Генеральный директор российского агентства «Социальные сети» Денис Терехов на прошлой неделе заявил, что дизайн недавно появившегося сайта euromaidan.eu “является точной копией” разработки его компании MobileReporter.ru. По словам директора по развитию бизнеса «Социальных сетей» Виктора Бабичева, коды двух ресурсов являются практически идентичными. А сегодня оказалось, что “Евромайдан” – не единственный клон сайта Терехова.
“У нас тупо украли проект, – написал Терехов у себя в Facebook. – Кто же это сделал: Злые украинские революционеры? Таинственные хакеры из Анонимус? Нет, мелкими воришками оказалась уважаемая международная корпорация Red Bull. В качестве исполнителя выступило какое-то очень известное украинское агентство «Продиджи», которые впоследствии и сделали «майдано-мониторинг».
Действительно, страница медиа-проекта Red Bull как две капли воды похожа на MobileReporter, и, как подтвердила руководитель украинского digital-агентства Оксана Завойко, за его реализацией на самом деле стоит Prodigi. Однако она уточнила: “Точно знаю, что Майдано-мониторинг делали не мы”.
По словам Терехова, идея проекта, дизайн и разработка полностью принадлежат “Социальным сетям” – еще весной агентство заключило с Red Bull договор и сделало продукт на основе своей системы. Однако стороны не договорились об условиях использования и разошлись, потому что в Red Bull хотели получить код, но в агентстве готовы были предоставить ограниченный доступ.
“Они нам ничего не заплатили, мы им ничего официально не передали. Мне возразят: дизайн можно скопировать, но как скопировать бэк-энд? Очень просто, если ты имеешь на несколько дней доступ к админке сайта”, – пишет Терехов, подтверждая свои слова сканами документов и текстовыми выдержками из переписки с ответственными лицами в Red Bull. “После того, как мы подняли шум вокруг украинской истории (с euromaidan.eu – ред.), наши энергичные друзья заменили подложку и убрали один из разделов, в котором по недосмотру продолжал висеть наш логотип.
Как рассказала AIN.UA руководитель Prodigi, на самом деле RedBull заплатили “Социальным сетям” по договору “немаленькую сумму” – в digital-агентстве об этом знают, но разглашать сумму не имеют права. Это была предоплата за услуги. После расторжения договора, компания предложила агентству Терехова оставить данную сумму в качестве оплаты за дизайн. “RedBull хотели забрать разработку и имели на это право, поскольку это брендовая разработка. Они сказали, что далее передадут проект другому агентству (Prodigi – ред.). Но “Социальные сети”, очевидно, хотели использовать ее для других своих проектов. Поэтому RedBull заплатили им за дизайн, а наши программисты писали код с нуля”, – рассказала Оксана.
Официальный комментарий Prodigi Оксана опубликовала прямо в обсуждении к посту Терехова. “Задание на данный сайт и его дизайн мы получили от RedBull 1 июля 2013 года. Доступ з FTP нам не передавали. Со 2-го июля программисты нашего агентства начали писать бэкэнд сайта с нуля. Мы используем GitLab, где находится весь код написанного сайта, со всеми исходными данными со всех этапов его написания. В августе сайт был завершен, права на него и его разработку были переданы RedBull Россия. При необходимости и с разрешения клиента мы можем предоставить доступ к коду и репозиторию с историей, чтобы подтвердить уникальность кода”, – написала Завойко, отметив, что идея проекта не является уникальной, и привела в пример “open source” решение со схожим дизайном. Правда, схожим не настолько очевидно, как MobileRoporter и RedBullReporter.
На что последовала незамедлительная реакция со стороны Бабичева, который утверждает, что код MobileRoporter и разработка программистов Prodigi, возможно, отличаются, но во многом подозрительно совпадают:
Сегодня “Социальные сети” отправили в Red Bull письменную претензию. По словам Терехова, в Red Bull Russia утверждают, что идея и разработка принадлежат Red Bull. Гендиректор “Социальных сетей” намерен искать справедливости в Арбитражном суде города Москвы.
Ранее, 27 ноября, Терехов рассказал ряду СМИ о том, что контент-разработчик «Социальных сетей», который живет в Мариуполе, случайно обнаружил в Уанете ресурс euromaidan.eu, который копирует Mobilereporter.ru. Оба сайта по сути являются агрегаторами социальных сетей, но у российских SMM-щиков мониторинг происходит по хэштегу #snagency, а у украинского “Евромайдана” – по хэштегу #євромайдан. “Мы не хотим, чтобы наш сервис ассоциировался с политическими разборками в чужой стране. Кража картинок происходит в Интернете повсеместно, но копирование целого ресурса — такое мы видим впервые», — заявил тогда Терехов изданию РБК daily.
По словам Завойко, проект Prodigi для Red Bull не связан с “Евромайданом”. “Если бы я делала этот проект, я бы не постеснялась об этом сообщить”, – сказала Оксана в комментарии AIN.UA.
Однако сотрудница “Социальных сетей” настаивает на том, что связь есть: “На момент запуска сервиса, MobileReporter видел только Red Bull, проект разрабатывался для них и больше никому публично не показывался. Red Bull остался весьма доволен результатом. Далее мы не сошлись на тему прав… После чего Red Bull благополучно ушел работать с украинским Prodigy. И вот недавно появляется так напоминающий MobileReporter агрегатор контента по Майдану. Логическая цепочка выстроилась мгновенно: Red Bull -> Prodigy -> Украина -> Майдан. После чего оставалось найти у человека, расшарившего ссылку на сайт о майдане, в друзьях в Facebook достаточное количество людей из Prodigy, да еще и с теми же именами, что и у анонимных разработчиков”, – пишет в комментариях Варвара Тваря, чьи слова Завойко комментировать отказалась.
AIN.UA направил запрос в Euromaidan.eu, но ответ пока не поступил.