Алексей Сироткин, Rocket Credit: «Честно говоря, не сразу увидел потенциал идеи»

1886
5

Недавно на AIN.ua был опубликован материал про новый украинский сервис онлайн-кредитования RocketCredit, созданный для того, чтобы каждый человек имел возможность покупать в кредит в любом интернет-магазине, выбирая лучшие кредитные условия. Основатель сервиса Rocket Credit Алексей Грушко и руководитель компании Алексей Сироткин рассказали зачем Rocket Credit нужен рынку и потребителям, почему их сервис – не просто лидогенератор и как найти деньги на стартап.

Кто из вас придумал Rocket Credit?

А.С.: Идея сервиса пришла в голову Алексею Грушко. Работая в одном из крупнейших стартапов Украины Divan.TV он искал нишу в интернете, где мог бы начать свой бизнес. Сервис онлайн кредитования оказался интересной нишей. Честно говоря, я не сразу увидел потенциал идеи, но в течение месяца, мы обдумывали все с Алексеем и в итоге начался совместный путь развития этого проекта.

Алексей Грушко

Алексей Грушко

В чем суть сервиса и ваше отличие от обычных лидогенераторов?

А.Г.: Rocket Credit задумывался, как сервис, который не просто дает возможность отправить заявку на кредит, а который фактически даст возможность клиенту, нажав кнопку, купить в кредит какой-либо товар в интернете. Купить, а не послать заявку.

В целом, действительно, то, чем мы  занимаемся, называется на рынке лидогенерацией для банков. Но до фактической продажи товаров, этот рынок еще не дорос, и мы это дело решили исправить.

Изначально речь шла о целевом потребительском кредитовании. Не о кредитовании на деньги, а именно кредитовании товара, когда не человек получает деньги на руки, а продавец получает их напрямую от банка. Такие кредиты имеют больший процент одобрения от банков и более низкие ставки.

На рынке есть некоторое количество банков. Из них лидеров по кредитованию 5-7, с разными условиями. Какого-то места, где клиент мог бы заказать товар в кредит и сразу увидеть условия, чтобы выбрать лучшие, в сети не было.

Когда мы задумывали сервис, мы знали, что есть, например, гипермаркеты электроники, куда клиент приходит, и там есть касса, а есть еще места, где сидят кредитные консультанты разных банков. Клиент приходит, садится и начинает с ними общаться. По-сути, к кому первому он сел, там он кредит и оформляет.

Мы хотели перевести всех этих консультантов в интернет и сразу же дать человеку возможность выбирать банковские условия. То есть основных составляющих две: клиент должен иметь возможность покупать в кредит из любого интернет-магазина Украины, и вторая — клиент должен иметь возможность выбирать условия от лидеров кредитования в Украине.

Таким образом, когда человек хочет купить в кредит какой-то товар, он находит его по самым выгодным ценам в интернете и выбирает самое выгодное предложение по кредитованию на этот товар по тем условиям, которые он задал. Задавать условия кредитования — это тоже такая особенность, которой не было еще на рынке. У нас человек выбирает первоначальный взнос, срок кредита, и по этим данным рассчитываются  уже переплаты, комиссии и остальные какие-то детали.

С одной стороны у вас клиенты, с другой банки и интернет-магазины. Как принимает Rocket Credit рынок или как вы на него влияете?

А.С.: Интернет-магазинов много, но всегда существует вероятность, что товар приедет не качественный или не приедет вообще. Мы эти риски берем на себя, благодаря нашим партнерам — «Новой Почте» и «Мост Экспресс». И когда клиент покупает, например, в луганском магазине, а сам находится в Луцке,  он знает, что не рискует. Приедет именно такой планшет, как он хотел, и экран не будет битым.

Мы не зарабатываем на банках, поэтому банки не завышают процентные ставки. Мы не требуем от банка каких-то спецусловий. Например, топовые магазины вроде «Розетки», вынуждают банки работать по каким-то спецпроектам — бесплатный гаджет или кредит под 0%. Для банков — это вообще не выгодно, они работают в минус. Поэтому работая через нас (а мы закупаем товар в этих же магазинах), они не тратят на работу с магазинами, то есть не платят им.  Но и для магазинов это тоже выгодно, потому что мы активно расширяем их сеть, то есть работаем по всей Украине. Для них мы и маркетинговая площадка, где клиент может выбрать товар, и тот, кто доставляет товар покупателю.

1397033_532085220202711_351927370_o

Алексей Сироткин

А.Г.: Для того, чтобы делать бизнес, нам нужно было создать такую бизнес-модель, которая была бы выгодна каждому из участников (клиентам, банкам, магазинам), без подорожания самого продукта.

Расскажите подробнее о монетизации проекта?

А.С.: Мы не монетизируемся ни с банков, ни с магазинова. Мы монетизируемся со стороны клиента. Есть такое мнение, что клиент не любит платить за какой-то дополнительный сервис. Но на самом деле, если правильно и открыто подать информацию: сколько он платит и за что, то за такие преимущества клиент готов платить. Тем более, если сумма адекватная.

