Собрались как-то три выпускника кафедры систем искусственного интеллекта и поняли, что сейчас именно тот момент, когда нужно вводить инновации в сфере донесения информации. Вдохновленные новыми технологиями и концепцией “интернета вещей” мы решили начать свой стартап. Все трое имеют большой опыт работы в аутсорсе, огромный багаж опыта в спортивном программировании, управлении проектами и построении умных систем.
Роли в проекте распределились так: Артур Кюльян – CEO и веб-разработчик, Иван Мурзак – CTO и Android-разработчик, Денис Будельков – iOS-разработчик.
О проекте и технологии
На данный момент Latio – это мобильное приложение для посетителей заведений, позволяющее получать информацию о заведении именно тогда, когда это действительно нужно – возле или во время посещения заведения. Мы используем инновационную технологию iBeacon, в основе которой лежит новое поколение Bluetooth – Bluetooth Low Energy. Основная фишка в том, что это действительно Low Energy и батарею он почти не разряжает.
Крутость новой технологии в том, что она уже два года как заложена в наших смартфонах и вводит новое информационное понятие, которого до этого не существовало в мире смартфонов – близость телефона к конкретной локации. Можно говорить, что GPS и геолокация такое могли делать и раньше, но GPS никогда не мог дать точные данные и никогда не мог решить проблему позиционирования внутри помещения. iBeacon же решает эти проблемы с помощью небольших блутус-маячков, которые размещаются в заведениях и уведомляют смартфоны в радиусе 50-100 метров о своем присутствии, точность при этом варьируется несколькими сантиметрами.
Используя такие маячки, мы решили сделать инструмент для владельцев заведений, с помощью которого у них будет возможность заменить давний способ с раздачей флаеров на менее агрессивное и более прогрессивное донесение информации через смартфон. Таким образом заведение может приглашать проходящих мимо заведения людей с помощью нотификаций на их смартфоны.
Имея информацию о том, что человек действительно близко или зашел в заведение, мы можем сразу показать ему меню этого заведения, это и есть наша вторая фишка – цифровое меню.
Третий же наш функционал – это небольшие квесты для посетителей, в которых нужно сфотографировать несколько блюд и получить что-то от заведения в подарок.
Несложно заметить, что все три наших основных фишки построены на уже существующих привычках и механиках: заведения приглашают проходящих мимо людей, люди просматривают меню и люди фотографируют свою еду. Ведь самое худшее, что стартап может сделать – потратить время и деньги на обучение своих пользователей каким-то непривычным им действиям или механикам.Монетизация – продажа подписки на использование нашего сервиса заведениям.
Инновации в программах лояльности
Также на этой неделе мы запускаем инструмент для программы лояльности по проведенному времени и посещениям, получили валидацию идеи от заведений и будем проверять наши гипотезы. Ведь все существующие программы лояльности бинарны по своей сути, они отмечают, был ли пользователь или нет, у нас же возможны темпоральные метрики, мы реально знаем сколько человек проводит времени в заведении и реально знаем, что он был в заведении, а не сделал чекин у себя дома. И крутость в том, что трение здесь минимизировано, пользователям не нужно нигде чекиниться, не нужно ничего сканировать, им просто нужно зайти в заведение со своим смартфоном. Ведь вторая ужасная вещь, которую можно сделать со стартапом – сделать его изначально сложным.
iBeacon: три программиста, две платформы, одна новая технология
Хотелось бы рассказать немного о технологии и о своем опыте, а именно: почему брать новую технологию для стартапа – это самый настоящий ад.
Разделю наш опыт на несколько кругов ада:
- работа с поставщиками маячков
- работа с самими маячками
- коммуникация смартфонов с маячками
Некоторые производители не доставляют маячков в Украину, некоторые имеют задержки производства в 6-8 недель, некоторые сами являются стартапами из нескольких людей и фабрики китайцев с кучей багов.
Сам протокол передачи данных невероятно удобен и спецификация тоже понятна, но как сырой инструмент оно явно не годится, нужно использовать тонны эвристики чтобы заставить эту новизну работать так, как бы хотелось. Ведь наше глобальное виденье – это мир сенсоров и релевантной информации.
