Как зарабатывают геймеры: интервью с Na’vi — мировыми чемпионами из Украины

29060
36

Создавать компьютерные игры прибыльно — к примеру, годовой оборот издателей World of Warcraft компании Activision Blizzard превышает миллиард долларов. В то же время считается, что играть в компьютерные игры — занятие для гиковатых подростков и бездельников, а игроманию в некоторых странах признают такой же зависимостью, как пристрастие к выпивке. Не все знают, что мастерски играя в игры, можно хорошо заработать: профессиональный геймер может получать зарплату от $1 до $10 000 в месяц, не считая призов на турнирах, заработка на видеостримах и т.д.

В Украине киберспортивное движение только зарождается, но свои профессиональные клубы, известные в мире, уже есть. Геймеры из клуба Natus Vincere («Рожденные побеждать», Na’vi), становились мировыми чемпионами по многим дисциплинам. К примеру, летом 2013 года команда по Dota 2 заняла второе место на чемпионате мира по этой игре, выиграв приз в $620 000. Киевлянин Сергей Ищук (Starix) и харьковчанин Данил Тесленко (Zeus), многократные победители мирового первенства по Counter-Strike в составе своей команды, рассказали AIN.UA о том, как создавался клуб, сколько можно зарабатывать на игре в любимые игры, и не превращается ли со временем хобби в утомительную обязанность.

С чего начинали играть?

С.И.: Играю лет с 16, в школе часто с друзьями ходили в компьютерный клуб, одной из первых игр была Delta Force.

Д.Т.: Начинал лет в 10-12, с обычного компьютерного клуба, с Age of Empires. Потом вышли первые версии Counter-Strike, и уже тогда, в 2001 году, проводились мировые турниры по этой дисциплине.

Когда поняли, что на своем увлечении игрой можно зарабатывать?

С.И.: Это все происходило постепенно: я учился всяким приемам, начал подбирать команду и со временем мы выросли в одну из лучших команд Киева. Помню, как в 2004 году поехали на EWSC в Париж. И хотя выиграть там у нас не получилось, сам факт того, что в 16 лет летишь на мировой чемпионат в Париж, был для меня и для родителей большим плюсом. Потом попал в лучшую команду Украины, стал регулярно ездить на чемпионаты мира — с 2004 по 2009 год.

Jo548lPtTgI

Сергей starix Ищук

Д.Т.: Еще в школе собрали команду по CS, проводили турниры три на три, с маленькими призовыми фондами — например, зарегистрироваться команде стоило где-то 50 грн. Так и формировался фонд. Пока я играл в свое удовольствие, успел в Харькове поменять где-то порядка 30 команд. Мог просидеть за компьютером до 7 часов подряд, если в школу не нужно было. Посвящал игре все свободное время.

После школы, в 2005 году попал в известную харьковскую команду вместе с Ваней Сухаревым (Edward), который позже стал одним из сооснователей Na’vi. Мы выиграли WCG в Украине, в 2006 году полетели в Италию на чемпионат мира, выиграли турнир Asus в Москве. И в Москве нас заметили, клуб Virtus в 2007 году пригласил нас с Ваней, дал хорошие условия: зарплату около $1000-1500 в месяц, поездки по всему миру. Это все — в возрасте 18 лет. В этой команде мы играли, пока не наступил кризис 2008-2009 года, начались проблемы со спонсорством — и мы распались.

Как создавался клуб Natus Vincere?

С.И.: Раньше было как: возникали команды в Днепропетровске, Харькове, Донецке, Киеве, и в каждой были по несколько человек, которые сильно выделялись по уровню игры. Мы все были знакомы между собой, всегда встречались на полуфиналах и финалах, нам всем нужно было собраться, но не хватало ни мотивации, ни возможностей.

