Хоть по уровню проникновения интернета Украина – далеко не передовая страна, 3G у нас пока нет и неясно, когда предвидится, а все-таки по “пользовательской продвинутости” мы мало отстаем от мира, в особенности если говорить о покупательских настроениях в e-commerce. Например, при совершении покупок через интернет, украинцы используют смартфоны даже чаще, чем американцы. Такие данные получили Havas Worldwide совместно с Havas Worldwide Ukraine в результате глобального исследования в сфере e-commerce, проведенного  в 32 странах мира, в том числе и в Украине.

Всего в рамках исследования было опрошено 10 338 человек. Ниже можно ознакомиться с подробными данными исследования и инфографиками о том, почему украинцы предпочитают онлайн оффлайну и наоборот, какие устройства используют, где ищут информацию и чем руководствуются при покупке по сравнению с онлайн-покупателями по всему миру.

Украинцы перегнали американцев по количеству покупок с помощью телефона: 17% наших соотечественники для покупок в интернете используют смартфоны, а в США доля таких шопперов составляет 16%. Впрочем, от действительно “продвинутых” стран украинцы сильно отстают – для сравнения, в Китае смартфон в процессе совершения онлайн-покупки используют 50% граждан, в Сингапуре 48%, а в Индии 42%.

Если еще в 2001 году большинство интересующихся онлайн-шоппингом использовали для покупок рабочий стационарный компьютер, то сегодня в мире примерно каждый пятый (22% опрошенных) уже используют для этого мобильное устройство.

Прозюмеры – прогрессивные потребители, которые с восторгом встречают все технические новинки и быстро к ним адаптируются

В целом около 46% респондентов в мире сделали больше 10 онлайн-покупок в течение прошлого года. В Украине таких только 20,2%. Зато менее активных покупателей, совершивших до 10 онлайн-покупок в прошлом году, в Украине достаточно много – 58%.

В мире 49% опрошенных респондентов покупают одежду, обувь и аксессуары через Интернет. А вот, например, музыка и видео игры находят своих покупателей только в 33% случаях. Примерно половина женщин (51%) покупает в режиме онлайн косметику. В Украине ситуация немножко отличается: на пике популярности техника и электроника – так же, как и в мире, но одежду, книги и билеты покупают украинцы реже. Покупка музыки и видео игр по известным причинам остается для нас противоестественной.

Исследование показало, что всех онлайн-покупателей можно условно разделить на 4 группы:

  1. Отчужденные от digital – предпочитают традиционные покупки лицом к лицу с продавцом. Они не используют цифровые технологии для покупок, потому что не могут, либо потому что не хотят.
  2. Разделяющие онлайн и оффлайн – используют доступ в Интернет только дома или на работе. Они черпают информацию о продуктах в Интернете, но покупки делают оффлайн. И тем более не используют для шоппинга свой мобильный.
  3. Экспериментирующие с digital –  могут зайти в Интернет всегда и везде, как только им это понадобится. Им нравится пробовать что-то новое.  Но для них онлайн-покупки при помощи смартфона до сих пор являются чем-то вроде приключения.
  4. Комбинирубщие онлайн и оффлайн покупки, не видят различия между ними. Digital – это просто стиль их жизни.

В оффлайн магазинах предпочитают покупать большинство людей как в мире (57%), так и в Украине (69,7%) из-за возможности потрогать, попробовать или примерить товар. Среди молодых людей несколько меньше тех, кто считает это важным: 54% в мире и 69,4% в Украине. Тенденция более заметна, если сравнивать со старшим поколением в возрасте за 55 лет: 61% в мире и 100% в Украине. Среди других преимуществ традиционного шоппинга – возможность получить покупки быстрее (27% в мире и 38,7% в Украине) и посоветоваться с продавцом (26% в мире и 19,3% в Украине).

Исследование показывает, что 21% опрошенных в мире и 11,8% в Украине беспокоятся о конфиденциальности своих данных каждый раз, когда совершают покупки онлайн: 38% в мире и 50,4% в Украине признаются, что иногда опасаются, что их данные будут украдены или использованы. Это означает, что 8 из 10 онлайн-покупателей чувствуют, что подвергаются риску, когда занимаются онлайн-шоппингом.

 

Между тем, люди, которые активно пользуются технологиями (так называемые “прозюмеры”), находят онлайн-шоппинг удобным благодаря возможности сделать это в любое время (48% в мире и 57,1% в Украине). Большинство ценят онлайн-шоппинг просто за удобство (36% в мире и 42,9% в Украине), а также за возможность легко сравнить цены и выбрать лучшее предложение (33% в мире и 34,5% в Украине). 78% опрошенных респондентов в мире признаются, что онлайн-шоппинг помогает им экономить.

 

Интересно, что даже для отчужденных от digital, то есть тех, кто предпочитает традиционные покупки лицом к лицу с продавцом, интернет является источником информации, необходимой для шоппинга. Почти 2/3 респондентов (64% в мире и 84,9% в Украине) признались, что перед принятием решения о важной покупке, они изучают информацию в Интернете.

И наоборот. Больше половины покупателей (58% в мире и 55,5% в Украине) говорят, что перед тем, как купить товар онлайн, они иногда заходят в оффлайн магазин, чтобы посмотреть или примерить его.

Исследовательская и консалтинговая компания Strategy Analytics оценила, что в 2012 в мире насчитывалось больше одного биллиона смартфонов. Так как мобильные девайсы становятся все более мощными и доступными, потребители с удовольствием впускают их в свою жизнь, в том числе шоппинг. Смартфоны фиксируют все этапы шоппинга: ознакомление с продуктом, покупку, отзывы об использовании.

43% опрошенных в мире и 45,4% в Украине ответили, что уже использовали смартфон во время покупок в обычном магазине, чтобы проверить наличие лучшего предложения. Такое поведение еще более типично для прозюмеров: 59% в мире и 76,2% в Украине. Таким образом, растет давление на ретейлов: они вынуждены предлагать по-настоящему конкурентоспособные цены или же обладать особенно ценным брендом.

В настоящее время, 1 из 4 респондентов осуществляет покупки с помощью смартфона, но ясно, что эти цифры будут расти. Более трети наших респондентов (34% в мире и 42% в Украине) говорят, что им удобно заниматься шоппингом с помощью смартфонов. Чем больше будет создано хорошо продуманных приложений для мобильного шоппинга, тем охотнее люди будут использовать смартфоны для онлайн покупок.

«Эта цифра не случайна, и в дальнейшем будет только расти, ведь мобильные устройства как нельзя лучше подходят для шоппинга. Во-первых, это удобно для рациональной категории покупателей, которым лень тратить время на физическое посещение магазина. Совершить необходимые покупки можно где угодно, пользуясь временем в пробке или же завтракая в кафе перед началом рабочего дня. Во-вторых, это очень стимулирует спонтанные покупки. К примеру, продуманное мобильное приложение может использовать  пуш-уведомления в рамках модели flash sales (в Украине это, к примеру, Modna Kasta) для увеличения процента отклика. И это только малая часть потенциала мобильных платформ для развития электронной коммерции» – комментирует Михаил Нестор, директор Havas Worldwide Digital Kiev.