Денег много не бывает – с этим согласится каждый. Хорошо, если все эти «много денег» принадлежат вам, а если нет, и со временем вам придется возместить все сторицей их владельцу? Как говорится, берешь чужие, а отдаешь свои… Если рассматривать эти моменты сквозь призму стартаперства, возникает вопрос: стоит или не стоит прибыльному стартапу привлекать деньги извне? В каких случаях они необходимы, а в когда могут повлечь за собой нехорошие последствия?

AIN.UA спросил об этом украинских экспертов инвестиционного рынка Украины Дениса Довгополого (BVU Group) и Евгения Сысоева (AVentures Capital), а также предпринимателей Егора Анчишкина (Zakaz.ua), Катерину Костереву (Terrasoft), Алексея Орапа (YouScan) и Николая Палиенко (Prom.ua).

Денис Довгополый, управляющий партнер BVU Group

 Чаще всего деньги привлекаются для следующих целей:

  • обеспечение роста
  • выход на новые рынки
  • разработка нового продукта
  • перепозиционирование
  • подготовка к продаже или IPO

Мы считаем, что стартап до того, как искать инвестиции, должен ответить себе на два вопроса:

  1. Все ли я сделал что мог без инвесторских денег?
  2. Что я потеряю, если возьму инвесторские деньги, и что я потеряю, если не возьму?

Ответ на эти два вопроса даст предпринимателю понимание, имеет ли смысл сейчас привлекать финансирование или нет.

Основная проблема состоит в том, что вместе с деньгами приходят обязательства, и все управленческие решения принимаются с оглядкой на инвестора – стартап теряет гибкость, что для него очень опасно. Среди украинских стартапов, которым привлечение денег извне не пошло на пользу, я бы назвал Viewdle, Klumba.ua.

Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital

Даже в США свыше 95% IT-проектов не привлекают никакие деньги, кроме собственных, денег друзей и партнеров, оставаясь полностью частными бизнесами. Венчурные инвестиции – это капитал для IT-бизнесов, которые действительно могут стать компаниями стоимостью в $50-100 млн и более за 5-10 лет. Причем $100 млн – это средняя планка фондов, инвестирующих в СНГ, а у американских фондов она на порядок выше. Нишевые проекты с притензией “всего лишь” на многомиллионный оборот, могут привлечь только частный капитал, а идеальным вариантом для них было бы расти на собственной прибыли.

Приведу несколько примеров. Если у IT-компании с прицелом на глобальный рынок оборот составляет $0.5-1 млн, а $100-200 тыс – это чистая прибыль, то для масштабирования, скорее всего, потребуются еще “много миллионов долларов”. В данном случае, нужны деньги для ускорения роста – в идеале, smart money, т.е. деньги от инвесторов, которые значительно помогут с экспертизой, связями, опытом.

Другой пример: допустим, ваш e-commerce бизнес вышел на $10-30 млн оборота и $1-2 млн чистой прибыли. Чтобы масштабироваться до $100 млн оборота и более вам нужны значительные дополнительные вливания в инфраструктуру (склад, логистика, IT), но реинвестируя только свою прибыль без привлечения нового акционерного капитала, можно проиграть более шустрым конкурентам.

Случаев, когда привлечение денег извне прибыльным стартапом было ошибкой, довольно много. Вообще начинающим предпринимателям полезно быть “немного голодными” – работать с минимальными начальными вложениями и минимальными привлеченными инвестициями, а то и без них. Связано это, во-первых, с тем, что крайне редко первоначальная идея становится бизнесом. Предпринимателю нужно не быстро расти, а делать пивоты, итерации, изменения. Минимальный кеш будет мотивировать на поиск точек роста, в т.ч. прибыльных. Во-вторых, если на старте предприниматель сразу привлечет много миллионов и назначит себе большую зарплату, то скорей всего перестанет работать с высокой отдачей и в результате будет наказан провалом. Хотя есть исключения: например, в сегментах e-commerce, enterprise software для создания крупного бизнеса нужны миллионы уже при запуске компании.

Егор Анчишкин, основатель и руководитель Zakaz.ua

Мне отдавать долю стороннему инвестору было не жалко. Лучше есть торт сообща, чем голодать одному. В нашей индустрии такие бизнесы, как Zakaz.ua, органически уже не создаются – это было возможно лет 60 назад, поэтому нам дополнительные вложения извне были необходимы.