Д.Т.: На самом деле команда собралась в первую очередь благодаря олигарху из Казахстана — Мурату Джумашевичу (Arbalet), который занимался организацией киберспортивных турниров. Он поддержал сборную Казахстана и России, и на одном из турниров в Дубаи Сергей заговорил о том, что неплохо бы создать и сборную Украины. Джумашевичу понравилась эта идея, и в команду были собраны лучшие игроки: кроме меня, Сергея и Ивана, в первый состав вошли Егор Маркелов (markeloff) из Днепропетровска, который в 2010 году стал лучшим игроком мира, и львовянин Арсений Триноженко (Esenin), очень волевой игрок, умеющий давать жесткую мотивацию команде. Руководит клубом Александр Кохановский (ZeroGravity).

v7L6TIYGMWY

Данил Zeus Тесленко

Откуда такое название клуба?

Д.Т.: Мы проводили конкурс на лучшее название, один из участников предложил вариант Team Vincit, в результате остановились на Natus Vincere. Кроме того, в 2009 году вышел «Аватар», там было племя «нави», нам понравилось название:)

Сколько и за счет чего сейчас может заработать украинский геймер?

Д.Т.: В киберспортивных клубах спонсоры платят игрокам постоянную зарплату, она может колебаться от $800 до $1500 в коллективных играх. В одиночных дисциплинах она может доходить до $10 000, это мировые показатели, но они везде более-менее одинаковы. Но основной заработок — конечно же, от турниров.

y_ec39cad3

Состав команды по CS, победивший на чемпионате Intel Extreme Masters 5 в Ганновере. На сцену выходили под марш из Star Wars

С.И.: Сейчас проводятся турниры с призовыми фондами в $250 000, в $1 млн… Этот приз делится на всю команду. Грубо говоря, есть смысл играть, только если входишь в тройку мировых призеров. В 2010-2011 году мы выиграли практически все турниры, четыре раза становились чемпионами мира (в том числе, по версии World Cyber Games). По итогам 2010 года мы заработали около $240 000 — стали самой зарабатывающей командой в Европе. Всегда делим выигрыши на всех участников команды. Это, конечно же, больше, чем прожиточный минимум в Украине:)

Удается ли что-то заработать на видеостримах?

С.И.: Если вас на YouTube смотрят около 15 000 человек, в час можно зарабатывать примерно $100. Сейчас самая популярная игра — Dota, они не напрягаясь собирают такую аудиторию в онлайне. По CS, если стримим на русском языке, можем собрать аудиторию до 5 000. Нужно еще учитывать, что если вас смотрит человек с СНГ, вы получаете около 12 центов за рекламу, если немец или датчанин — 36, если американец — 70 центов.

Как работаете со спонсорами?

С.И.: Мы рекламируем их продукцию, помогаем ее разработать. Подписываем обязательства использовать в игре определенную технику. К примеру, мы первыми получаем новую геймерскую мышку, тестим, пишем отзывы о плюсах и минусах, и когда она готова, я могу с чистой совестью в ролике сказать: у нее нет недостатков, мы же сами помогали ее разрабатывать. Часто нам сами компании предлагают спонсорство. На чемпионате Европы в 2009 году на нас вышли представители бренда SteelSeries, мол, давайте вы будете рекламировать нашу продукцию, ведь людям нравится как вы играете и они хотят быть как вы.

Продается также сувенирка, недавно мы выпустили коврики Navi Edition, клуб получает какой-то процент с продаж, но о точных цифрах лучше спросить у менеджера.

Рассматриваете ли геймерство как основной способ заработка в будущем?

Д.Т.: Думаю, еще год-два точно буду играть. Затем хотел бы заниматься чем-то связанным с играми — к примеру, комментаторством. Мы сейчас открываем студию, где буду коммментировать игры CS, хотели бы совместно с украинскими каналами сделать шоу о киберспорте формата «Вечерний Ургант»: приглашать звезд, транслировать матчи. Сейчас ведем переговоры с несколькими каналами.