А.Г.: Мы зарабатываем на потоке денег, на том, что они переходят с одного места в другое.  Изнутри все довольно сложно, но для клиента все выглядит просто. И сама наша маржа она даже выше, чем у некоторых интернет-магазинов, и это, несмотря на то, что фактически товар не дорожает, а кредит дешевеет. Все потому, что заработок идет на потоке денег.

А.С.: Наша прибыль, в среднем, составляет около 9% в том случае, если клиент покупает в магазине, с которым у нас нет партнерских отношений. В эту сумму заложены многие вещи, связанные с доставкой и проверкой товара. А в тех магазинах, с которыми у нас есть партнерские отношения, сумма нашей комиссии составляет 3%.

Но здесь есть нюансы, дело в  разнице между наличной и безналичной стоимостью товара. Кредит оформляется на безналичную стоимость товара, которая выше у разных магазинов  на 10-20%. Мы же выкупаем товар у магазина за наличные. И зафиксировали такую разницу на 9%, то есть фактически через Рокет Кредит купить товар в кредит порой, дешевле чем напрямую в магазине.

Наш заработок с этих всех денег, в среднем, составляет 2,5%. Казалось бы немного. Но учитывая поток заявок, который мы имеем, и разные группы товаров, получается даже больше, чем некоторые интернет-магазины зарабатывают на продаже тех же ноутбуков.

Мы говорим «товар», но на самом деле, через нас можно получить кредит на что угодно — товар или услугу, мы кредитуем все на сумму до 150 тыс. гривен. Если быть точнее, то не мы, а банки.

Насколько сложным был путь от идеи до работающей компании?

А.Г.: Быть стартапером — это принципиальная позиция по жизни. Если ты выбираешь такой путь, то ты уже по нему идешь. На тот момент я имел нормальный заработок и какие-то перспективы в очень интересном проекте. Алексей Сироткин — квалифицированный юрист и не остался бы без работы. Но когда ты принимаешь решение выходить на предпринимательский путь, то надо понять все страхи и риски, надо понять что такое идти до конца.

Несмотря на то, что мы довольно долго искали инвестора, ощущение того, что мы идем по правильному пути, нас не покидало.

Относительно выбора пути… Даже когда ты делаешь ошибки или тебя преследуют трудности, но ты идешь в перед и не останавливаешься, то в итоге это стремление компенсирует всё.

Все лето мы занимались поисками инвесторов и параллельно еще дофинансировали какие-то начальные стадии разработки. Получилось так, что иногда даже на еду не было денег. И как раз, когда последние дни подошли, мы нашли инвестора.

Как вам удалось убедить инвестора, учитывая что не было опыта работы на финансовом рынке?

А.С.: Я думаю, что это получилось благодаря нашему напору и убежденности в продукте.

Инвесторы вкладывают на самом деле в команду, а не в какой-то отдельный проект.

А.Г.: В энтузиазм и в совместные переживания. Потому что мы учредители, и для того, чтобы проект развивался, мы и не должны быть специалистами в этом деле, поскольку специалистов можно нанять. Нужно быть локомотивами и показывать, куда идти.

А нашли мы инвестора, наверное, еще и потому, что реально рынок очень крутой. В прошлом году он показывал рост порядка 300-400%. Мы попали в самый пик, когда банковские продукты начали переходить в интернет.

Кто же инвестор Rocket Credit и как вы его искали?

А.С.:  Это было непросто, так как у нас не было ни опыта, ни связей с фондами или бизнес-ангелами. Мы подключили Facebook, друзей, знакомых — всех, кого могли. Это помогло нам выйти на несколько бизнес-активных людей, которые ведут свои бизнес-проекты, аудиторские, юридические  компании.

Они помогали нам с организацией встреч с людьми, которым в принципе интересна эта сфера или которые готовы финансировать стартапы. Например, экс-руководитель Алексея Андрей Колодюк познакомил нас с рядом ключевых игроков рынка. Все же, нам был нужен именно бизнес-ангел, которых, в Украине практически нет.

А.Г.: Да, искать финансирование у фондов на стадии, когда у проекта почти ничего еще нет или на стадии ранней разработки, абсолютно бессмысленно. Каждая встреча с фондами была для нас таким штурмом. Мы встречались с людьми, которые были специалистами по инвестициям, а мы — нет. И они нас разносили в пух и прах. Но мы делали выводы после каждой такой встречи. И порой, ходили в фонды только ради того, что бы услышать критики.

А.С.: Нам нужны были деньги на разработку, на запуск и существование офиса в течение 4 месяцев. И когда с этой суммой мы появились в одном фонде, над нами очень смеялись, потому что она была в 10 раз меньше, чем те суммы, за которыми к ним обычно ходят.

А.Г.: К тому же Rocket Credit в большей степени ориентирован на украинский рынок, а фонды, в которые мы обращались, нацелены на проекты с мировым масштабом.