Если у стартапа есть полная прибыль, а не просто операционная, я бы не советовал привлекать дополнительные деньги от инвесторов. Настолько долго, насколько вы можете расти собственными силами.

Катерина Костерева, сооснователь и управляющий партнер Terrasoft

Мы всегда развивались органически. Кредитов не брали, инвестиции не привлекали. Как только продукт был готов, мы сразу же начали предлагать его потенциальным клиентам. Чем больше мы проводили времени с клиентами, тем больше понимали их потребности, тем лучше становился продукт, тем быстрее росли продажи и прибыль. Всю прибыль постоянно реинвестируем в бизнес. Но если мы не сможем реализовать свои бизнес-планы без внешних инвестиций, будем общаться с инвесторами.

Если бы был правильный инвестор, предполагаю, что мы могли бы быстрее расти, меньше бы набили собственных шишек. Но и свободы было бы меньше. Вопрос исключительно в стратегии и скорости, с которой компания хочет двигаться. Инвестиции нужны, когда стоит цель, к примеру, выйти на новые рынки либо инвестировать в новый продукт, а собственной прибыли не хватает.

Не факт, что органический рост – это был правильный выбор. Все зависит от целей. Если для выполнения бизнес-плана и достижения агрессивных целей собственной прибыли не хватает, надо привлекать инвесторов. Если органический рост устраивает – зачем нужны инвесторы? Но если уж на то пошло, для технологических компаний правильнее искать фонд, где, помимо капитала, можно получить еще и стратегического партнера. Возможно, опыт и советы инвестора могут оказаться ценнее, чем финансовые ресурсы.

Алексей Орап, основатель и руководитель YouScan

Мы привлекали несколько раундов финансирования, последний из них – когда мы уже были операционно прибыльными. Отдавать долю не жалко, так как, привлекая финансирование в развитие бизнеса, ты увеличиваешь стоимость компании и стоимость своей доли соответственно. Судите сами, чем интереснее владеть: 100% в компании стоимостью $1 млн или 50% в компании стоимостью $100 млн? Мы могли бы избежать привлечения внешних средств, но при этом развивались бы медленнее, а это не так интересно, особенно на рынке с высокой конкуренцией.

Тут нет универсального рецепта. Для начала поймите себя и свою мотивацию – чего вы хотите от жизни и от своего проекта? Если вам больше по душе life-style бизнес, в котором нет никаких внешних инвесторов, вы несете ответственность только перед самим собой, но при этом отдаете себе отчет, что бурного роста скорее всего будет сложно достичь – не надо привлекать инвесторов. Если вы хотите быстрого роста и доминирования на своем рынке, уверены в своей бизнес-модели и четко знаете, как эффективно использовать внешние средства, привлекайте их как можно быстрей. Это путь большинства масштабируемых технологических компаний, которые я знаю.

Главное, понять, когда наступает правильный момент для привлечения средств. Если у бизнеса здоровые ключевые показатели – например, для SaaS проектов это значит, что у вас адекватное соотношение между стоимостью привлечения клиента и его LTV – то надо “заливать горючее” и разгоняться. А вот если вы тратите на привлечение клиентов больше, чем зарабатываете с него – это повод вернуться на шаг назад и пересмотреть бизнес-модель, а не привлекать инвестиции. Хотя и здесь бывают нюансы – вполне возможно, у вас такая стратегия захвата рынка.

Николай Палиенко, директор Prom.ua

Решение принимать или не принимать инвестиции на самом деле несложно сделать: если инвестор дает вам X денег в обмен на Y%, то нужно понимать, повысит ли это шансы на успех на 2Y% либо увеличит размер рынка на столько же. Если да, то нужно принимать инвестиции. Также правильной стратегией является привлечение профессионального портфельного инвестора на небольшую долю перед продажей компании, так как такой инвестор поможет вам при продаже всего бизнеса в будущем.

На момент получения инвестиций мы не были прибыльными, и все-равно мы думали, стоит или не стоит привлекать инвесторов. Для того чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно понять, зачем вам деньги. Если вы видите, что нужно больше денег, чем у вас есть на развитие, новые продукты и рынки, и вы не против отдать за это долю в компании, получив дополнительные затраты на отчетность, согласования и прочее, то стоит.

В нашем случае мы покупали время и повышали шансы на успех. Чтобы ускориться, было принято решение отдать долю инвестору. Жалко, безусловно, было, но прагматизм победил, и по итогу это было правильным решением, так как мы достигли вместе с инвестором намного большего.