С.И.: Да. Кроме того, мне было бы интересно развивать киберспорт в Украине. Сейчас дети во дворе уже не играют в «казаки-разбойники», каждый пробует играть во что-то на компьютере. Кто хочет добиться результатов, постепенно будет улучшать свой уровень игры и светиться на чемпионатах, его будут приглашать в клубы. Это как в футболе. Ты сначала играешь за «Зарю», потом за «Шахтер», и тебя начинают замечать.

y_13efb6be

Победа на мировом чемпионате WCG в 2010 году

Клубы перекупают игроков, предлагают лучшие условия?

С.И.: Нам предлагали, но не было доверия к тем людям. Natus Vincere — это моя организация, я участвовал в ее создании, и я в ней уверен. Если пойду в другой клуб и чем-то не понравлюсь, меня оттуда могут попросту выгнать. Есть условные контракты у игрока перед клубом а у клуба перед игроком, но как разбираться, в международных судах? Пока киберспорт не станет официальным видом спорта, это будет сложно c юридической точки зрения. Сколько предлагали денег, не могу озвучить, но были очень заманчивые варианты и не только мне, ребятам из команд Dota 2, World of Tanks. У нас двое ушло из состава — Edward и markeloff, их переманила команда Dragon из Астаны (в декабре Edward вернулся в команду — ред.).

Если играть профессионально, это не убивает удовольствие от игры?

С.И.: Ты понимаешь, что играешь в команде, получаешь зарплату, и у тебя есть цель — к примеру, выиграть DreamHack. Киберспорт очень похож на классические спортивные игры — многое строится на спортивном азарте. Лично я получаю удовольствие и от игры, и от выигранных чемпионатов. Если нет цели и мотивации, то будешь просто отрабатывать свои часы. А если человек не будет выкладываться, команда сразу это поймет.

Сколько времени уходит на тренировки, позволяете ли себе играть во что-то кроме CS?

Д.Т.: График бывает довольно жестким и сложным, особенно, если готовимся к чемпионату. К примеру, до 12:00 можно заниматься своими делами, до 16:00 — делами на пользу клуба (записи для видеоблога, интервью), где-то в 16:00-16:30 начинаются общие тренировки и продолжаются до 00:00-01:00, с небольшими перерывами.

С.И.: Игры есть разные. Есть, к примеру, MMORPG типа World of Warcraft или World of Tanks, где нужно просто «жить»: проснулся — сразу за компьютер, иначе недокачаешься, отстанешь от остальных. В эти игры мне играть противопоказано, это как наркотик, очень быстро привыкаешь:). World of Tanks или World of Warplanes — очень прикольные игры, но не хочу даже начинать, меня туда затянет. Иногда могу в Dota сыграть партию с друзьями.

y_25c17656

Na’vi на Intel Extreme Masters 5

Как решаются конфликты в команде, особенно если речь идет о решающих играх?

С.И.: Если представить себе турнир: сидите на сцене, куча народу вокруг, миллионы глаз смотрят трансляцию, комментаторы обсуждают каждый твой шаг, иногда критикуют, поливают грязью: не туда гранату кинул, не убил кого-то в спину. Это очень стрессовая ситуация. Поэтому быстро учишься абстрагироваться и решать конфликты демократично, собираться всем вместе, обсуждать.

Как в Украине развит киберспорт?

С.И.: У нас в этой сфере пока нет поддержки от правительства, как к примеру в Южной Корее. Сколько денег вливают в хоккей, в футбольные клубы… Зачем тратить деньги на то, где нет прогресса? А в играх есть прогресс и перспектива. В той же Корее чемпионаты по Starcraft транслируются по ТВ, как футбольные матчи. Почему бы не организовать такие трансляции у нас? Почему бы не организовывать киберспортивные клубы, соревнования?

