В руководстве госструктур и компаний стали чаще появляться бизнесмены и менеджеры частных компаний. Такие изменения коснулись и “Укрпочты” – теперь обязанности гендиректора компании исполняет экс-EVP компании «Росан» (служба доставки «ТД Мист Експресс») Михаил Панькив. У нового главы “Укрпочты” – большие планы, которыми он поделился в своем блоге на сайте “Экономической правды”. Мы попросили его подробнее рассказать о тех аспектах реформ, которые затрагивают IT – в частности обслуживание “Укрпочтой” компаний сектора e-commerce, а также то, как с помощью технологий компания планирует повысить качество обслуживания. Ниже – его письменные ответы.
Клиенты интернет-магазинов получат свою посылку за 15 минут
В ближайшее время е-commerce может заинтересовать услуга выдачи посылок через почтовые отделения. Есть тренд – потребители все чаще отказываются от доставки посылок домой в пользу забора на «точке выдачи». В этом смысле мы потенциально имеем большое преимущество перед частными операторами – они свои сети только создают. Для того, чтобы выдача посылок через отделения “Укрпочты” стала интересной компаниям е-commerce, мы решаем две задачи.
Во-первых, посылка должна попадать на отделение в сроки, не большие, чем у частных операторов. Если посылку сегодня до 16:00 сдали в нашу сеть в Киеве, то завтра до 12:00 она должна быть на почтовом отделении в областном центре.
Это сложная задача, поскольку одной машиной у нас везутся и пресса, и корреспонденция, и посылки. Графики и маршруты строятся, в первую очередь, от потребностей прессы и возможностей типографий и ГП «Пресса». Мы сейчас уточняем графики получения прессы, технологию приемки и обработки посылок, чтобы избежать суточной задержки посылок в Киеве. То же самое позже будет делаться и в других городах, где генерируется большой исходящий поток посылок.
Во-вторых – работа на самих почтовых отделениях. Потребителям должно быть удобно забирать посылку. Главный критерий удобства – скорость.
У почты есть норматив – максимум 15 минут на оказание любой услуги. Не «в среднем за день», а каждая услуга может отнять у клиента не более 15 минут, включая время ожидания.
Сейчас этот норматив часто просто невозможно выполнить. Хотя даже 15 минут, с точки зрения потребителя, это слишком много. Мы разбираемся, перенимаем опыт ритейла в решении проблемы очередей, стараемся сократить время, проведенное на отделении связи по максимуму. Как только решим эти две проблемы применительно к областным центрам и оттестируем систему на текущем потоке посылок – придем к е-commerce с предложением.
Дружба с коммерческими операторами
Подвижной состав “Укрпочты” изношен, и в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов мы не можем позволить себе его кардинальное обновление. Но можем временно передать отдельные маршруты в аутсорсинг другим перевозчикам. А по маршрутам, которые и дальше будут обслуживаться подвижным составом “Укрпочты”, мы можем перевозить грузы для других почтовых операторов и получать дополнительный доход.
В Украине автомобили коммерческих операторов часто перевозят воздух. Мы можем догружать их, а они – нас, и тем самым сократить издержки и повысить доходы.
15 апреля, уже через неделю после моего назначения, я встретился с руководителями основных почтово-логистических операторов и сообщил им о своем видении взаимоотношений на рынке и о принципах сотрудничества в будущем. Думаю, что практически для всех коллег такая встреча стала неожиданностью, «картинкой не из нашего мира». Конкретных договоренностей пока нет. Есть намерения, идут переговоры. Думаю, в ближайшие месяцы будут подписаны первые контракты.
Также обсуждается возможность построения юридическо-логистической схемы, когда посылки европейских е-commerce компаний будут проходить таможенную очистку на ММПО “Укрпочты” с последней милей силами частных операторов. Здесь сдерживающий фактор – существующая нормативная база.
Учет и внедрение информационных технологий
Главные новости из “Укрпочты” в последние годы были посвящены именно этому вопросу. Я не хочу давать оценку решениям, принятым в компании ранее. Скажу лишь, что отказываться от уже сделанных инвестиций мы не будем. Сейчас идет проверка адекватности стоимости по ранее заключенным контрактам. Если она окажется завышенной, мы будем настаивать на ее пересмотре. Но глобально менять решение и выбрасывать на ветер ранее потраченные государственные деньги мы не будем.
Некоторые аспекты принятых решений предыдущем руководством “Укрпочты” по внедрению инноваций я считаю неправильными, но выбор сделан, и мы должны заставить приобретенные IT-продукты работать.
Фокус внимания в ближайшее время будет на автоматизации рабочих мест в почтовых отделениях, вероятно на базе мобильных устройств, а также на внедрении системы учета физического потока посылок – нам катастрофически не хватает данных об объемах выполняемых почтовых операций. Также мы намерены выполнить требование государства об учете налоговых обязательств и передаче на сервера налоговой службы информации обо всех расчетных операциях, проводимых в почтовом отделении. Этот путь успешно прошла “Укрзализныця”, когда внедряла электронные билеты, и я не вижу препятствий, чтобы воспользоваться ее опытом.
Автоматизация и оптимизация процессов на “Укрпочте”
“Укрпочта” должна научиться определять реальную себестоимость перевозки и измерять фактический объем физического потока посылок и грузов на каждом маршруте. О проходящих через нашу сеть посылках мы сейчас знаем только одно – место, где посылка последний раз была зафиксирована, где ее сканировали. Мы не знаем, где и сколько времени она провела, ее объемного веса, сколько и каких посылок было в каждом автомобиле, помещении и т.д. Соответственно не можем планировать и оптимизировать загрузку наших подразделений, транспортных маршрутов.
Мы не знаем, сколько воздуха мы везем, и выгодно ли нам это. Сейчас мы анализируем какие решения этой задачи есть на рынке, как они стыкуются с уже имеющимися у нас системами.
Если среди читателей AIN.UA есть вендоры, способные представить такие решения, – присылайте предложения. Но подчеркну, мы рассматриваем только специализированные, ранее уже внедренные у других национальных почтовых операторов решения. Мы знаем, чего хотим, и точно не хотим тратить время на разговоры впустую.