04Сегодня парламент принял закон, который накладывает ряд ограничений на свободу высказываний в интернете и деятельность интернет-ресурсов. В частности, он позволит госорганам блокировать интернет-сайты без решения суда и привлекать к уголовной ответственности за “экстремизм” в соцсетях и сбор информации о представителях правохранительных органов.

Редакция AIN.UA попросила видных деятелей украинского интернета ответить на вопрос: “Что сегодня произошло?”. Ответы публикуются ниже. Материал обновляется.

01

Роман Хмиль, главный операционный директор Ciklum

Законы грустные, очевидно, что с демократией имеют мало общего. Демонстрации и протестные погромы были и в СССР, который был абсолютно тоталитарным. Для этого никакой интернет не нужен был. Если власть будет идти силовым путем и дальше, это будет порождать все более сильное сопротивление. Опасность такого развития событий в том, что рано или поздно это все выходит из-под контроля и власти, и оппозиции – и заканчивается гражданской войной. Нужно искать компромиссные решения, которые будут консолидировать общество.

02Николай Палиенко, генеральный директор Prom.ua

Я просто  не могу слов подобрать – и вряд-ли кто сможет. Это закон не про интернет-бизнес, мы за 30 минут стали Беларусью.

Дальше все зависит от того, как его будут применять. В России нормально применяют, но Украина – это не Россия. Нашим управленцам такие тонкие механизмы в руки давать нельзя. В общем, сложно играть в шашки, когда с тобой играют в “чапаева”.

Денис Довгополый, управляющий партнер BVU Group

 

 

Владимир Федорин, бывший главред украинского Forbes

В стране принята новая конституция из двух пунктов. 1) власти можно все. 2) любой, кто выражает несогласие с этим, – правонарушитель или преступник. Мне трудно представить, как такой основной закон может быть воплощен в жизнь без полномасштабной гражданской войны.

rep3Александр Ольшанский, президент холдинга “Интернет Инвест”

Сразу отмечу, что для детального анализа нужен текст принятого закона, тот текст, который сейчас выложен на сайте Рады – это еще текст законопроекта. Что точно приняли, мы пока еще не знаем. Поэтому в детали вдаваться не буду.

В целом скажу, что хрупкое равновесие, которое существовало последние лет 15 между свободой и репрессивным аппаратом, этим законом будет перечеркнуто. Это абсолютно репрессивный закон. Если он в полном объеме будет принят и подписан президентом, Украина станет в одну шеренгу вместе с Северной Кореей и Китаем.

Что из этого получится, сказать сложно. Честно говоря, думаю, что воевать с интернетом, как с явлением – дело безвыигрышное, в этой войне победить невозможно. И опыт того же Китая это хорошо показывает. Другое дело, что в процессе этой войны может пострадать огромное количество людей.

03Иван Ковпак, генеральный директор Senturia.ua

Я считаю, что любые действия, ограничивающие свободы граждан и компаний должны приниматься исключительно по решению суда.
Даже несмотря на то, что с определенной точки зрения этот закон выгоден компаниям, ведущим бизнес в интернете – он упрощает процедуру борьбу с фейковыми отзывами и статьями, порочащими репутацию. Раньше мы не могли никак повлиять на ресурс, расположенный в зарубежной доменной зоне – теперь его можно заблокировать к просмотру в Украине.

Юрий Чайка, основатель платежной системы MoneXy

Я смотрел заседание Верховной Рады в прямом эфире. Такое голосование и подсчет голосов показывает, что нынешняя власть продолжает устанавливать диктатуру, в стране не работают такие понятия как референдум, импичмент, выборы, все куплено и коррумпировано. Будем надеяться, что украинский народ пройдет через это и выйдет победителем.

08Евгений Сысоев, управляющий партнер AVentures Capital

Черный четверг. Власть, кажется, уже потеряла рассудок, и делает все, чтобы не только остаться еще у власти на 5 лет, но и получить еще больший контроль. Власть ради власти становится первичной целью. Посмотрите 20 минут, как происходило голосование. Депутаты партии регионов стали пешками царя, видимо, он их совсем запугал.

Вторичная цель, судя по последним годам, это разворовывание бюджета и преследования любых признаков оппозиции. Мы уже находимся в точке невозврата, близки к пути Северной Кореи. Что будет дальше? Мы на распутье, и так или иначе украинцам уже придется заплатить за случившееся цену. Ранее любое противодействие майдана вызывало его усиление – по сути Янукович своими указами разгона майдан сплотил нацию. Сплотит ли принятый закон украинскую нацию еще сильнее? Ответ мы увидим уже в ближайшее время.

Максим Плахтий, совладелец билетного агентства Karabas.com, координатор IT-палатки на Майдане

Принятие наивысшим законодательным органом страны столь одиозного законопроекта, противоречащего минимум 4-м статьям Конституции, говорит об анархии в депутатском корпусе и сюрреализме восприятия власть имущими действительности. Эта агония очень напоминает действия из известного романа-утопии, где результаты таких решений привели к полной разрухе всего. Глупо и бессмысленно. Такие законы от власти – это демонстрация бессилия и неумения управлять общественными процессами. Или профнепригодность, если хотите.

Семен Дукач, ангел-инвестор из Бостона

Мне кажется, что Майдан подает надежду. И что Украина все-таки рано или поздно найдет свой путь в Европу, освободившись от советского прошлого.