Развитие игровой индустрии в Украине с каждым годом набирает обороты, и украинские разработчики игр занимают далеко не последнее место в этой сфере. Когда игра становится популярной, появляются желающие нажиться на этом: то домен или торговую марку захватят, то вообще клонируют игру, то займутся продажей сувенирной продукции с нанесением на нее популярного персонажа либо названия игры.
Что же делать разработчику игры, чтобы минимизировать свои потери от таких предприимчивых действий? Так как игра — сложный объект интеллектуальной собственности, то для обеспечения превентивных мер и извлечения наибольшей выгоды со своего детища разработчику игры следует предпринять надлежащие шаги в построении стратегии защиты своих прав на такую игру и ее компоненты. И тут, с одной стороны, важно защитить свое, а с другой стороны — не нарушить права других.
Вот, собственно, об этом моя статья.
Идея – наше все.
1. Сценарий (сюжет) игры/концепция игры
С чего начинается разработка игры? Конечно, с идеи, которая появляется в голове разработчика. А как известно, идеи не охраняются, и для того, чтобы идею защитить, – следует облечь ее в объективную форму.
Основные особенности игры, описание игровой механики, игровых понятий, примерный сценарий, концепт-арт являют собой концепцию игры. В большинстве случаев для реализации концепции главный идеолог игры привлекает различных исполнителей: программистов, дизайнеров, маркетологов, а в некоторых случаях – инвесторов, партнеров, либо раскрывает идею издательству.
Поручая создание игры третьим лицам либо раскрывая идею с целью привлечения финансовых средств, разработчику следует подписывать с принимающей стороной NDA соглашение о конфиденциальности, а на передаваемых материалах ставить гриф «Конфиденциально», для того чтобы снизить риск утечки информации либо желание воспользоваться такой информацией.
Что в имени тебе моем? (А.С.Пушкин)
2. Название игры
Название игры можно защитить в качестве торговой марки. О важности и преимуществах регистрации торговой марки написано уже очень много статей, поэтому на этом останавливаться не буду.
Еще можно/важно защитить в качестве торговой марки:
2.1. название разработчика игры. Так, к примеру, компания 4А ҐЄЙМС зарегистрировала название своей компании в качестве торговой марки (далее будут даны скрины выдержек из реестра торговых марок Украины).
(111) | номер свидетельства | 79330 |
(151) | дата публикации |
10.07.2007 |
(210) | номер заявки | m200605221 |
(220) | дата подачи заявки | 10.04.2006 |
(732) | Название владельца ТМ | Закрите акціонерне товариство «4А ҐЄЙМС» (UA) |
(511) | классы МКТУ |
9, 16, 28, 35, 41, 42 |
(540) | изображение знака |
2.2. Название сиквелов/приквелов игр.
Вот такие торговые марки игры СТАЛКЕР сейчас присутствуют в реестре торговых марок Украины.
(111) | номер свидетельства | 76653 |
(151) | дата публикации |
25.05.2007 |
(210) | номер заявки | m200510433 |
(220) | дата подачи заявки | 09.09.2005 |
(511) | классы МКТУ |
9, 28, 41, 42 |
(540) | изображение знака |
(111) | номер свидетельства | 100767 |
(151) | дата публикации | 10.12.2008 |
(210) | номер заявки | m200715722 |
(220) | дата подачи заявки | 20.09.2007 |
(511) | классы МКТУ |
9, 28, 41, 42 |
(540) | изображение знака |
(111) | номер свидетельства | 129789 |
(151) | дата публикации | 11.10.2010 |
(210) | номер заявки | m200909359 |
(220) | дата подачи заявки | 29.07.2009 |
(511) | классы МКТУ |
9, 16, 28, 41, 42 |
(540) | изображение знака |
(111) | номер свидетельства | 107890 |
(151) | дата публикации | 10.06.2009 |
(210) | номер заявки | m200720560 |
(220) | дата подачи заявки | 21.11.2007 |
(511) | классы МКТУ |
9, 28, 41, 42 |
(540) | изображение знака |
(111) | номер свидетельства | 107891 |
(151) | дата публикации | 10.06.2009 |
(210) | номер заявки | m200720562 |
(220) | дата подачи заявки | 21.11.2007 |
(511) | классы МКТУ |
9, 28, 41, 42 |
(540) | изображение знака |
(111) | номер свидетельства | 129789 |
(151) | дата публикации | 11.10.2010 |
(210) | номер заявки | m200909359 |
(220) | дата подачи заявки | 29.07.2009 |
(511) | классы МКТУ |
9, 16, 28, 41, 42 |
(540) | изображение знака |
(111) | номер свидетельства | 129790 |
(151) | дата публикации | 11.10.2010 |
(210) | номер заявки | m200909361 |
(220) | дата подачи заявки | 29.07.2009 |
(511) | классы МКТУ | 9, 16, 28, 41, 42 |
(540) | изображение знака |
2.3. Изображение главного(-ых) героя (-ев) игры. Такие вот изображения были зарегистрированы в качестве торговых марок финской компанией Rovio – разработчиком игры «Angry Birds» путем международной регистрации с распространением охраны на территорию Украины.