С iOS все более-менее нормально, но с Android мы долго игрались и многому научились. Впрочем, до сих пор учимся и лепим костыли в надежде на скорый апдейт Android 4.4.3, потому как багов очень много, а комьюнити по BLE на Андроиде еще не совсем сформировано. Конечно опыт общения с американскими разработчиками по скайпу и обоюдные поиски багов в прошивке Андроида по ночам – это весело, но не совсем то, чем бы хотелось заниматься, строя свой продукт.
Пока все очень и очень сыро с самой технологией, но пробовать можно и даже продукт можно на этом сделать, но нужно работать, очень много работать.
Опыт в стартап-акселераторе
Мы – резиденты стартап-акселератора EastLabs и у нас очень нестандартная для них команда, ведь всегда эталоном стартапа считался формат “Hipster, Hacker, Hustler” (HHH), что обычным языком означает “Дизайнер, Программист, Продажник”. А у нас – 3 программиста и, если честно, я до сих пор удивляюсь тому, что нас взяли 🙂
Хочется отметить, что такая схема построения стартапов (HHH) появилась неспроста. Это проверенная временем модель и она работает, хоть все и зависит от конкретных людей. Так что если у вас три программиста и вы делаете маркетплейс для продажи котиков в соцсетях – ищите дизайнера и продажника, но если вы беретесь за какую-то инновационную технологию и на 100% уверены, что ваша команда программистов научится дизайнить и продавать – мы с удовольствием поделимся опытом, как у нас это выходит.
И конечно же, мы этому всему не научились бы так быстро без сторонней помощи, опыт от программы акселерации мы получили неимоверный: куча знакомств, полезных советов и, конечно же, первые инвестиции, что немаловажно в наше время для стартапа. Ведь, начиная свой стартап, ты должен забыть про все остальное и полностью отдать себя проекту, – времени зарабатывать на еду попросту нет. Самое интересное, что на самом деле пришли мы в акселератор с другой идеей использования маячков, в совсем другой нише, но в процессе работы и обучения было решено повернуть в нишу ресторанного бизнеса, также ситуация в стране во многом на это повлияла. Это бывает у всех и это нормально, если вы хотите достроить свой продукт до конца – постоянно улучшайте его и кардинально меняйте его, если это нужно. Я более чем уверен, что не развернув бы наш курс месяц назад – мы бы сейчас не имели готовый продукт.
“Writing code? That’s the easy part”
Как говорится, писать код легко, самое сложное – это продажи. Особенно сложно, когда в команде нет продажников и нужно учится этому с нуля. Опыт полученный за месяц хождения по заведениям, вызванивания владельцев заведений – это самый ценный опыт в нашей команде, хоть и было очень сложно с самого начала. Самое важное тут – научиться понимать паттерны, то есть понять на какие именно фразы и предложения люди обращают внимание и начинают действительно слушать, а не говорить, что у них есть “фейсбук реклама” и больше им ничего не нужно.
Что же такое стартап
Что же на самом деле значит стартап и как мы это прочувствовали на себе, это:
- отбросить все и полностью отдаться идее
- работать 7 дней в неделю, по 16-18 часов в сутки
- уметь менять ВСЕ в течении часа, от идеи до реализации
- уметь слушать и учиться
- иметь команду, которую ты видишь 24/7, понимаешь с полуслова и дополняешь своими знаниями
- делать вещи, которые не маштабируются и уметь работать в условиях очень ограниченных ресурсов
Статус и планы
На данный момент мы запустились и сотрудничаем с 20 заведениями Киева, среди которых популярные “True Burger Bar”, “MAKO business cafe”, “Druzi Cafe”, “Kitchen – Гастрокафе”, “Capo Di Monte”, сейчас активно подключаем новые. Нашей целью сейчас является проверка всех тех гипотез, которые мы заложили с самого начала и тестирование самой технологии.
Мы открыты к фидбеку и идеям со стороны. Также мы будем рады сотрудничеству, если вы работаете в этой же нише – пишите! На данный момент ищем мультифункционального интерна, которому интересно набраться опыта в стартапе. Основная работа – общение с клиентами и работа с контентом/ведение аккаунтов в соцсетях.
По всем вопросам пишите: [email protected] или [email protected]. Или на нашу фейсбук-страничку.
Спасибо за внимание!
Команда Latio