платить за привлечение траффика в их группы на Facebook. Сделка с Apple помогла соцсети генерировать сотни тысяч долларов в месяц и продемонстрировать потенциал перехода от простых баннеров.

Доходы Facebook

К тому времени как Цукерберг взял на должность директора по рекламе Майка Мерфи — это было в марте 2006 года, через два года после запуска Facebook — его личное отношение к рекламе несколько изменилось. Он сказал Мерфи: «Я не ненавижу вообще всю рекламу. Я ненавижу только ту рекламу, от которой дурно пахнет».

С тех пор Цукерберг и Facebook, кажется, реализовали ту часть своей миссии, в которой рекламные возможности должны были стать еще более вовлекающими и сложными — спонсированные посты, ретаргетинг и т.д. А в процессе компания увеличила свой доход с $382 тыс в 2004 году до $5 млрд в прошлом, менее чем за 10 лет после запуска.

Источник: Mashable

Оставить комментарий

Комментарии | 7

Поиск