В “ПриватБанке” решили обобщить опыт борьбы компании с карточными мошенниками. В результате получился своеобразный рейтинг манипулятивных технологий, которые мошенники используют, чтобы воровать деньги с карточек пользователей.
В банке отмечают, что проще всего злоумышленникам манипулировать на эмоциях и чувствах людей (чувстве страха, тревоги, стыда, надежды). Из-за ситуации в Украине играть на эмоциях мошенникам стало проще. Чтобы не поддаваться на такие уловки, стоит помнить о таких типах манипуляции сознанием, как:
-
Слухи
Этот вид манипуляции работает на чувстве страха. В медиапространство, к примеру, через социальные сети, запускается информация о том, что срочно забирать вклады либо же покупать/продавать доллар. Такие слухи действуют сильнее, если в сообщении упомянуть близких. К примеру, в Facebook-посте написать о том, что мама/папа рассказали… На подобных слухах часто наживаются спекулянты, вынуждая пользователей переводить все свои средства в другую валюту, отмечают в банке.
Как с этим бороться?
Проверять подобную финансовую информацию, в том числе – насколько надежен ее источник, на каких данных основаны его выводы. Статистику можно найти на сайте банков и сайте НБУ (там есть раздел с банковским надзором, где сравниваются показатели разных банков. Стоит сравнить разные мнения. Никогда не принимать решения по данным только одного источника.
2. Мошенничество с картами на основе страха или надежды на приз
Иногда злоумышленники играют на том, что в состоянии аффекта пользователь может совершить то, чего бы никогда не сделал “на холодную голову”. К примеру, сообщить неизвестному по телефону номер карты, пароль, проверочное слово. К примеру, мошенники, представившись сотрудниками банка, могут сказать, например, что со счета пропала сумма денег, и чтобы ее вернуть нужны срочно пароли и т.д, или же подойти к банкомату и выполнить нужные действия. То же самое случается, когда пароли/PIN-код нужны якобы, чтобы получить выигрыш.
Как с этим бороться?
Никогда никому не говорить секретные данные карты (PIN-код, CVV-код, временные пароли, которые приходят на мобильный, и т.д.). Если позвонили якобы сотрудники банка и просят их назвать, лучше самому перезвонить в банк. В случае, если есть подозрение, что кто-то пытается украсть финансовый телефонный номер (а он – средство доступа к вашему счету), немедленно сообщить в банк, заблокировать счета).
3. Мошенничество с картами в ресторанах
Эта манипуляция работает на чувстве стыдливости и неловкости. Иногда при расчете в ресторане с помощью карты официант не приносит POS-терминал, а уносит карту с собой. В “ПриватБанке” предупреждают, что так можно стать жертвой мошенника.
Как с этим бороться?
При расчете картой в ресторане самому подходить к POS-терминалу или требовать его принести.
4. Фото, которые могут посеять панику
К примеру, в интернет выкладывается фотография не работающего банкомата, например. В комментариях моментально найдется пару человек, которые начнут сеять панику, что скоро все банкоматы перестанут выдавать деньги.
Как с этим бороться?
Проверять информацию.
5. Подделанные скриншоты разговоров
Мошенники могут постить поддельные скриншоты разговоров с якобы сотрудниками банка, к примеру, в Skype. Ожидаемое следствие: зависит от содержания разговора, но работает по той же схеме, что и технология №2.
Как с этим бороться?
Проверять информацию, звонить в банк.