До прошлого года даже в IT-среде немногие знали основателя билетного агентства Karabas Максима Плахтия. Но именно его компания первой разработала и внедрила электронные концертные билеты в Украине. А с началом Евромайдана Максим стал координатором IT-палатки, сыгравшей в революции значительную роль. AIN.UA поговорил с Максимом о политике и бизнесе.

О роли IT в революции

За редкими исключениями, все информационно-коммуникационные составляющие исправно работали на протяжении трех месяцев Евромайдана. Банковская инфраструктура тоже работала практически без сбоев. После таких атак, какие обрушивались на «Приват24», за рубежом сервис восстанавливали бы неделю. Все это говорит о высоком уровне квалификации украинских IT-шников и их качественных разработках.

Состоялась бы революция без Facebook? Без интернета? Мобильной связи? Именно IT-шники сумели воспрепятствовать отключению интернета. Сисадмин, который чуть ли не зубами держал роутер, обеспечивавший Майдан интернетом – тоже герой революции. Все это значит, что IT-отрасль у нас работает серьезно и профессионально, п правильные люди – на правильных местах.

1477373_10201259512755669_710234019_n

Максим Плахтий во время Евромайдана

20 февраля “Беркут” сжег IT-палатку. Сгорела лишь сама палатка, технику заранее эвакуировали. Впоследствии мы ее реанимировали: «IT-намет 2.0» продолжает помогать Майдану, находясь в КМДА. Есть полевые IT-координаторы, революционные IT-проекты – в частности, opir.org. Многие наработки айтишников использовал и использует в своей деятельности Автомайдан.

IT-комьюнити в постреволюционных событиях

Когда активная фаза Майдана закончилась, мы создали «IT-спильноту». У этого объединения несколько задач.

Во-первых, мы хотим добиться, чтобы назначения на все ключевые должности, которые касаются информационно-коммуникационной сферы, так или иначе согласовывались с профильными общественными организациями. Если нас будут игнорировать – будем реагировать адекватно.

Второе – мы хотим реализовать инструмент прямой демократии. Для этого нужно собрать команду, провести фондирование, взять с политиков обязательства. Мы как IT-сообщество готовы взять на себя реализацию этого инструмента на достаточно хорошем уровне и дать его государству. Но возьмет ли оно его? Хотим, чтобы была официально задекларировано, что Украина берет вектор на прямую демократию.

О достижениях IT-спильноты

Главным достижением является выработка консолидированного проекта от IТ-отрасли «Инновационная Украина». IT-шники все делают быстро и системно. Основной актив сообщества: Евгений Ленг, Андрей Колодюк, Евгений Сысоев, Влад Воскресенский, Илья Кенигштейн, я тоже стараюсь быть активным. Сейчас проводятся встречи и обсуждения, привлекаются партнеры и единомышленники из смежных отраслей, а также политики. Главная задача — донести политикам свое видение развития отрасли. Ведь нам точно понятно, что именно IТ может стать локомотивом отечественной экономики.

Мы уже имеем определенные результаты встреч с министром экономики Павлом Шереметой, который открыто заявил про поддержку нашего проекта. Также провели встречу с Юлией Тимошенко — она политик опытный и хорошие идеи видит. Она обозначила свою заинтересованность в использовании интеллектуального потенциала украинских IТ-шников, в первую очередь в создании электронного правительства. Мы бы хотели, чтобы этот проект стал национальной идеей. И если бы не война, то все было бы еще быстрее.

О том, как зарождались электронные концертные билеты в Украине

Министерство культуры Украины задумалось о создании инфраструктуры электронного билета во время подготовки к Евро-2012. Изначально предполагалось, что будет создана карточка туриста, которая бы позволяла туристам посещать учреждения культуры. Но проблема была в отсутствии инфраструктуры для ее внедрения. Грубо говоря: приходите вы в театр или в музей с карточкой, а ее нечем считать и информация нигде не аккумулируется.

Этот вопрос начали продвигать, была создана рабочая группа и в результате был проведен эксперимент по автоматизации сначала трех национальных театров — театра им. Франка, им. Леси Украинки и Национальной Оперы. Эксперимент, конечно же, был успешен — мы же понимаем, что внедрение автоматизированной системы управления и продажа электронных билетов гораздо удобнее старых методов с напечатанными билетами и корешками. Но это нужно было доказать.

Инфраструктуру электронного билета создавала наша компания FrontManager. Система FrontManager:Tickets полностью автоматизировала ведение билетного хозяйства с учетом требований украинского законодательства и специфики бухгалтерского учета. Мы создали ее на собственной платформе FrontManager, это украинский продукт.

DSC_1715

Система позволила создать единое билетное поле. То есть установка системы сразу на ряде площадок и подключение билетных операторов позволили дать доступ к продаже билетов всем участникам рынка, а также видеть, контролировать и влиять на продажи в онлайне. И хотя отменять квоты пока никто не спешит, но, в принципе, идея системы состоит именно в этом.

Кроме того, это позволило внедрить электронный билет для покупателя. Сейчас, например, на сайте Karabas.com покупка билета занимает 60 секунд. И люди быстро привыкают и начинают пользоваться. Хотя мы немного завидуем продавцам авиабилетов — там отменили бумажные бланки в один момент и быстро приучили всех к электронным билетам. А нам в продаже билетов на концерты и развлекательные мероприятия приходится самим влиять на изменение потребительских привычек.

Сейчас инфраструктура организована и основная задача — это привлечение партнеров к построению сети дистрибуции. Теперь у каждого сайта есть возможность вести бизнес по продаже билетов. Раньше это было невозможно, это был закрытый клуб, потому что квоту на продажу билетов давали “своим”. Инфраструктура отсутствовала. Был высокий порог входа на рынок — нужно было разрабатывать свою систему или покупать готовое решение. Сейчас ситуация изменилась. Хочешь продавать билеты на своем сайте – пожалуйста! Подключайся к готовой системе, бери мероприятия и продавай.

О планах по развитию Karabas.com

Главным проектом прошло года я считаю интеграцию и начало сотрудничества с ПриватБанком, который подключил в своей сети продажу билетов. Теперь билеты из базы Karabas.com можно купить через терминалы “Привата”, которых по Украине более 9000. Сейчас идет работа над внедрением в «Приват24».

Мы заинтересованы в подключении партнеров из других е-коммерс сервисов, не связанных с продажей билетов, но имеющих хороший траффик. Для них это может быть хорошей возможностью монетизировать траффик, для нас — расширить каналы продаж.

DSC_1751

Кроме того, стратегией компании предусмотрена максимальная популяризация электронного билета. Мы и дальше будем продвигать именно электронный билет. Как я уже сказал — это самый классный способ покупки билета на сегодняшний день. Лучше пока не придумали.

Если говорить о сайте, то, как я уже сказал, компания инновационная, поэтому старается меняться быстрее конкурентов. В ближайшее время выйдет новая версия сайта. В ней существенно улучшится юзабилити, будет более удобно представлена информация, упрощен поиск, а главное — сам процесс покупки станет более удобным и комфортным. Это довольно сложная и требующая времени и продумывания «операция». Скоро покажем, что получилось.