Капчи раздражают. Часто они нечитаемы, отнимают у пользователя время, неудобны на смартфонах, а для людей с особыми потребностями и вовсе непреодолимы. Между тем, 100% защиты от спама капча не гарантирует – боты научились распознавать или обходить ее. Существуют даже специальные фирмы, где целый день вводят Captcha вручную, чтобы рассылать спам.
Стартап Keypic решает эту проблему. С одной стороны веб-сервис позволяет гарантировать сайту защищенность от ботов и спама, а с другой – избавить пользователей от капчи. Пользователь не должен доказывать, что он не бот – система анализирует его поведение в сети и автоматически определяет “зловредов” как живых, так и цифровых.
Антиспам-сервис работает уже 2,5 года – к настоящему моменту Keypic блокировал свыше 112 000 000 спам-сообщений. Сегодня сервисом пользуются более 5 000 сайтов в США, Бразилии, Индии, России, Норвегии, Великобритании и других странах. Украинских клиентов пока нет, как и русско- или украиноязычной версии сайта Keypic – все на английском. Но компания активно работает над экспансией в Украину.
Итальянцы едут в Украину
Идея создания Keypic принадлежит 37-летнему разработчику из Италии Эмануэле Рогледи, за плечами которого 17 лет опыта в разработке программного обеспечения. В 2008 году ему пришла в голову мысль создать что-то вроде Ebay на смартфонах. И чего ему меньше всего хотелось – это использовать капчу. Он стал искать альтернативные способы защиты от спама. Подходящих не оказалось, и тогда Рогледи начал разрабатывать такую защиту сам. Система получила название Keypic. Постепенно идея защиты от спама на смартфонах без капчи переросла в разработку интернет-сервиса для всех устройств, на которых люди пользуются Интернетом.
Официально антиспам-сервис был запущен в начале 2011 года. На исследование темы, рынка, разработку, тестирование и запуск Keypic ушло три года и 15 000 евро из личных средств основателя. С развитием стартапа Эмануэле помогала жена – украинка Юлия Фоминова. Имея за плечами иняз ХНУ им. В.Н. Каразина и юрфак в Украинской академии внешней торговли, она взялась за подготовку документов и организацию регистрации компании, параллельно продвигая Keypic в социальных сетях. Кроме SMM, супруги использовали онлайн-рекламу в виде баннеров в Facebook и LinkedIn, впрочем особой отдачи, по словам Юлии, от этих каналов не было. Лучше сработал Google Ads, который команда также использовала. “На баннеры в каждом из каналов мы тратили не больше 1 евро в день. Старались экономить, поэтому использовали бесплатные “промо-купоны” в Google AdWords, – рассказывает Фоминова. Также Юлия делала посты на форумах, блогах, комментировала материалы, связанные с тематикой защиты от спама и существующих технологий, рассказывая о Keypic.
В течение первого года работы антиспамом от Keypic стали пользоваться около 1000 сайтов. Потом была запущена обновленная версия сайта, разработан логотип Keypic. Вскоре, в сети начали появляться положительные отзывы пользователей. Так, на конец второго года работы системы, общее число сайтов, использующих технологию Keypic, превысило 2,5 тыс. И все это почти без затрат на продвижение, а только благодаря хорошему сервису и виральности.
Супруги пытались привлечь инвестиции и даже общались с несколькими венчурными инвесторами, которые отвечали им примерно одно и то же – идея хорошая, но чтобы рассматривать возможности инвестирования, нужно зарабатывать уже сейчас. “Приходите позже”, говорили они. Поэтому Эмануэле и Юлия обратились в инкубатор. В августе 2013 года Юлия заполнила заявку в украинский Happy-Farm через платформу AngelList, а через пару дней получила ответ о том, что предварительный отбор ими пройден. Потом было два дня презентаций перед Советом Директоров Happy-Farm по скайпу – супруги находились в Италии. В день второй презентации, 30 августа, команде сообщили, что они приняты в резиденты инкубатора.
Итальянские программы супруги тоже рассматривали, но там не сложилось – либо сроки были пропущены, либо программа неподходящая. Кроме Happy-Farm Фоминова обратилась также в стартап-школу Mind the Bridge в Долине, но в резиденты команду не приняли Keypic, и порекомендовали предварительно пройти трехнедельный курс обучения в стартап-школе в Сан-Франциско. Впрочем, на сегодняшний день команда Keypic планирует отправиться в Долину уже в составе финалистов второго отбора Happy-Farm. А еще Юлия подала заявку на участие в лондонском конкурсе 1 million pound startup. “Нам сообщили, что мы прошли предварительный отбор среди более чем 1000 стартапов из 72 стран. Теперь, если нам удастся войти в двадцатку финалистов, в декабре мы поедем в Лондон презентовать наш стартап в финале и соревноваться за миллион фунтов”, – делится Юлия.
Как это работает?
Кроме прочих недостатков, капча не способна распознать человека, рассылающего спам – она может только блокировать робота, и то не всегда, так как роботы очень быстро ее “раскусывают”. Keypic же способен понять, что где-то там сидит человек, который рассылает спам, и хоть он не робот, сервис все-равно его остановит. По сути это то же самое, что разбираться в людях: если ты наблюдал поведение 1000 разных людей, то можешь сказать, кто из них какой человек и чем занимается. Система получает огромное количество запросов от пользователей разных сайтов и умеет отличить спамера и робота от обыкновенного пользователя на основании его поведения в сети.
Принцип работы Keypic можно описать в четыре основных шага, которые происходят меньше, чем за секунду (скорость зависит от вида веб-формы). Рассмотрим на примере форума.
