Украинская электронная коммерция может получить свой, особенный закон об отрасли. Проекты законов регулирующие торговлю в онлайне, подавались в парламент и ранее, но в этот раз в поддержку проекта создано депутатское объединение под руководством Ольги Бельковой, а текст закона помогали готовить Александр Ольшанский из Internet Invest, Владислав Чечеткин из Rozetka.UA, Евгений Сысоев из AVentures, Николай Палиенко, глава Prom.ua, и другие известные эксперты Уанета.
Инициаторы проекта считают, что укранский e-commerce, который сейчас оценивают в $2 млрд, при благоприятных условиях может до 2017 вырасти до $10 млрд. О том, какие конкретно нормы способны увеличить рынок онлайн-торговли впятеро, в пятницу, 25 октября за круглым столом поговорили авторы законопроекта, представители госорганов и участники рынка онлайн-коммерции.
Общие положения проекта
Проект закона об электронной коммерции описывает общие принципы работы этого рынка, права и обязанности онлайн-продавцов и их покупателей, разграничивают ответственность продавцов товаров и “поставщиков услуг промежуточного характера” – интернет и хостинг-провайдеров, регистраторов доменных имен и т.д. Так, например, в ст. 9 говорится, что такие поставщики не обязаны контролировать законность электронных сообщений, которыми обмениваются стороны при заключении сделки.
Главный идеолог законопроекта – депутат от УДАР Ольга Белькова, до работы в парламенте была управляющим партнером инкубатора East Labs
Законопроект вводит новые термины: электронная коммерция, электронный товар, электронная торговля, интернет-магазин, и самое главное — электронная сделка (“електронний правочин”), которая по нормам закона будет равна по правовым последствиям другим способам заключения сделки.
Цель проекта, по словам его авторов – не “зарегулировать” и задавить отрасль дополнительными ограничениями, а упростить ее работу на законодательном уровне. “Если посмотреть на опыт США – там большая часть транзакций проходит в максимально упрощенном режиме. Все риски, связанные с неисполнением обязательств, возложены на обе стороны договора: не верите второй стороне – не платите деньги вперед. И все мировые лидеры электронной коммерции – Amazon, eBay, Zappos – работают именно в США”, – считает Ольшанский. Что понимается под таким “упрощением” на практике?
Нормы закона на практике
Если закон будет принят, интернет магазины смогут упростить свой бумажный документооборот, а некоторым из них не прийдется выдумывать “юридические схемы” для проведения тех или иный операций, считает управляющий партнер AVentures Евгений Сысоев. “Например, уменьшаются транзакционные издержки. Как только в законе признается публичная оферта, как аналог бумажного договора, это будет являться достаточным подтверждением транзакции для налоговой, такой тип договора признают в суде, что важно как потребителю-покупателю, так и продавцу”, – пояснил он в комментарии AIN.UA.
Публичная оферта признается и сейчас, по нормам Гражданского кодекса. Но когда такой традиционный для онлайн-торговли тип договора будет прописан в отдельном отраслевом законе, онлайн-площадкам будет проще общаться с налоговой, вести разбирательства в судах. Упростится процедура обработки возвратов.
С этим согласны и сами интернет-торговцы. “Нам этот закон очень нужен”, – говорит финансовый директор “Покупон” Сергей Шмелев. Ведь в случае, когда пользователь хочет, к примеру, вернуть товар, ему приходится или отсылать отсканированный подписанный бумажный договор или ехать подписывать этот договор в офис. Это увеличивает транзацкионные затраты компаний, которые они также засчитывают в цену товара. То есть, если закон вступит в силу, есть шанс того, что цены на некоторые группы товаров снизятся, поскольку не будут насчитываться транзакционные издержки.
Евгений Сысоев и Александр Ольшанский считают, что закон отрасли очень нужен
Этот проект, по идее, может подтолкнуть и развитие онлайн-туристических проектов. Ведь сейчас туроператоры не готовы подписывать договоры, в которых можно их тур продать онлайн, им нужен прямой бумажный договор между пользователем и оператором, а не агентством. Это одна из серьезных проблем для ниши онлайн-туризма в Уанете, как ранее рассказывал в интервью Алексей Болтивец, основатель Turistua.com и Admixer.
Еще одно новшество документа, которое, фактически, узаконивает практику многих проектов: норма о двойном акцепте. Для этого законопроект вводит понятие “одноразового идентификатора” – кода подтверждения, который покупатели будут использовать в процессе покупки товаров онлайн, и который будет достаточным подтверждением легитимности заключенного договора. По нормам проекта, покупатель не сможет совершить покупку “в один клик”, без подтверждения.
Если закон вступит в силу, процедура покупки будет происходить так: пользователь выбирает товар на сайте, заполняет форму заказа, отправляя магазину данные, необходимые для оформления покупки. Магазин отсылает пользователю код в SMS или на почту. Оплата товара происходит после того, как пользователь ввел код. До этого этапа сделка не считается заврешенной.
Также, в выводах НБУ по поводу проекта говорится о том, что интернет-магазинам нужно запретить выставлять различные цены для наличной и безналичной опталы (высокие комиссии банков для карточных платежей являются одной из причин того, что некоторые украинские интернет-магазины оплату карточками сейчас вообще не принимают). Такая разница в цене, по мнению, регулятора, является непозволительным, так что запрет следует включить в проект закона. Появится ли эта запретительная норма в тексте проекта – будет видно к первому чтению.
Когда примут закон?
Сейчас проект закона готовится к первому чтению, и по словам его авторов, будет вынесен в Раду еще на этой парламентской сессии, до января 2014 года. Новости по проекту и обсуждение его норм происходит также и на Facebook-странице “Електронна комерція в Україні”.
К сожалению, на пятничном обсуждении представители НБУ и АМКУ раскритиковали проект. К примеру, по мнению госуполномоченного Антимонопольного комитета Николая Бараша, в проекте хорошо выписаны права, облегчающие работу продавцов, но мало внимания уделено защите прав потребителей. “Проблема представителей промежуточных услуг очень важна для наведения порядка в интернет-сфере. Сегодня даже без “индульгенции” в интернете существует эра безответственности, неужели мы хотим ее закрепить? К нам поступают многие жалобы (на интернет-ресурсы – ред.), а ответчики иногда нам просто отвечают, мол, что вы хотите, это же интернет, здесь – все равно, что на заборе написать”.
В НБУ опасаются роста уровня интернет-мошенничества в онлайн-торговле
Представители НБУ вспомнили о том, что в интернете – высокий уровень мошенничества. “Во Франции за 2012 год 8% общих платежей – это интернет-платежи, из них 55% – это мошеннические или спорные платежи. Это свидетельствует о том, что в таком виде, в котором онлайн-платежи и онлайн-коммерция находятся сейчас, они часто приводят к убыткам потребителей, которые ими пользуются”, – считает начальник управления новых технологий департамента технологий и розничных платежей НБУ Василий Москалец.
Ольга Белькова, которая возглавляет авторский коллектив проекта, заметила, что все меры ответственности, которые на сегодня используются для обычного коммерсанта, действительны и для интернет-торговца. Их устанавливает законодательство в сфере защиты прав потребителей. Но авторы проекта готовы рассмотреть все предложения, касающиеся защиты пользователей услуг онлайн-коммерции.