Особенности национальных стартапов

04 ноября, 2013, 13:30 1235

От редакции. Обращаем ваше внимание, что тексты, опубликованные с тегом «Мнение», написаны читателями AIN.UA. Редакция не всегда разделяет их точку зрения.

Стартап по-украински

Каждый начинающий украинский “айтишник” мечтает в душе стать вторым создателем Фейсбука и будущим миллионером, хотя, если разобраться, список удачных мировых стартапов, которые обрели славу и популярность только за счет уникальной идеи, совсем не велик. Если мы говорим о стартапах на рынке Украины, то ситуация совсем грустная. Простым языком говоря, их очень мало. Мало их потому, что, в моем понимании, проект, в который инвестировали крупную сумму, и он стал известным на какой-то период времени в Украине – это еще не удачный стартап, а успешно реализованных стартапов без инвестиций в Украине я почти не встречал.

К тому же, давайте сразу определимся, что же такое украинский стартап. Если жители Китая или Индии создали проект для американского рынка и там его реализовывают, назовет ли это кто-то в мире индийским стартапом? Наверное, нет. В тоже время, сотни тысяч наших разработчиков, которых «Запад» задействует по причине более низкой цены за работу, создают продукты и проекты, многие из которых все смело называют «украинскими стартапами».

Посмотрите на список последних «украинских» стартапов, в большинстве из них даже нет русского языка в меню, не говоря уже об украинском! А чего стоят названия «украинских стартапов» – все как на подбор сложнопроизносимые англоязычные слова. Если венчурные фонды ищут идеи и таланты среди украинцев, изначально планируя реализацию этих идей в Канаде, Европе, но не на родине, это разве украинские стартапы? Скорее, это канадский стартап, созданный програмистами из Украины.

В общем, тут у каждого «своя правда», нельзя винить ни фонды, ни разработчиков, ведь цель у них одна – запустить проект и на нем заработать, и если это плохо получается на рынке Украины, то зарабатывать логично в других странах. Но я все-таки считаю, что украинский стартап должен создаваться и развиваться на рынке Украины, учитывая все сложности и нюансы этого рынка, и именно о таких стартапах я веду речь и именно они называются украинскими.

Инвестор для украинского стартапа

Основная задача любого стартапера – найти того, кто щедро профинансирует стартап. При этом, с точки зрения создателей стартарпа этот «кто-то» должен не обмануть, если проект «пойдет» и, в то же время, не «ругать», если идея изначально ничего не стоила. В общем, требуется найти идеального спонсора. Задумываясь об этом, наши соотечественники не хотят работать с украинскими или российскими инвесторами и очень любят американские или европейские фонды, которых и ищут любыми путями.

Ежегодно в Украине проводится множество конференций, на которых организаторы обещают присутствие десятков фондов, но на практике я не сталкивался с теми, кому удалось на таких мероприятиях продать какую-либо идею и заполучить такие фонды у инвесторов для развития идеи на рынке Украины. Несколько проектов действительно получают небольшие инвестиции, но что такое эта пара проектов для огромной страны?

К тому же, все эти проекты ориентированы «на запад». Причина сложившейся ситуаций связана либо с отсутствием интересных идей, либо с отсутствием веры инвесторов в локальный рынок.

Хочу также отметить непонятность и непрозрачность принципов, по которым создаются рейтинги самых удачных стартапов Украины по версиям различных общедоступных популярных источников. Из последнего списка лучших украинских стартапов я не знаю фактичеки ни одного, хотя слежу за рынком Интернет-проектов ежедневно. То есть, подобные публикации скорее следует называть не рейтингом стартапов, а списком идей, которые кому-то понравились.

Влияние специфики Украины на стартапы

Любая бизнес-идея подразумевает под собой «монетизацию». То есть, окупаемость любым возможным способом. Давайте подумаем, как в принципе можно окупать IT-проекты в Украине. Список вариантов выходит совсем не большой:

  • Оказание услуг за деньги
  • Предоставление информации за оплату
  • Посредничество (продажа товаров)
  • Лицензионные платежи (за игры или программы)
  • Продажа рекламы

Вот и все, другие способы лишь разновидность указанных выше. Но «как зарабатывать» – это еще часть вопроса, основная проблема – каким путем физически получать деньги от клиентов. Ведь, кроме карточных платежей, терминалов пополнения, виртуальных денег или оплаты по SMS вариантов нет. Карточные платежи не очень распространены и не пользуются доверием обывателей (периодически получают огласку случаи пропажи денег с карточки и, в отличии от США, вернуть их обратно очень сложно), а SMS-платеж подразумевает отчисление 50% заработка операторам мобильной связи, поэтому не особо популярен у владельцев сайтов и проектов.

Говоря про менталитет украинцев, хочу заметить, что жители Украины не привыкли платить за какие-либо сервисы или услуги. Не принято также у нас покупать игры, песни и программы. Но, кроме менталитета, есть еще уровень жизни. Мы находимся где-то внизу известной маркетологам пирамиды, и большую часть населения интересуют продукты питания, лекарства, и до инновационных сервисов и услуг, за которые нужно платить, жителям Украины еще далеко.

В Европе и США люди подписываются на десятки сервисов и услуг и спокойно за это платят ежемесячно. У нас же основной монетизацией проектов является рекламная деятельность, продажа платных пакетов для компаний на посещаемом ресурсе, либо заработок на продаже товаров или услуг других компаний.

Все описанные сложности негативно влияют на развитие проектов в Украине и на само желание разработчиков создавать что-либо для локального рынка, и эта тенденция, увы, не меняется. Давайте все-таки вместе подумаем, как нам всем оживить локальный рынок, привлечь на него инвестиции и стимулировать молодые таланты запускать новые проекты в стране, в которой мы живем.

Читать больше