Как получить 30 тыс. платящих пользователей, вложив 0 долларов в маркетинг?
Эстонский проект Pipedrive, разрабатывающий CRM-систему, стартовал в 2010 году и уже через два месяца имел рабочий прототип. Уже на второй год существования команда смогла привлечь 1 тыс. платящих клиентов, поднять раунд на $700 тыс., затем выйти на годовой доход на уровне $1 млн и платящую аудиторию в 30 тыс. клиентов. При этом на маркетинг не было потрачено ни копейки. Некоторыми приемами такого эффективного, но бесплатного продвижения поделился сооснователь проекта Рагнар Сасс, выступая на конференции IDCEE-2013.
Вот некоторые из описанных Рагнаром способов:
1. Еще обучаясь в инкубаторе AngelPad, команда проекта решилась на эксперимент: убрала с главной страницы 80% информации, оставив только самые важные линки, вроде «Зарегистрироваться», «Узнать больше» и т.д. По словам Рагнара, конверсия после этого подскочила втрое. Важно, чтобы регистрация была простой — в Pipedrive для этого нужен e-mail, пароль и название компании.
2. Сарафанное радио. Как бы просто это ни звучало, если у стартапа действительно хороший, простой в использовании, красивый софт, люди сами будут о нем писать и советовать его знакомым. Около 80% новых регистраций в проекте происходит именно благодаря таким рекомендациям. «Публикации о нас появляются сами. И это очень большое достижение, можно любить или ненавидеть Facebook, но как часто вы натыкаетесь на признания в любви к корпоративному софту? Наш софт — простой и понятный, но это кажущаяся простота, мы обсуждаем каждый шаг, иногда ссоримся даже из-за пикселей, чтобы получился лучший продукт в мире», — говорит он.
3. Очень большое внимание уделяется пользовательской поддержке. «Мы не хотим, чтобы пользователь из США позвонил к нам и думал, что его опять переключили на индийский или филиппинский колл-центр, где никому нет дела до его проблем. Поддержка — это ваша визитка, у нас она работает круглосуточно», — рассказывает основатель проекта.
4. Сарафанное радио очень хорошо сработало в Бразилии, когда продуктом начали пользоваться бразильские стартапы. Сейчас Бразилия — №2 по объему генерируемого дохода стартапа, сразу после США. Это случилось, в том числе, благодаря тому, что сайт и софт были доступны на португальском. Всего же продукт поддерживает еще шесть языков: английский, русский, испанский, французский, эстонский и немецкий.
5. Chrome Web Store — второй по важности канал продвижения для Pipedrive. Войти в веб-магазин приложений — почти то же самое, что разместить линк на ваш продукт на домашней странице браузера, считает Рагнар. При запуске в веб-сторе команда просила своих пользователей оставлять отзывы. Кто-то отказывался, но кто-то описывал свои положительные впечатления: таким пользователям продлевали бесплатный период использования пробной версии. Примеры отзывов:
6. Команда изучает Quora и другие любимые стартаперами ресурсы. Например, недавно на Quora появился вопрос «Какая лучшая CRM для стартапов?» и в комментариях пользователю посоветовали решение Pipedrive. Благодаря подобным ресурсам у проекта около 50 новых регистраций в месяц.
7. Стартапу удавалось находить новых пользователей даже с помощью рекрутинговых техник. К примеру, CTO проекта Мартин Таур работал старшим разработчиком в одном из проектов Skype, кроме того, 10 лет занимался хакерством. Приглашения попробовать новую работу приходят к нему каждый день. Основатели компании решили и это использовать для рекламы. Если зайти в профиль Мартина на LinkedIn, можно увидеть надпись: «Спасибо, что рассматриваете меня как кандидата. Но мне нравится то, чем я занимаюсь в Pipedrive… Я бы хотел посоветовать вам попробовать Pipedrive, как софт для рекрутинга». И далее идет промокод, который дает 60 дней бесплатного использования вместо обычных 30:
С помощью этого сообщения проект уже получил около 100 регистраций.
Аналогичная схема используется и при переписке с рекрутерами, которые пытались связаться со стартапом после того, как он поднял $2,4 млн в сентябре этого года, и предложить помощь в найме сотрудников. По словам Рагнара, обычно он отвечает на такие письма благодарностью и предложением попробовать систему Pipedrive, которую можно настроить как программу учета кадров.
8. Компания очень активна в Twitter. Одна из задач поддержки: мониторить и отвечать на твиты, ведь человек, который описывает проблему в Twitter, скорее всего будет ждать ответа в течение буквально нескольких минут.
9. Pipedrive применяет и довольно нестандартные SEO-методы. Например, при поиске промокодов для Pipedrive в Google пользователь получает промокод уже за само намерение его найти: «Мы любим находчивых людей. Всегда стоит поискать промо-код, код купона или специальную скидку. Таким образом, вы определенно заслуживаете 45 дней бесплатной пробной версии, а не обычные 30 дней».
10. Стартап активно использует контент-маркетинг. Например, не так давно Pipedrive общался с российской компанией, которая предлагала им свои реселлерские услуги. Но в процессе переговоров оказалось, что россияне уже успели зарегистрировать русский домен, и когда эстонцы отказались сотрудничать, через пару месяцев на этом же домене появился сайт, полностью аналогичный Pipedrive. Руководители стартапа решили пропиариться и на этом, для чего написали статью «Что делать, если кто-то украл идею вашего стартапа?» (на английском). Статья получила десятки тысяч просмотров.
11. Интересно, что Рагнар не склонен преувеличивать значимость PR с помощью прессы. Публикации в СМИ дают пиковые всплески интереса, которые потом быстро затухают. А стартап, даже тот, который подходит к работе с прессой творчески, не сможет выдавать более двух инфоповодов в месяц.
В любом случае, чтобы заинтересовать СМИ, нужно предложить им что-то во-первых, эксклюзивное — ведь никто не захочет перепечатывать релиз, разосланный в сотню других изданий, и во-вторых, интересное. Что значит «интересное» в понимании команды Pipedrive? Пример внизу. Эта публикация появилась в BusinessInsider, которые сначала не хотели писать про стартап.
«Но это все обеспечит эффект, только если вся ваша команда глубоко разбирается в проблеме, которую вы пытаетесь решить, и много работает над совершенствованием продукта. Это невозможно подделать никакими маркетинговыми приемами», — уверен сооснователь проекта.
Компания действительно не упускает ни одного повода пропиариться: в начале презентации Рагнар предложил аудитори промокод — IDCEE2013.
Комментарии | 7
Время потраченное на маркетинг — тоже надо учитывать. Контент-маркетинг был указан в статье. Создание контента стоит времени, а в итоге денег.
Pipedrive, а не PipeRdrive! Вам же даже гугл на вашем скриншоте пытался это объяснить. Столько раз упомянули проект, и ни разу не написали правильно..
Спасибо, исправила.
теперь везде Pipedive. Это так сложно?
Продвижение это не маркетинг! Все таки для того что бы писать такие смелые заголовки необходимо иметь хотя бы какую то квалификацию в областях, о которых пишешь…Впервые на AIN встречаю такой некачественный материал.
Мне очень грустно, что материал вам не понравился. Заголовок — дословный перевод названия доклада с IDCEE — How to get 30 000 paying users with 0 in marketing?
а в чом разница по вашему мнению?
И чтобы вы назвали маркетингом в отношении тогоже PipeDrive?