В ходе круглого стола, состоявшего вчера на конференции e-commerce Expo-2013, эксперты отрасли обсудили, чем отличаются рынки электронной коммерции Украины и России. В дискуссии приняли участие Денис Довгополый (BVU Group), Евгений Сысоев (AVentures Capital), Олег Сейдак (Flint Capital) и Егор Анчишкин (Zakaz.ua). Позже к разговору подключился Дмитрий Суслов (1С Битрикс). AIN.UA предлагает ознакомиться с самыми интересные тезами круглого стола.
Денис Довгополый, BVU Group
Первое что бросается в глаза, это количество доступных денег у предпринимателей. У нас невозможно поднимать раунды в десятки миллионов долларов, как это происходит в России. Соответственно, мы работаем в большем дефиците денег. Выход на украинский рынок Flint Capital и Bull Ventures, наверное, как-то переломит эту ситуацию. Тем не менее, даже $10-20 млн (очевидно, имеется ввиду, объем фонда) в масштабах рынка это не так много.
Егор Анчишкин, Zakaz.ua
Российский рынок больше украинского. Даже если взять просто Москву и Питер, то одна Москва больше Киева в десять раз. В отличии от Украины, среди российских offline-ритейлеров очень много публичных компаний. Публичность означает, что в компаниях по-другому принимаются решения, строятся более долгосрочные планы и эти корабли тяжелее поворачивать. Практически у всех публичных ритейлеров в России на определенной точке развития стоит пункт выхода в онлайн. Рано или поздно они выходят онлайн, и в этом их игра более предсказуема. А в Украине все наоборот. Совладелец Фоззи Владимир Костельман может проснуться утром и решить: что-то мы отстаем от конкурентов в онлайн и в этот сегмент нужно вложить миллион долларов. И это более непредсказуемая ситуация. Но с другой стороны свободных ресурсов у приватных компаний гораздо меньше. Когда компания тратят не публичные деньги, а свои собственные, то миллионы долларов вкладываются во что-то новое и рискованное гораздо реже.
Евгений Сысоев, AVentures Capital
Я считаю, что offline ритейлеры в Украине более “дохлые”, чем в России. Там offline ритейлеры более продвинутые, более масштабные и online-торговцам очень сложно конкурировать с offline сектором. В России безумно большой рынок и там очень много дурных инвестиций. В некий исторический момент, огромное количество фондов со всего мира решило, что все могут заработать большие деньги. И по сути, 80% инвестиций привлеченных крупнейшими ритейлерами в России, пошли на маркетинг. Эти деньги положили себе в карман Mail.ru и Яндекc. А компаниям снова нужны следующие 100 миллионов на рекламу. В Украине же этого не произошло и еще не произойдет очень долго.
Также в России импорт в страну более белый. В Украине я до сих пор часто встречаю предпринимателей, которые говорят, что торгуют тем, чего в стране нет. Это к сожалению, будет сильно останавливать инвестиции в Украине, ведь нужно понимать, чтобы привлечь деньги от западных фондов, компания должна платить все налоги, НДСы, работать как ООО и забыть, что такое ЧП. В Украине в ближайшие несколько лет этого не случится .
Олег Сейдак, Flint Capital
Если вкратце, то рынки отличаются методиками расчета стоимости объектов инвестирования. Если же рассуждать подробнее, то российский рынок e-commerce порченый и с гнильцой. Потому что он изначально строился на оборотах. По факту, вы можете ничего не делать, заниматься лидогенерацией, крутить рекламные бюджеты, производить арбитраж трафика и позиционировать это как объемы продаж и как будто вы торгуете товарами на огромные суммы. Отработав этот негативный сценарий, мы можем сделать украинский рынок электронной коммерции лучше и чище.
Дмитрий Суслов, 1С Битрикс
Развитию наших приложений очень мешает то, что в Украине очень унылый мобильный интернет. В России, Беларуси, Европе уже давно есть 3G и LTE и там очень просто совершать покупки с мобильных устройств. Мы приносим новые технологии в Украину, а они не работают, потому что вокруг нет 3G.