Мы в позапрошлом году попали на встречу к премьеру Азарову, но он нас принял за программистов, призывал строить новый Microsoft. И нам не удалось его разубедить:)

Оставить комментарий

Комментарии | 36

  • Отличное интервью, спасибо!
    Желаю клубу новых побед 🙂

  • Крутая команда и интервью.
    Единственное, не Still Serious их спонсор, а все же SteelSeries 🙂

  • Да просто — это все треш

    С.И.: У нас в этой сфере пока нет поддержки от правительства, как к примеру в Южной Корее. Сколько денег вливают в хоккей, в футбольные клубы… Зачем тратить деньги на то, где нет прогресса? А в играх есть прогресс и перспектива. В той же Корее чемпионаты по Starcraft транслируются по ТВ, как футбольные матчи. Почему бы не организовать такие трансляции у нас? Почему бы не организовывать киберспортивные клубы, соревнования?

    Мы в позапрошлом году попали на встречу к премьеру Азарову, но он нас принял за программистов, призывал строить новый Microsoft. И нам не удалось его разубедить:)

    А назвать КС дисциплиной ну это вообще пиздец!!!

    • Интересный комментарий)

      Игры — это хобби множества серьезных людей. Могу вспомнить Гришина из Мейл.ру, эльфа 80-го уровня в WoW:). Или Дмитрия Шоломко, который будучи студентом играл в «линейку».

      Почему КС не дисциплина, если по ней уже больше 10 лет идут международные соревнования с крупными призами?

    • Евгений, чемпионат с призовым фондом $2,5 миллиона — трэш?

      поищите по тегам: Dota 2, Малайзия, Na’Vi

      • Ну на фоне хоккея и футбола это вообще не цифры. Киберсорт в большинстве стран увлечение крайне нишевое, отсюда и низкие призовые фонды и вообще уровень огранизации чемпионатов и освещения их в СМИ.

        А еще футбол много лет один и тот-же практически, а игры каждые несколько лет новые. Если подростки такой темп еще переварят, то люди постарше быстро потеряются во всех этих новых играх, жанрах и правилах.

        В Корее правительство поддерживает потому, что популярно, а не популярно потому, что поддерживает. У нас (да и остальном мире) такой популярности нет, потому и поддерживать нет смысла. Играть подростки и так играют, а поддерживать какого-то конкретного производителя игр за госсчет это странно.

        • Мне все же кажется, что по поводу популярности вы не совсем правы. Особенно если в игры засчитывать и казуальные вещи, всякие счастливые фермы и т.д.

          • Ну как бы в футбол еще до нашей эры играли, а Dota2 уже сразу после официального релиза имела чемпионат с миллионным призовым фондом. Организация на высшем уровне. Популярности нет? Украинские геймеры из Na`Vi типа Dendi или XBOCTа запуская стрим на твиче уже через пять минут имеют 20 тыс. зрителей онлайн! Вдумайтесь в цифру. Это где еще можно увидеть такую популярность?

          • 20 тысяч онлайн это ничто. Сколько людей смотрит популярные спортивные соревнования? Миллионы, если не миллиарды, если говорить о топовых мировых. И суммы, которые там крутятся тоже отличаются от «милинных приховых фондов» на несколько порядко. Миллионы и даже единицы миллиардов это ничто для большого спорт. Годовые обороты чемпионатов в большом спорте отличаются от этих сумм очень и очень существенно (в большую сторону).

            А призовые фонды сразу после старта это просто часто маркетингового бюджета самих игр. К тему, на чем зарабатывают деньги в большом спорте это отношения не имеет.

          • Минутку! От 20 тыс. постоянных живых зрителей онлайн смотрят просто на то как эти парни играют обычные матчи в свободное время! Каждый день!
            Финал чемпионата ТИ3 в этом году в прямом эфире в онлайне смотрело более 1 млн. человек.
            Призовой фонд 1 млн. от организаторов и 2,5 млн. из карманов зрителей.
            И это учитывая, что киберспорту всего пара лет. А игровая индустрия уже обогнала киноиндустрию.