2.4. Название доменного имени сайта, если оно отлично от названия игры.
Где нужно регистрировать торговую марку?
Все зависит от того, в каких юрисдикциях будет осуществляться продвижение и монетизация игры. Основное заблуждение, которое парит в умах предпринимателей, — охрана ТМ распространяется на весь мир.
К сожалению, глобальной ТМ нет – торговая марка охраняется территориально и требует регистрации в каждой стране, в которой будет реализовываться продукт.
Для каких товаров/услуг регистрировать?
Игру необходимо защитить для товаров 9 класса Международного классификатора товаров и услуг – компьютерные игры и смежного с ним класса услуг – 42 разработка компьютерных программ; 41 класса услуг – развлечения и онлайн-игры.
А вот когда игра становится популярной, то тут разработчику впору задуматься о новых возможностях – от расширения сфер своей деятельности до нанесения либо лицензирования персонажей игры на FMСG – товары, различную сувенирную продукцию и аксессуары. Соответственно, важно расширить охрану торговой марки на более полный перечень товаров и услуг. К примеру, компания Rovio защитила свои торговые марки в таких классах товаров 3, 5, 9, 10, 14, 14, 16, 18, 20, 21, 24-30, 32-34 и услуг 35, 36, 38, 41, 43.
Когда нужно начать регистрацию?
Конечно, регистрация торговой марки повлечет за собой определенные затраты, а значит, разработчику следует оценить, стоит ли игра свеч. В любом случае, заявка на торговую марку должна быть подана до раскрытия названия третьим лицам, но не позже даты релиза игры. Подача заявки заблокирует возможность другим лицам получить права на такое же название/изображение, если они обратятся за получением торговой марки для таких же товаров/услуг позже.
Если же решение о выходе на другие рынки будет принято разработчиком в течение 6 месяцев с момента подачи заявки на торговую марку, то в других странах можно воспользоваться так называемым приоритетом – заявить датой подачи заявки в этих странах дату первичной заявки, что также отсеет всех тех, кто обратился позже.
С чего нужно начать регистрацию ТМ?
Следует проверить наличие подобных торговых марок в тех странах, где будет распространяться игра.
В некоторых странах доступны ресурсы, на которых можно осуществить проверку зарегистрированных ТМ:
- Украина
- США
- ЕС
- Международный реестр ТМ (в этот реестр входят только торговые марки, зарегистрированные по международной процедуре в 92 странах, которые присоединились к системе международной регистрации знаков).
К сожалению, проверка в этих реестрах – это только половина пути; в них нельзя увидеть поданные на регистрацию похожие знаки, которые могут стать препятствием в регистрации торговой марки. В этом случае лучше обращаться к патентным поверенным тех стран, в которых требуется получить охрану.
Что будет, если не зарегистрировать ТМ?
В свое время японские игровые знаки Nintendo и Sega были зарегистрированы в Украине на имя украинской компании ООО «Флеш», которая не имела никакого отношения к производителю игр. Японской компании удалось оспорить такие регистрации в судебном порядке, но времени и усилий было потрачено на это немало.
3. Ресурсы, на которых будет распространяться игра
Если распространение игры планируется не только через Appstore либо Google Market, то разработчику следует застолбить за собой доменные имена с названием игры/главного героя/названия компании в зонах .com, .net, .game и доменах верхнего уровня тех юрисдикций, в которых планируется распространение игры.
Естественно, на первых порах скупка доменов может быть нецелесообразна, но если этого не сделать вовремя, то возможен захват доменов киберсквоттерами. Если все же захват произошел, то альтернативой обращения в суд может быть борьба за домен в досудебном порядке на основании Единой политики по урегулированию споров о доменных именах – процедуры UDRP (правда, она распространяется не на все доменные зоны – на зону .uа процедура пока не распространяется). Если коротко, то процедура позволяет забрать домен у нарушителя, если доказано три условия в совокупности:
- схожесть домена и торговой марки;
- отсутствие прав и законных интересов у владельца домена в отношении доменного имени;
- недобросовестность владельца домена
Кстати, не всегда владельцам торговых марок в игровой индустрии удается доказать все три условия. Так, в прошлом году разработчику игры GTA не удалось отвоевать домен gta.tv у компании iCity Corp. Владельцу домена удалось доказать, что аббревиатура GTA означает Greater Toronto Area, а будущий веб-сайт будет посвящен различным аспектам жизни Торонто, поэтому разработчику игры была отказано в удовлетворении жалобы.
