Основатель книжного блога Bookman.in.ua Даниил Ваховский не поддерживает бойкот российских товаров и услуг. По просьбе редакции он объяснил свою позицию в колонке для AIN.UA.
Международный поисковик Яндекс выдает более 60 000 ссылок по запросу «Бойкот российских товаров» за последние десять дней. Топ выдачи по понятным причинам занимают различные СМИ, невпопад налепившие в статьи логотипы всего русского, что попалось под руку – от банков до водки.
Впрочем, даже искать не нужно – просто зайдите в соцсети, этот контент в различных вариациях всплывет в перепостах десятков виртуальных друзей. В одном из таких «шеров» обнаружилась ссылка на Gazeta.ru, где рядом со списком продуктов и обуви засветился перечень IT-компаний, которые сознательному украинцу надо бойкотировать. Кроме упомянутого выше «Яндекса», в него вошли: 1С, Kaspersky, “Рамблер”, “Одноклассники”, “ВКонтакте”, Mail.ru. Разумеется, тут же и МТС, а вот про сервисы Qiwi, Ostrovok.ru, Telegram, OneTwoTrip и десятки более мелких проектов забыли (как и про то, кто владеет «Киевстаром»). И это не удивительно – на упаковке шоколада легче рассмотреть ненавистный штрих-код 46, чем разбираться в латинице IT-брендов и структуре собственности.
Логика призывающих к бойкоту made in Russia проста до примитива – «ударим рублем по оккупантам». Они ведь и налоги платят, с которых потом производят пули, да и вообще наживаются на нас. У нас-то не хуже продукты. А если и хуже, мы потерпим немного – все ради победы. В горячих спорах, однако, на второй план уходит статистика – больше половины импорта из России занимают далеко не потребительские товары, а энергоносители. Именно на «газонефтедоллары» живет бюджет соседней сверхдержавы, и из этих денег содержится армия и пропагандистская медиа-машина. А вот бойкот IT и FMCG больнее всего бьет по вполне приличным и умным людям – предпринимателям, и совершенно никакого вреда не наносит «режиму».
Основатель «Островка» Сергей Фаге в прошлом году опубликовал на Slon.ru отличную колонку про выбор в пользу русских IT-сервисов. В ней есть очень здравый тезис: «Долгосрочное последствие поддержки местных компаний – формирование благоприятной среды для предпринимательства». Именно это нужно современной России, и нужно не меньше, чем Украине.
Бойкот товаров не должен бить по предпринимателям, независимо от их происхождения – их слишком мало, и они уязвимы, как никакая другая категория населения. Эмиграция людей вроде Михаила Иванова – это большая потеря для общества, в котором будет меньше созидательной энергии и новых идей. Для всего общества, а не только людей, живущих в конкретном государстве, потому что предприниматели – это люди без границ, как в голове, так и на карте.
«Яндекс» создает рабочие места в Украине, Telegram помогает общаться без контроля спецслужб, 1С хоть немного, но упрощает бухгалтерию. Извините, «патриоты», но я и дальше буду переводить деньги бабушке на мобильный через Qiwi, бронировать отели через Ostrovok, спасаться антивирусом Kaspersky. Непатриотично, но, поддерживая предпринимателя рублем, мы даем возможность развиваться новым проектам, которые меняют мир к лучшему. А хотите насолить Путину? Пересядьте на электротранспорт или велосипеды, готовьте в мультиварке, а не на газовой плите. Это полезно и для здоровья, и для окружающей среды.