Популярность онлайн-видео и видеорекламы в Уанете растет, и в Украине уже есть видеоблогеры, которым удается зарабатывать на своем YouTube-канале полноценную “зарплату” в $1-2 тыс. в месяц. Около года назад YouTube открылся-таки в Украине и у владельцев каналов появилась возможность работать не только с партнерскими сетями-посредниками, но и с YouTube напрямую.
Недавно в “Часопысе” прошла дискуссия о том, как украинскому блогеру заработать на YouTube. В ней участвовала beauty-блогер Наталья Фищенко (naffy 9999), Николай Рогинец, маркетинг-директор “Агентства интернет-прав” (AIR), украинской MCN (партнерской сети, которая работает с каналами на YouTube) и Дмитрий Аркас, совладелец интернет-ТВ ГОН tv. Редакция AIN.UA предлагает вам их советы о том, как создавать и монетизировать свой контент на YouTube.
1. Подумайте над темой блога
От этого зависит очень многое. В идеале, это должно быть ваше профессиональное увлечение или хобби, т.е. тема, в которой вы достаточно хорошо разбираетесь. Наталья начала развивать свой канал об уходе за собой просто потому, что ей хотелось поделиться своим опытом. Сейчас у нее – 44 тыс. подписчиков и 4,5 млн просмотров.
По словам Николая Рогинца, самыми популярными в мире сейчас являются геймерские каналы. К примеру, недавно популярный канал PewDiePie шведского геймера и видеоблогера Чельберга Феликса перешагнул отметку в 15 млн подписчиков. То есть, на видеоблог одного человека подписано количество пользователей, примерно соответствующее интернет-населению Украины.
Также популярны блоги об интернет-приколах (вроде канала 100500), как и вообще, блоги, связанные с шутками и юмором. Как считает Николай, в Украине пока недооценен формат политической сатиры. В таком поле, к примеру, работает канал Майкла Щура “Телебачення Торонто” с 10 тыс. подписчиков. Очень популярны видеоблоги авто/мототематики, и это явление – уникальное для СНГ, ведь нигде в мире больше с таким интересом не смотрят видео с видеорегистраторов, ролики про инспекторов ГАИ.
От темы напрямую зависит монетизация канала, ведь видео определенной тематики будет смотреть конкретная аудитория, и на этот таргетинг будут обращать внимание рекламодатели. В среднем, для украинского YouTube CPM (цена за тысячу показов) составляет $1-2, но видео, заточенное под англоязычную аудиторию, может приносить и $20-25. CPM у блогов, ориентированных на деловую аудиторию, к примеру, у канала Bloomberg TV, может достигать и $75.
2. Обеспечьте качество и оформление контента, закупите оборудование
Как рассказывает Наталья, еще два года назад аудитория видеоблогов была довольно нетребовательной, но сегодня, если съемка некачественная, с плохим освещением и звуком, пользователи обязательно это заметят. “Сейчас пользователи очень избалованны, они хотят, чтобы в видео была музыка, хороший свет, озвучка. Если у вас на заднем плане слышно соседа с дрелью, будьте уверены, половина комментариев будет именно об этом”, – рассказывает она.
Для личного блога, конечно, не требуется телестудийное оборудование, но раскошелиться на хорошую камеру все же придется. Наталья снимает видео на Canon 600d с объективом для портретной съемки, иногда – на iPhone. Монтирует ролики в iMovie. Для того, чтобы подготовиться, рекомендует читать пособия YouTube – они собраны на сайте Creator Hub.
Общее требование ко всем роликам: они, конечно же, должны быть интересными. Николай советует обратить внимание на то, как сделаны признанные YouTube-хиты, к примеру, вирусная реклама сайта Mikronaushnik.com.ua:
3. Выберите язык для блога
К сожалению, онлайн-рынок Уанета пока еще не сравним с рынком РФ или СНГ, поэтому, если блогер ставит себе целью заработать деньги, лучше вести блог на русском или английском языке. Хотя популярные украиноязычные видеоблоги в украинском сегменте YouTube есть, к примеру, уже упомянутый канал Майкла Щура. Ориентируясь на англоязычную аудиторию, нужно быть уверенным в том, что вы разбираетесь в тематике, а также в своем английском, предупреждает Николай Рогинец. Знание английского на уровне “ху из он дьюти тудей” не подойдет. Популярным англоязычным блогом могут заинтересоваться зарубежные рекламодатели, у которых рекламные бюджеты намного превышают бюджеты украинских компаний.