Сколько стоит рассмотрение жалобы по такой процедуре?
Пошлина за рассмотрение доменного спора Арбитражно-посредническим центром Всемирной организации интеллектуальной собственности составляет 1500 долларов (если жалоба подается в отношении от 1 до 5 доменных имен и спор рассматривает один судья).
4. Оформление отношений со всеми, кто создает игру и ее элементы
Как правило, в разработке компьютерной игры участвует большая команда: программисты, дизайнеры, аниматоры, композиторы, сценаристы и т.д.
Еще одно заблуждение основного вдохновителя игры: я плачу, значит, все принадлежит мне. Если говорить о разработке игры на территории Украины, то по законодательству Украины права интеллектуальной собственности на объект, созданный в рамках трудовых отношений либо по заказу, принадлежит совместно сторонам этих отношений, если иное не предусмотрено договором.
Что будет, если не оформить договор?
Совместное владение правами на игру осуществляется точно так же, как распоряжение имуществом, нажитым в браке. Как известно, сделка в браке возможна только с согласия второй стороны, а вот если не заключить договор со всем творческим коллективом, то последствия аналогичны, только умножены на количество создателей игры.
Вывод: договор с оговоркой о принадлежности прав разработчику важно заключать со всем творческим коллективом до того, как будет начата работа над созданием игры.
Инновация отличает лидера от догоняющего (Стив Джобс)
5. Интерфейс игры
Часто игра имеет новый оригинальный художественный и эргономический интерфейс, который может быть защищен патентом на промышленный образец, что позволит разработчику пользоваться эксклюзивом на протяжении 15 лет
6. Технические инновации, используемые в игре
Всякие технические штуки, которые позволяют игроку взаимодействовать с игрой: консоли, приставки, игровые контролеры, необычные способы управления и другие новые решения могут быть запатентованы.
Получение патента дает владельцу временную монополию – в Украине это 20 лет для изобретения и 10 лет для полезной модели на созданный им продукт.
Как и в случае с торговой маркой, патентовать необходимо в каждой стране, в которой будет распространяться продукт, а до начала патентования – осуществлять проверку уникальности.
Владение правами на патент позволяет запрещать другим нарушать права и дает возможность требовать выплату понесенных убытков. Так, в 2007 г. в деле Immersion Corporation против Sony было вынесено судебное решение, которым было установлено нарушение компанией Sony патентных прав в сенсорных технологиях, используемых в приставке PlayStation. Суд обязал компанию Sony выплатить 90.7 млн. долларов в качестве компенсации за нарушение прав компании Immersion Corporation.
Не нарушь, да не судим будешь!
Частенько для привлечения внимания к своему детищу, разработчику хочется использовать в игре нечто легко узнаваемое пользователем, но в этом случае важно быть осмотрительным, дабы не стать стороной судебного разбирательства.
1. Использование чужих объектов интеллектуальной собственности в игре
Использование музыки, названий и персонажей литературных произведений или фильмов и других произведений в создаваемой игре требует получения разрешения от правообладателей таких объектов.
К примеру, использование названия Сталкер в игре требует получения разрешения у наследников Аркадия Стругацкого и Бориса Стругацкого – соавторов художественного произведения «Пикник на обочине», которые впервые употребили термин «сталкер» в своем романе.
Известны случаи, когда разработчики игр сознательно либо по ошибке клонируют чужие игры. Такие действия могут повлечь за собой выплату компенсации за нарушение прав, а часто – и изъятие игры из оборота.
В 2011 году в деле компания Zynga против бразильсого конкурента Vostu суды усмотрели в действиях бразильцев нарушение авторских прав и вынесли решение о компенсации, в том числе обязав ответчика внести ряд изменений в четыре свои игры.
2. Использование образов (изображений) и имен известных личностей
Привлекательность игры также может определяться использованием в ней имен и изображений знаменитостей. Как и в случае с чужими объектами интеллектуальной собственности, такое использование требует письменного согласования. Последствия неполучения такого согласия такие же, как и с нарушением чужих прав.
Использования образа аргентинского футболиста Диего Марадоны без его согласия в игре Hot-Blood Soccer стоило 490 тысяч долларов китайскому разработчику The9, удаления игры со своей онлайн-платформы и публичных извинений перед Диего.
А напоследок я скажу! (Ахмадулина Б.)
Безусловно, объём и глубина защиты определяется экономической целесообразностью, но разработчику игры следует помнить, что стратегическое управление правами интеллектуальной собственности играет основополагающую роль в игровой индустрии, а использование описанных выше инструментов позволит снизить коммерческие риски и повысить конкурентоспособность бизнеса.
Анна Кравчук, партнер Патентно-юридического агентства “Синергия”,
адвокат, патентный поверенный Украины.