Как сайт фейковых новостей UaReview заставил оправдываться Верховную Раду и министерства
В ноябре 2012 года украинский интернет потрясла новость о героической официантке Верховной Рады, которая решила бороться с недостатками украинского парламентаризма радикальными методами. Материал под названием “Працівницю їдальні Верховної ради звільнили за те, що вона плювала в суп” перепечатало множество изданий, а пресс-службе парламента пришлось срочно готовить опровержение. Уволенная официантка, пострадавшая за правду, стала практически народным героем.
Весь этот шум поднялся из-за шутливой записи украинского сайта фейковых новостей UaReview.
Формат шутливых ненастоящих новостей в западной журналистке довольно популярен. Взять хотя бы непотопляемую новость о закрытии Facebook с сайта weeklyworldnews, которая время от времени всплывает в СМИ уже несколько лет подряд. Проект Романа Голубовского UaReview — самый популярный сайт фейковых новостей в Украине, где эта ниша пока разработана слабо. Ежедневно UaReview беззлобно обманывает тысячи интернет-пользователей. Корреспондент AIN.UA попросил Романа, наконец, рассказать правду о том, зачем он вводит читателей в заблуждение.
До создания UaReview Роман никаким серьезным бизнесом не занимался, вел блоги для развлечения. Но затем задумался о нише онлайн-медиа. «Мне показалась интересной идея того, что любую историю, в том числе, юмористическую, можно подать в виде новости. Если говорить что-то абсурдное с серьезным лицом — это смотрится комично. Шутка, написанная серьезным языком с использованием журналистских штампов — в этом есть свой шарм», — считает он.

UaReview общается с читателями
На момент создания, в декабре 2011 года, в уанете практически не было юмористических медиа. Сейчас в таком жанре работает видеоблог Майкла Щура на YouTube «Телебачення Торонто», есть несколько юмористических Facebook-страниц. Но Роман считает, что UaReview продолжает оставаться флагманом украинской фейк-журналистики.
Спрос на такой контент, очевидно, есть: за последний год аудитория проекта органически выросла с 70 000 до примерно 300 000 в месяц — контент у сайта вирусный и сам себя рекламирует. Редакция выросла до 10 человек. UaReview начинался как хобби, но сейчас проект окупает себя и работает с небольшой прибылью. Основатель говорит, что UaReview зарабатывает на баннерах, продакт-плейсменте и спецпроектах. Сейчас в штат ищут менеджера по рекламе, чтобы продавать контакт с аудиторией.
В планах у проекта — растить аудиторию, искать рекламодателей и работать над качеством и количеством статей. Но и сейчас новости сайта серьезно воспринимают не только читатели, но и высшие органы власти. Даже двух лет читателям не хватило, чтобы понять, что UaReview публикует фейки: новости сайта продолжают периодически всплывать в СМИ. К примеру, по украинскому интернету хорошо разошлась новость «Дмитро Табачник відмінить літеру “Ї”» — ее пришлось опровергать пресс-службе Министерства образования. По новости «Туалети у поїздах Укрзалізниці стануть платними» народный депутат Александр Бригинец писал депутатское обращение с просьбой объяснить ценообразование «Укрзализныци» (сюжет об этом вышел на российском РЕН-ТВ). По словам Романа, новости с UaReview перепечатывали не только украинские и русские, но также европейские и даже китайские медиа. В сообществе сайта во «ВКонтакте» собирают подборку таких перепечаток.
Идеи для новостей берутся из серьезных медиа, обыгрываются темы, которые у всех на устах. «Некоторые поступки политиков или принятые законы грех не спародировать», — говорит Роман. Редакция сайта следит за российскими «Хобостями» и Smixer.ru, американскими Onion и The Borowitz Report (The New Yorker). Вдохновляется сатирическими проектами других форматов, к примеру, шоу комика Стивена Колберта на Comedy Central.

Фото — Вадим Рубин
Роман, как эксперт по фейкам, сформулировал несколько простых правил, как отличить ненастоящие новости в интернете:
- Самое главное — критическое отношение к любой полученной информации. Вы должны допускать, что все прочитанное потенциально может быть неправдой.
- Прислушиваться к здравому смыслу, обращать внимание на степень абсурдности новости.
- Обращать внимание на источник новости. Это — очевидный совет, но тем не менее, множество пользователей верят в прочитанное в пабликах «ВКонтакте».
- Проверять факты. Это обязательная для журналистов процедура, но и обычным пользователям можно этим заниматься. Можно определить для себя круг СМИ, где журналисты хорошо проверяют факты, и доверять им.
Комментарии | 9
За идею — 5, за реализацию — 2 (по старой системе баллов).
Если цель развеcелить народ — цель не достугнута. Народ тупо ведется на новости, т.к. считает их правдой. Веселья — ноль! Но это проблема народа, а не Романа 🙂
Цель создания этого сайта — Роман так и не назвал. Только сам процесс создания и технологии, но не цель.
Но как бизнес — это OK. Мы (Украина) взрослеем и развиваемся, это хорошо.
Насколько я поняла, сначала цель была — просто попробовать силы в онлайн-медиа, потом — заработать)
Зате тепер можна зробити висновок про наші ЗМІ. Ведуться навіть журналісти. 🙂
А причем тут «наши»? Это во всем мире происходит
А в чем там «Бизнес ок»?
Як мінімум в тому, що вистачає тримати 10 чоловік в редакції і бути хоч і в невеликому, але плюсі)
«сейчас проект окупает себя и работает с небольшой прибылью»
Еще был Репортажист с фейковой новостью про программистский притон, если кто помнит 😉
Полюбил этих ребят после этой новости: http://uareview.com/dnipro-chysta-voda/
«Внаслідок аварії у Дніпро потрапило понад 100 тонн чистої води»