А.С.: Что мы можем посоветовать: найдите действующих бизнесменов, у которых есть свой бизнес, какие-то активы, капиталы, которые заинтересованы этой сферой. Например, наш инвестор — это украинец, который согласился нас проинвестировать на первом этапе и выразил готовность инвестировать в дальнейшем, при достижении определенных результатов.

А.Г.: Ему 29 лет и ранее он занимался инвестициями в разработку игр, поэтому хорошо знает что такое интернет и как там делаются деньги. Знает, как работают венчурные фонды, имеет хорошее европейское образование. Наверное, это такая новая генерация бизнесменов, которые держат деньги не в имуществе, а в каких-то бизнес-активах.

Какие условия у вас с инвестором?

А.С.: На данном этапе мы владеем большей частью компании, двумя третями. В целом это несвойственно для Украины, потому что в основном бизнес-ангелы и фонды забирают себе контрольный пакет — от 60 до 75%.

Чем проще бизнес с точки зрения понимания монетизации, тем проще убедить человека вложить в это деньги. Если он знает, что вложит доллар, а получит три, то это имеет право на успех. На самом деле, проекты в стиле Angry Birds, который продали за миллиард — это скорее исключение из правил. Большего успеха добиваются те компании, которые имеют простую и четкую схему «отбивания» вложений. Это если мы не говорим о тех сферах бизнеса, где просто раздувают компании как шарики, чтобы продать их.

А.Г.: Многие стартапы зачастую создаются для того, чтобы завоевать какую-то долю рынка. И по этой доле рынка их почему-то начинают оценивать. Мы же не оценивали себя по доле рынка, мы себя оценивали по объемам продаж. И такой подход понравился инвестору. У нас каждая сделка конечная, имеет свою прибыль, это классический бизнес-подход.

Каких успехов вам уже удалось достичь за более чем полгода существования компании?

А.С.: В декабре у нас был технический запуск. Весь декабрь мы отлаживали систему, выявляли баги и в январе уже перешли в релиз. Но учитывая все события в стране, мы только к концу марта выйдем на планируемую мощность.

Не потому что мы сейчас не можем, мы ее искусственно сдерживаем, ибо понимаем, что если нам сейчас открыть шлюз для клиентов и пустить всех, мы просто не справимся. Сейчас имеем стратегию плавного роста и поступательного привлечения клиентов.

А.Г.: Сейчас у нас идет интеграция с партнерами. Есть и отдел продаж, и отдел по работе с партнерами, с банками, ставятся конкретные цели.

У  нас есть несколько направлений работы с партнерами: с прайсовыми агрегаторами, с магазинами и с крупнейшими площадками по трафику в Украине. Очень важно, что мы предлагаем не просто генерацию лида, а именно продажи в кредит, а это и есть сервис для клиента. Мы рассчитываем, что дальше здесь получит стимул развитие автокредитования и, возможно, даже какие-то вещи, связанные с ипотекой.

А.С.: В течение недели запустится кеш-кредитование, к середине апреля — кредитование туризма. Также в течение апреля заработают партнерские программы с агрегаторами (Hotline, PRICE.UA, Allegro Group и т. д.).

У вас есть какие-то пожелания читателям AIN?

А.Г.: Для нас аудитория людей, которые не только являются активными потребителями в интернете, но и разбираются в «изнанке» интернет-бизнеса – очень ценный источник мнений и рекомендаций. Поэтому у меня будет не пожелание, а просьба поделиться в комментариях идеями, советами и даже критикой Rocket Credit. Мы будем одинаково благодарны и за нее и за добрые слова, которые еще больше мотивируют нашу команду сделать лучший сервис для покупок в интернете.

Оставить комментарий

Комментарии | 5

  • Откуда берется ваша прибыль при торговле товарами понятно, ок. А как вы планируете зарабатывать на кредитовании услуг, том же туризме? Интерес не праздный =)

  • Подключил вашу кнопку, вроде все понятно и толково, магазин почти мертвый, но запросов на кредитования До установки кнопки было много. Как поставили, запросы пропали и кредитов не. Революция. Еще искал через сотрудников компании выход на управляющего, но так и не достучался со своим предложением.

    • Влад, приветствую! Вот я управляющий. Вот все контакты: rocketcredit.com.ua/contacts/ . На почту и в FB отвечаю в течении дня. Дизайн кнопки вы настраиваете сами. В целом, мы меняем сам виджет, что бы при заказе в первом же модальном окне просчитывались кредитные условия всех 5 банков и без перехода на наш сайт можно будет подать заявку на целевой кредит. Это должно увеличить конверсию. Вообще, странно, что заявок на кредит с macsimum не было, дизайн, юзабилити и ассортимент хороши, а Ваш проект с плавающей ценой, вообще мега крут))

      • Удивлен, что я не смог найти эту информацию еще месяц назад 🙂
        Кнопка ваша висит уже в нашем дизайне, возможно людей отпугивает изменение цену на +3% при клике на вашу кнопку — особенности тогровли низкомаржинальным товаром по безналичному расчету в сегодняшних условиях обязывают 🙂
        Напишу вам, есть предложение.

Поиск