Основатель компании YamLabs Дмитрий Горшков переехал из Москвы в Киев два года назад. Изначально, он переезжал к своей любимой девушке, но позже Киев стал для него вторым домом. За два года жизни здесь Дмитрий нашел больше рабочих контактов, чем за всю жизнь в Москве. По его мнению, в Украине более душевная и открытая среда – в России все относятся друг к другу с недоверием. “Если я когда-то уеду из Киева, то поеду во Львов, в Россию не вернусь”, – говорит он. Интервью с Дмитрием Горшковым продолжает цикл историй “Стоит ли приезжать в Украину”.

Чем ты занимаешься?

Мы уже четыре года делаем для американского рынка продукты, направленные на личную и групповую продуктивность. Наш самый первый продукт был для проведения эффективных совещаний, потом мы выпустили серию маленьких продуктов для интеграции Evernote с системами типа Gmail, Google Calendar, Outlook и так далее. Называется Powerbot for Evernote.

Недавно мы выпустили BlinkMail, почтовый клиент для Mac. Это достаточно амбициозный продукт с уникальным подходом к интерфейсу, его уже оценили на западе и мы получили несколько публикаций, в том числе на TechCrunch.

Powerbot for Gmail

Где территориально работает твоя команда?

Команда у нас по большей части российская. За исключением меня и еще одного россиянина, который живет в Болгарии, все остальные наши сотрудники работают из Питера. Всего нас восемь человек.

Почему ты решил уехать из России?

Около двух лет назад я решил переехать в Киев к своей девушке. Это была единственная причина переезда, но после того, как я приехал в Киев, у меня появилось достаточно много новых причин, чтобы здесь остаться. Сейчас меня тут держит моя семья, которая только зарождается, и мне тут очень комфортно работать. Рабочая среда, город люди — мне тут все нравится.

Переезд как-то сказался на твоей работе?

У меня относительно легкий случай в плане работы — вся команда разработки находится в Питере. Так что, мне примерно одинаково работать с ними — что из Москвы, что из Киева. Кроме небольшой разницы в часовых поясах особых отличий нет. В этом плане, мне повезло — не пришлось увольняться в России, а здесь искать новую работу. Кроме того, моя зарплата осталась прежней, а расходов стало в полтора раза меньше.

Когда ты переехал в Украину, что изменилось в твоем жизненном ритме?

Знаешь, тут все как-то размеренно, что называется, по-доброму. А в Москве все напряженно, закрыто. Если ты человека близко не знаешь, то у него обычно сразу возникает недоверие к тебе. Даже в достаточно дружественной стартаперской и технологической тусовке в Москве больше соревновательности, закрытости и прочих не очень здоровых вещей по сравнению с Киевом.

643927_476063092490649_110113_n

Получается, в Киеве легче находить рабочие контакты?

За два года жизни в Киеве я набрал больше интересных рабочих контактов, чем за все годы пребывания в Москве. Это, наверное, следствие того, что IT-среда здесь более открытая и дружелюбная.

А чем отличается украинский и российский IT и стартап-рынок?

В Украине намного больше людей занимается работой с глобальными рынками. В России стартаперы чаще закрыты в себе и ориентируются на внутренний рынок. Это, конечно, объяснимо тем, что там на внутреннем рынке можно заработать много денег. В Украине же нет особого смысла работать на внутренний рынок, он тут очень небольшой. Зато из-за недоразвитости внутреннего рынка все мыслят категориями продвинутых стран — Европы и США. И если говорить о людях, которые работают в этой индустрии в Украине, они более продвинутые, в курсе последних тенденций и разрабатывают намного более сложные продукты. Соответственно, средняя квалификация специалистов тоже выше.

Твоя команда нормально отнеслась к тому, что ты в Украине? Не агитировали переехать обратно?

Мне в этом плане повезло с кругом общения. В мою сторону не было никакого негатива со стороны родственников и друзей. Они более-менее нормально реагируют на ТВ, отсеивают пропаганду и, в целом, понимают, что здесь происходит. Поначалу, конечно, мне часто писали и звонили, говорили — давай, приезжай назад, но через какое-то время успокоились. Сейчас никто из моих друзей не пытается рассказывать про карательные экспедиции, хунту и прочий бред.

У тебя не было мыслей вернуться в Россию?

Я живу в Киеве, здесь мой дом и пусть у меня паспорт не синего цвета, уезжать отсюда я никуда не собирался и не собираюсь. Конечно, если бы я переехал не в Киев, а скажем в Донецк, меня напрягали бы вещи, связанные с личной безопасностью. Но и тогда я бы уехал не к маме в Москву, а дальше на запад Украины, в тот же Львов, где будет безопасно для меня и моей семьи.

321605_10150329590632919_137400679_n

А не пугают рассказы про фашистов и бандеровцев?

(Улыбается) Я за все время только один раз в вагоне метро видел нескольких ребят из «Правого сектора». Нормальные молодые люди, бабушке место уступили, улыбаются, шутят. Это был первый и единственный случай за последние месяцы. Помню, когда еще зимой ходил на Майдан, то достаточно открыто говорил, что я из России, и я тоже против всех этих пид…сов во власти. Все нормально реагировали, какой-то неприязни или негатива не было.

Ты упоминал, что ты все еще гражданин России. У тебя нет проблем с въездом-выездом из страны?

Я пока не подаюсь на вид на жительство, но думаю, что вскоре это нужно будет сделать. Сейчас же я соблюдаю все правила относительно времени въезда и выезда из страны. Недавно меня пригласили выступить на IForum, я как раз был в это время в Москве и собирался в Украину. Я приехал за день до старта мероприятия и меня не пустили через границу. Несмотря на приглашение и повод для въезда в страну, пограничников что-то смутило и меня отказались пропускать. Пришлось связываться с организаторами iForum, и только после того, как Денис Довгополый и Александр Ольшанский по очереди объяснили, кто я такой и зачем сюда еду, меня пропустили. В итоге, все закончилось хорошо.

Как ты считаешь, насколько велико в России влияние пропаганды и «киселевщины»?

Я для себя это все определил одной фразой — «пропаганда работает». Она работает на все категории граждан, вплоть до достаточно образованной интеллигенции. Все неадекватные проявления россиян — это пропаганда плюс базовый уровень ксенофобии, который присутствуют в наших культурах. От этого никуда не деться, у нас нет политики терпимости, ей не учат с детства, как в США. И когда это умножается на какие-то шокирующие события и их необъективное освещение по телевизору, то все выливается в тот бред, который мы видим сейчас.

227701_5427192918_9656_n

Как конфликт между двумя странами, по-твоему отразился на IT-бизнесе в Украине и России?

Как по мне, между Украиной и Россией все осталось на прежнем уровне. Если дела ведут профессиональные, успешные бизнесмены, то прежде всего они бизнесмены, а потом уже россияне и украинцы. А вот где проблемы возникают — это b2b между Россией и США. Например, американские компании стали давать намного меньше аутсорсинговых контрактов российским компаниям.

Какие у тебя планы на ближайшее время?

Прежде всего – побольше работать и поменьше рассуждать. В последний месяц у многих появилось такое коллективное хобби — собираться и обсуждать. У меня на этот счет позиция достаточно простая — если ты общественный деятель или большой человек в IT-индустрии — тогда включайся в IT-инициативы на государственном уровне. Я же как профессионал отрасли собираюсь работать и делать хорошо то, что я хорошо умею.