На территории постсоветского пространства начало работу представительство венчурного фонда APEX VNT Limited, занимающегося инвестированием в IT-проекты. О деятельности регионального представительства, особенностях отбора заявок и венчурных фондах в Украине рассказал Дмитрий Черный, консультант APEX VNT Limited и глава представительства.
В страны СНГ с Вашим участием заходит новый для отечественного рынка стартапов венчурный фонд. Какие перспективы это открывает перед предпринимателями?
Да, на территории стран СНГ появляется новый фонд, он называется APEX VNT Limited, его деятельность ориентирована на поддержку начинающих предпринимателей сферы высоких технологий. Для IT-предпринимателей появление на постсоветском пространстве любого венчурного фонда, включая и наш, повышает шансы на создание своего дела, на воплощение в жизнь идей, планов, и, в результате, на получение прибыли.
Как получить инвестиции от представляемого Вами фонда?
Для того, чтобы получить инвестиции, надо заполнить специальную форму заявки на нашем сайте. Там все просто: есть минимальное количество полей, заполнив которые, предприниматель расскажет о своем проекте и о себе.
Если есть более детальная информация о проекте, ее также можно приложить к сообщению.
Кто рассматривает заявки и на каких основаниях они получают или не получают финансирование?
Рассматривать все заявки будет команда представительства Фонда в странах СНГ. Заинтересовавшие команду проекты будут представлены инвесторам головного офиса Фонда.
Задача нашей команды – сбор, анализ и формирование списка заявок, которые явно способны привлечь финансирование. Мы рассматриваем все предложенные проекты и обеспечиваем протекции тем, которые передаем в головной офис Фонда.
Мы ищем инновационные идеи, которые понравятся команде и будут интересны инвесторам.
Стоит сразу оговорить, что наша протекция в любом случае не является 100%-ной гарантией получения финансирования от инвесторов. Люди, принимающие участие в портфеле фонда, могут в последний момент по той или иной причине отказать в инвестициях.
Протекция нашей команды обеспечивает внимание к заявке со стороны инвесторов, однако не является гарантией получения финансирования проекта.
Какие основные ошибки совершают отечественные стартаперы, пытаясь получить финансирование для своих проектов в венчурных фондах?
Основная ошибка, которую допускают предприниматели – это небрежность. Часто заявки полны грамматических ошибок, оформлены неряшливо.
Не менее распространенной ошибкой является непонятность содержания проекта. Присылают такое описание проекта листов на 15-20, а смысл не ясен. Нам нужна лаконичная, четкая информация, четкое описание проекта. Расскажите, какие цели поставлены, какие задачи решаются, какая инновация заложена в проекте, каковы возможности монетизации. И все это надо изложить коротко, доступно.
Довольно часто встречаются заявки, авторы которых излишне самоуверенны. Они рисуют воздушные замки, пытаясь получить финансирование под фантазии. Проект должен быть реальным, иметь хотя бы минимальное воплощение, должна быть создана хотя бы концепт-версия будущего продукта. Мы не можем позволить себе инвестировать в ничем не подкрепленные идеи. Исключением может быть какая-то идея, которая «зацепит» инвесторов, тем, что в случае реализации, просто «взорвет» интернет.
Вы только представьте, какое количество подобных заявок проходит через фонды, вкладывающие деньги в IT-проекты. Наш фонд получает их очень много, а вскоре, в свете расширения географии деятельности и на страны СНГ, заявок станет еще больше.
Как Вы считаете, достаточно ли на просторах СНГ возможностей для начинающих предпринимателей получить финансирование для своих проектов?
Я считаю, что возможностей для тех, кто их ищет, более чем достаточно. Например, количество непосредственно венчурных фондов растет экспоненциально, что увеличивает шансы каждого предпринимателя.
Но надо быть готовым к кропотливой ежедневной работе. В поисках финансирования в любом случае придется обойти все возможные источники: и бизнес-ангелов, и венчурные фонды, и предоставить заявки на кредитование со стороны банка.
Не стоит забывать о существовании программ поддержки стартапов от Facebook, Google, «ВКонтакте» и похожих компаний, которые непрерывно ищут возможности для усиления своего присутствия в том или ином сегменте IT-рынка за счет новых идей и проектов.
Мне кажется, что предпринимателю стоит, в первую очередь, воспользоваться классической схемой стартапа, и попробовать начать бизнес самостоятельно. В помощь на стартовом этапе ему будут родственники, друзья, сформированная им группа адвокатов продукта. Речь, на самом деле, идет не о таких-то и больших вложениях.
Уже позже, когда продукт показывает свою состоятельность, стоит определяться с инвестированием: нужно ли оно, или можно справиться своими силами. А может после разработки прототипа и появления первых вариантов продукта инвесторы сами начнут искать создателя.
Могу посоветовать из опыта, стоит все делать параллельно: договариваться с родственниками, рассылать заявки бизнес-ангелам и в венчурные фонды, ходить по банкам. Вскоре появится обратная связь, которая и покажет, в каком направлении стоит двигаться.
Что Вы порекомендуете стартаперам из стран СНГ? Какими знаниями, умениями и навыками они должны обладать, чтобы получить венчурное финансирование от Вас?
По существу, ничего особого не надо: стоит только иметь четкое видение, уметь донести свою мысль. Если есть предпринимательский опыт, или образование — это хорошо, это поможет нам говорить на одном языке, но никак не улучшит ситуацию. Однако наличие или отсутствие диплома МВА не повлияет на конечный результат.
По Вашему мнению, как обстоят дела с венчурными фондами в Украине: достаточно ли их, много/мало, выполняют ли они свои функции или, как предполагают некоторые, являются попросту инструментов для отмывания средств и ухода от налогов?
Я считаю, что в Украине на данный момент достаточное количество венчурных фондов, акселераторов и прочих структур, способствующих развитию стартап-индустрии. Конечно, у нас не Америка, где таких структур еще больше, но для нашей небольшой страны и развивающейся IT-инфраструктуры вполне достаточно.
Относительно качества их работы не могу сказать ничего плохого. Я слежу за публикациями, анализирую их, общаюсь с представителями фондов — и вижу, чем они занимаются. Их видение путей развития интернет-бизнеса более чем здравое, то, что они реализуют, имеет верную направленность, и то, что они планируют, имеет положительный заряд и потенциал.
Деятельность всех венчурных фондов помогает развитию Украины, не только IT-сферы. Фонды формируют новое поколение предпринимателей, позволяют реализоваться самым оригинальным идеям и достичь успеха настойчивым и талантливым людям с предпринимательской жилкой.
Насколько успешен Ваш бизнес? Являетесь ли Вы по-настоящему успешным бизнесменом, способным и имеющим «моральное право» оценивать проекты других предпринимателей?
Я считаю, что на сегодняшний день мне есть чем похвастаться. Мои индикаторы просты: в моей компании постоянно растет штат людей, занятых работой и обеспеченных зарплатой. Если бы у меня не было успешного бизнеса, то не было бы компании, и, соответственно, вряд ли бы я был консультантом венчурного фонда.
Думаю, дальше будет еще развитие, масштабирование бизнеса и т. д. Вскоре ожидается выход нашей компании на мировой рынок с несколькими серьезными проектами, именно мирового масштаба.
Однако именно успешность уже существующего бизнеса позволяет мне оценивать идеи других предпринимателей.