          • Киберспорту совсем не пара лет. И игровая индустрия это совсем не тоже самое, что киберспорт, я уже это уже ниже писал.

          • Алекс, если в двух словах, то самые удачные из мной подобранных — ХУЙНЮ НЕСЕШЬ

          • Ну да, это полностью опроверает мои слова, 100%=)

          • Ты сравниваешь вещи, которые сравнивать нет смысла. Футбол и Дота. Хоккей и КС. Пиздец, а может сравним космический корабль и велосипед? Или тебя с обезьяной. Уж прости за агр, но реально хуйню несешь, причем сам же этого не осознаешь.
            Сейчас киберспорт растет уверенными темпами, вместе с ними растут призовые фонды, количество участников и поклонников. Уверяю тебя, что твои внуки/правнуки с большей вероятностью будут играть в FIFA 2114 чем бегать по газону. ИТ принесли нам много нежданчиков и парадоксов. И миру похуй, как ты к этому относишься.
            З.Ы. NaVi молодцы. Лично знаком с ZeroGravity и некоторыми игроками, и это действительно профессионалы, не меньше, чем «настоящие» спортсмены. Порою даже больше.

          • При чем казуальные игры к киберспорту?

          • «20 тысяч онлайн это ничто» — Алекс, а где можно посмотреть ваши видеотрансляции? Наверняка там гораздо больше зрителей?

          • МЫ со мной сравниваем или с большим спортом? Даже если взять какие-то средние матчи по футболу в украинской лиге, их уже будет смотреть больше 20К человек.

            Я занимаюсь нишевыми веб-проектами. 20К онлайн у меня бывает, но я в общем-то не претендую на то, чтобы по популярности соперничать с футболом. Сперва добейся это странный аргумент, в данном случае. Можно подумать что это я виновать что большой спорт намного популярнее кибер или это я тянул за язык тех, кто рассказывает о большой популярности киберспорта.

          • Это понятное дело, что большой спорт популярнее киберспорта. И понятно, что футбол — спорт номер один в мире. Но киберспорт действительно очень молодой, как и игровая индустрия, как и интернет. Они даже не младенцы по сравнению с большим спортом, но растут просто поразительными темпами.

          • Пока не вырос говорить о сравнениях странно. Киберспорт сейчас это в основном, реклама игр, отсюда и препятствия в его развитии. Одно из важнейших состоит в том, что игры постоянно меняются и пока не видно путей, как от этого уйти.

          • о чем пытается доказать уважаемый Alex? что киберспорт молодой и что пока мало людей? ну ок, спасибо, кэп.
            не хотите — не играйте, никто же не заставляет. а мы пока поиграем, с вашего позволения, и попробуем побороться за призы, которые в Киеве доходят до 50 000 гривен, а в мире до 1 млн долларов.

          • О том, что на данный момент киберспорт нельзя сравнивать с большим спортом по популярности. Разница на слишком много порядков. Возможно, в будущем будет иначе, но пока так.

            И второе, не стоит отождествлять игровую индустрию и киберспорт. Второе лишь очень-очень частный случай первого.

          • «киберспорт нельзя сравнивать с большим спортом по популярности.»
            Кэп, позвольте пожать вашу руку.

  • Вся Украина в этой фразе «Мы в позапрошлом году попали на встречу к премьеру Азарову, но он нас принял за программистов, призывал строить новый Microsoft. И нам не удалось его разубедить:)»

  • Мы в позапрошлом году попали на встречу к премьеру Азарову, но он нас принял за программистов, призывал строить новый Microsoft. И нам не удалось его разубедить:)

  • После школы, в 2005 году попал в известную харьковскую команду вместе с Ваней Сухаревым (Edward), который позже стал одним из сооснователей Na’vi.

  • http://media.1plus1.ua/pitching/top/339

    Даже на стартапах этот проект народ просто не понимает 🙁

  • Ребята, как с вами можно связаться?

  • спортом займитесь! а не хуйней всякой!

Поиск