4. Выберите модель монетизации канала
С недавних пор YouTube может работать с украинскими владельцами каналов напрямую. О том, как напрямую присоединиться к партнерской программе YouTube, AIN.UA уже писал ранее. Если вкратце: пользователь заполняет веб-форму, после того, как Google ее одобрит, канал участвует в партнерской программе. Включить возможность монетизации в своем канале (установить галочку на “Коммерческое использование”) можно в менеджере видео. Авторы могут самостоятельно определять, какие видео монетизировать, какие – нет, и какие типы рекламы разрешать к показу.
Есть также возможность работать с партнерскими сетями (MCN). При работе напрямую с YouTube где-то 45-55% доходов от рекламы уходит компании, остальные поступают блогеру, в виде чеков AdSense (которые в Украине обналичивает, к примеру, “ПриватБанк”). В случае работы через MCN сеть забирает себе часть комиссии, уже после отчислений в пользу YouTube. К примеру, AIR работает, как правило, по схеме 30% х 70%, но по словам ее маркетинг-директора, ставки могут зависет и от договора с каждым конкретным каналом.
Плюсы работы с сетью: заработок выплачивается месяц в месяц, в форме, которую выберет канал, в то время как при прямой работе с партнерской программой YouTube могут быть задержки в выплатах до двух месяцев. Минусы: дополнительная комиссия. Кроме того, выбирая MCN, нужно быть осторожным, нередко под прикрытием сети оказываются мошенники, которые рассылкой предлагают каналам подключаться, не упоминая о заработке, а затем забирают все рекламные деньги себе. Прежде чем работать с сетью, нужно внимательно почитать ее публичную оферту каналам, проверить отзывы о ней и т.д.
Заработок на рекламе зависит от многих факторов: сезонности, языка и тематики блога, формата рекламы. К примеру, дорогим форматом считается пре-ролл, но блогер получает деньги только за коммерческие просмотры: когда пользователь досмотрел видео до конца или же перешел на сайт.
Есть и другие способы зарабатывать на блоге, к примеру, работа с брендами, размещение их рекламы и роликов.
5. Соблюдайте авторские права
Как рассказал Николай Рогинец, многие YouTube-каналы получают страйки и закрываются из-за неосторожного обращения с авторскими правами. “Помните, что YouTube действует в рамках законодателсьтва США. Часто каналы блокируют или отключают просто потому, что его владелец не ориентируется, как в этом поле работать, ставит фоном музыку популярных исполнителей или чужой видеоряд. Нужно учитывать, что механизм отслеживания цифровых отпечатков музыки, видеоконтента в YouTube налажен очень хорошо, у них фактически самая большая база в интернете”, – говорит он.
Выходов из такой ситуации несколько. Можно обращаться к бесплатным базам, которые разрешают использовать музыку на основании лицензии Creative Commons (в таком случае, нужно упомянуть автора музыки в описании видео). Можно договориться с местными группам, которые пишут музыку. Можно на свой страх и риск нарушить правила и использовать популярную музыку (к примеру, отрывки до 7 секунд, или же микшировать звук до неузнаваемости).
6. Следите за тем, чтобы просмотры превращались в подписку
Главное для YouTube-канала: просмотры, а не количество подписчиков, но работа с подписчиками очень важна, потому что в конце-концов именно эта аудитория дает повторные и постоянные просмотры. “Искусство работы с YouTube – это конвертация ваших зрителей в подписчиков, а подписчиков – в повторных подписчиков”, – говорит Николай. Правда, готовых рецептов по удержанию зрителей нет, кроме очевидного совета: пытаться повторить “вау-эффект” успешных роликов, предлагать зрителям каждый раз что-то новое.
7. Поддерживайте обратную связь
Зрители YouTube часто относятся к популярным блогерам как к друзьям. Ждут, что им ответят в комментариях, предлагают свои темы, просят личных советов. Наталья не только мониторит все комментарии, но и ведет группу во “ВКонтакте” и аккаунт на Instagram (Facebook показался ей неэффективным). Ее зрительницы часто интересуются не только темой блога, но и личной жизнью автора, любому видеоблогеру нужно быть к этому готовым, не говоря уже о готовности встретить в онлайне хейтеров и троллей. По словам Натальи, несколько знакомых блогеров бросили это занятие, потому что не смогли выдержать едких или агрессивных комментаторов.
“Нужно изначально понимать: если вы создаете блог, вы становитесь публичным человеком. Нужно уметь “надевать броню” и все время учитывать, что это – не настоящая жизнь, тебя критикуют люди, которых ты даже не знаешь. Все время помнить: к тебе это не относится”, – советует она.