Кремниевая Долина – это техно-урбанистический идеал, к которому стремятся и украинские, и российские предприниматели: в Украине строят .IOnic Hill, в России – “Сколково”. Но при этом, русскоязычное сообщество почти не знакомо с законами венчурного предпринимательства, к которым прислушивается вся Долина.
Речь идет о законах, сформулированных известным американским венчурным капиталистом и предпринимателем Юджином Кляйнером, основавшим Kleiner Perkins. Эта компания, позднее ставшая Kleiner Perkins Caufield & Byers, инвестировала в такие проекты, как Amazon, Google, Electronic Arts, AOL, Segway и Sun Microsystems.
По мнению основателя BVU Group Дениса Довгополого, сформулированные Кляйнером законы в Калифорнии практически приравниваются к заповедям. У нас же они пока не прижились. “Кто-то случайно, кто-то умышленно их игнорирует (их сложно выполнить, иногда легче пойти на компромисс). А на самом деле их было бы неплохо повесить на стену всем инвесторам и предпрнимателям, и перечитывать каждое утро по приходу в офис”, – говорит Довгополый.
Ниже приводим 10 правил Кляйнера для фондов и стартапов:
- Удостоверьтесь, что “собака захочет собачий корм”. Какой бы прорывной ни была новая технология, каким бы большим ни был потенциальный рынок, сделайте так, чтобы покупатели на самом деле захотели купить продукт.
- Создавайте один бизнес за раз. Большинство бизнес-планов – чрезвычайно абмициозны. Сконцентрируйтесь на достижении успеха для начала в одном предприятии.
- Рискуйте вначале, выходите из проекта на ранней стадии.
- “Пироги нужно есть, когда их подают”. Американский аналог для “Куй железо, пока горячо”.
- Проблема большинства компаний в том, что они не знают о том, в каком бизнесе работают.
- “Даже индюшки могут летать при сильном ветре”. Иными словами, в условиях сильной экономики даже слабые компании могут занять сильные позиции. Всегда легче ухватить кусок существующего рынка, чем создавать новый.
- Сложно судить о картине, когда вы находитесь в ее рамке.
- После изучения некоторых приемов продаж некоторые люди считают, что знают о продажах все.
- Ничто не остановит венчурного капиталиста перед тем, чтобы скопировать чужой успех.
- Инвестируйте в людей, не только в продукты. Кстати, это последнее правило украинские инвесторы знают хорошо и постоянно повторяют его, говоря о критериях отбора стартапов, а также – рассказывая о том, почему инвестировали в тот или иной продукт. Фактически, наиболее часто звучащие на украинском рынке критерии для отбора стартапов – хорошая бизнес-идея и хорошая команда.