1. Пользователь открывает веб-страницу форума, где хочет оставить комментарий. Если на нем установлен Keypic, сайт запрашивает у Keypic Токен. Token (токен) — это уникальный буквенно-цифровой код, который генерируется мгновенно и «живет» 72 часа (три дня). Например, 0000d921f547bf882cd1662aa6cc2e782c5e. Токен содержит все данные, которые важны для Keypic, чтобы понять, кто спамер или робот, а кто нет, в т.ч. изображение, скачанное с сервера Keypic, в котором также есть ссылка на токен. Это необходимо системе для эффективного распознавания спама. Такое изображение может быть просто невидимым пикселем 1х1. А может быть рекламным баннером.
Итак, перед пользователем открывается страница форума для комментариев, где в веб-форме уже содержится значение токена.
2. После того, как на экране пользователя открылась эта страница, браузер автоматически загружает изображение, о котором говорилось выше. Удостоверившись, что данный запрос был отправлен из реального браузера, сервис Keypic делает вывод о том, что за этим действием стоит реальный пользователь.
3. Пользователь пишет комментарий и нажимает “Отправить” – и веб-форма отправляется на сайт, который передает часть данных, включая токен, на проверку Keypic. Система анализирует серию параметров по запросу, например, IP, данные браузера, сравнивает данные запроса этого пользователя с другими запросами и базой данных Keypic по спамерам и ботам. Стоит отметить, что Keypic не фильтрует содержание сообщения, не проверяет E-mail пользователя, его ник или другие данные.
4. Проанализировав данные, Keypic отправляет сайту ответ в процентном выражении от 0% до 100%, где:
- от 0% до 39% – пользователь не является спамером;
- от 40% до 69% – пользователь возможно является спамером;
- от 70% до 100% – пользователь точно является спамером.
На основании полученных данных сайт может принять решение относительно данного пользователя. Администратор сайта может создавать персональные фильтры, самостоятельно выбрав процентные значения и варианты реакции сайта. Например: отказать в запросе на регистрацию или опубликовании комментария, если пользователь точно является спамером; разрешить регистрацию (комментарий), если возможность того, что пользователь является спамером, равна всего лишь 5%; отправить в карантин данную регистрацию или комментарий, если система выдала 60% возможности того, что это спамер.
Как заработать на бесплатном антиспаме?
Keypic анти-спам – бесплатный сервис, и в этом, по словам разработчиков, одно из его конкурентных преимуществ. Например, Akismet – главный конкурент Keypic – является бесплатным только для маленьких сайтов (для корпоративных клиентов абонплата составляет $5-50 в месяц или $120-550 в год). Анти-спам от Mollom стоит от $30 до $300 в месяц. И ни один из них не предоставляет рекламных услуг. Все остальные подобные сервисы (например, Solvemedia, KeyCAPTCHA, Areyouahuman) – это, хоть и в разной форме, но все же капчи.
По задумке команды, когда у Keypic будет много пользователей, и соответственно, много трафика, он станет рекламной платформой с использованием технологии RTB (Real-time bidding – аукцион рекламных объявлений в реальном времени) – сможет продавать рекламный инвентарь под баннеры и контекстные ссылки не только в веб-форме, а сможет также продавать и все остальные рекламные площади, которые любой сайт использует для заработка. “Мы уже пытались подключиться к RTB, но потенциальные партнеры нам сказали: будете иметь очень много трафика – тогда и приходите. Так что сейчас вся наша деятельность, в первую очередь, направлена на то, чтоб набрать много трафика,” – делится Юлия. Пока в разные дни трафик Keypic составляет от 20 000 до 50 000 отображаемых изображений в день, а чтобы говорить об RTB, нужно иметь хотя бы 1 000 000 в день.
“Когда у нас случился пик трафика, мы были не подготовлены – просто не ожидали такого скачка так быстро. У нас элементарно не хватало серверов, в результате чего сервис стал работать медленнее и крупные сайты ушли. Мы быстро докупили сервера и сейчас готовы принять во много раз больше трафика”, – уверяет Юлия.
Как альтернативный вариант, команда рассматривает диверсифицированную модель монетизации. Небольшие сайты с маленьким трафиком смогут заработать, размещая у себя рекламу, а крупные сайты — если не хотят видеть рекламу — смогут заплатить за антиспам-сервис Keypic, и для них веб-формы будут оставаться «чистыми», без баннеров. А пока у Keypic нет заказов на рекламу, там размещается логотип компании.
Кроме этого, Keypic может в будущем создать свой аналитический инструмент – нечто вроде Google Analytics, поскольку имеет громадные базы данных спамеров и ботов. И это может стать еще одним источником дохода компании.
Что дальше?
Благодаря участию в акселлерационной программе бизнес-инкубатора “Happy Farm”, Keypic планирует привлечь инвестиции, чтобы, первым делом, иметь возможность быстрее разработать новые плагины. На данный момент работают плагины под WordPress, Drupal, Joomla и PHP, но есть много других платформ. Кроме того, позже будут нужны дополнительные сервера и несколько разработчиков. А сильная PR-кампания нужна уже сейчас. На все это требуется около $100 тыс. Далее, для запуска рекламной платформы, необходимо еще около $10 тыс. Кроме того, в будущем супруги планируют запатентовать технологию Keypic, и это потребует дополнительных денег, в целом не более $15 тыс., в зависимости от стоимости услуг патентного поверенного.
А еще Эмануэле и Юлия рассматривают возможность добавить украинскую локализацию для привлечения местных сайтов. “Возможно, языковой барьер является одним из основных сдерживающих факторов, по которым у Keypic пока нет крупных клиентов из Украины”, – говорит Юлия.