С 16 по 18 июня в Барселоне проходила главная европейская конференция по вопросам электронной коммерции – Global Ecommerce Summit. В ходе конференции ассоциация Ecommerce Europe презентовала основательный доклад о состоянии глобального рынка электронной коммерции и том, как он будет развиваться в мире и Европе в частности. Исполнительный директор конференции IDCEE Татьяна Олийнык побывала на Global Ecommerce Summit и согласилась поделиться с читателями AIN.UA основными мыслями доклада.
По мнению экспертов ассоциации Ecommerce Europe, основные факторы, влияющие на будущее электронной коммерции, таковы:
- постоянно растущая доля смартфонов и планшетов в продажах технических устройств;
- постоянно растущее проникновение стационарного интернета и мобильного интернета, удешевление стоимости подключения для пользователей;
- переход к супер-подключенности – 70% интернет-пользователей во всем мире используют больше одного устройства для подключения к интернет.
Главные группы проблем, которые придется решать игрокам электронной коммерции и регуляторным органам в ближайшем будущем: интернет-безопасность; права потребителя; электронные платежи; налоги; логистика.
Итак, какие основные мегатренды можно выделить для электронной коммерции на ближайшее время?
Мегатренд 1: Конвергентность всех каналов
Покупатель должен иметь возможность найти, выбрать, приобрести и получить товар любым удобным для себя способом, онлайн или оффлайн, используя компьютер, телефон, чат, приложение, наличный или безналичный расчет, доставку или самовывоз и так далее. И желательно, чтобы все происходило максимально быстро и без лишних усилий.
Мегатренд 2: Интернет вещей
Сегодня носимые гаджеты для личного пользования могут все. Продукт не просто становится цифровым, он становится точкой взаимодействия. Умные часы, меряющие давление и частоту сердцебиения – это уже вчерашний день. Сегодня цифровая вилка откорректирует ваши диетические привычки, кроссовки заменят личного тренера, подгузники сами просигнализируют, когда их нужно поменять, смартфон предупредит о потенциальной опасности гипертонического криза, а на пятки Google Glass уже наступают Google Lenses. Разобраться со этим всем массивом данных поможет Big Data – облака знают о вас все: рост, вес, размер, привычки, биоритмы, состояние здоровья, семейный статус. Потеря личного пространства неизбежна, придется просто научиться с этим жить и пользоваться преимуществами.
Другой прорыв в сфере интернета вещей, который изменит мир в целом и ecommerce в частности – 3D-печать. Это настоящая цифровая революция, которая уже влияет на множество отраслей в дизайне, производстве, строительстве и продажах.
Мегатренд 3: Супер-потребитель
Есть только один босс: потребитель. Он может уволить кого угодно, от главы правления до рядового сотрудника – тем лишь, что потратит свои деньги в другом месте.
В 2020 году двадцатилетние будут жить в мире, в котором всегда были мобильные телефоны и интернет; пятидесятилетние будут играть в видеоигры и страдать синдромом Питера Пена; семидесятилетние будут слушать Pink Floyd, пользоваться айподом и коммуникационными гаджетами с голосовой активацией. Одно останется неизменным: впечатления пользователя (customer experience). Быстрый и качественный сервис – по-прежнему главное требование вашего клиента.
Мегатренд 4: Ре-экономика
Сегодня Uber или Airbnb упоминается практически в каждой третьей презентации на любой конференции, посвященной интернет. Стартапы, включающие в себя модели «пользователь-пользователю» (peer to peer) или экономики совместного потребления (sharing economy), стремительно завоевывают рынки традиционных услуг. Последние пытаются защищаться: таксисты страйкуют, гостиницы взывают к муниципальным властям, контролирующие органы требуют лицензирования. Регуляторы призваны защитить пользователя – утверждают они в один голос. Регуляторы тормозят инновации и мешают конкуренции – парируют адепты экономики совместного потребления. Как бы то ни было, обороты sharing economy растут в 28 раз быстрее, чем обороты ритейла в целом. При этом, все больше людей руководствуются принципами не только экономической выгоды, но и ответственного потребления. 22% пользователей уже приняли эту модель потребительского поведения (экологически чистое производство, гуманное отношение к животным, достойные условия труда, реальные цены и так далее). Особенно серьезно к этим факторам относятся молодые и хорошо образованные потребители.
Мегатренд 5: Глобальная конкуренция
Мир уменьшается и становится плоским. Выходя на рынок, локальным игрокам надо осознать: им придется выдерживать конкуренцию со всем миром. Объем международных перевозок (cross-border) быстро растет, и это влечет за собой целый комплекс как логистических, так и законодательных вопросов, которые придется решать в ближайшее время.
В первой десятке стран с самыми большими оборотами ecommerce – США, Китай, Великобритания, Япония, Германия, Франция, Австралия, Канада, Россия и Южная Корея. Американцы контролируют больше всего инфраструктуры в ритейле (e-bay, Amazon, сервисы Google – Google Wallet, Google Shopping и так далее). Но с востока наступают китайцы: с планируемым выходом Alibaba на биржу грядет крупнейшее технологическое IPO в истории (предварительная оценка стоимости компании – $170 млрд). Экосистема Alibaba Group больше, чем у Amazon и eBay вместе взятых; годовой оборот компании – $248 млрд, на ее площадках происходит свыше миллиона транзакций в сутки. Во время одной из флеш-сейл акций Алибабы для локального производителя телефонов было продано 10 000 аппаратов за 10 минут. На сегодня Китай стал крупнейшим рынком ecommerce в мире, обогнав США.
Кроме того, речь не только о китайских товарах, которые заполонили все базары от Парижа до Маями. Для западных компаний открывается все больше возможностей в самом Китае – тамошние потребители очень любят западные бренды, особенно подлинные. Каждый пятый китаец совершает покупки онлайн.
Вместо заключения
Взрывообразное увеличение количества цифровых устройств и доступности интернета кардинально изменили то, как потребители покупают, ищут информацию, общаются и взаимодействуют с брендами. Omnichannel включает множество составляющих – сегодня покупатель может узнать о товаре по телевизору, найти о нем подробную информацию онлайн, купить продукт в оффлайновом магазине и поделиться впечатлениями о нем в социальных сетях. Или же увидеть товар в почтовом каталоге – почитать отзывы в соцсетях – пощупать в оффлайновом магазине – найти самый дешевый вариант в интернете – заказать доставку на дом или же самостоятельно забрать со склада. Сценариев цепочек продаж может быть множество. Кому-то нужно быстро купить рубашку, чтобы пойти на свадьбу родственника – он хочет потратить на это минимум времени и усилий. Кто-то получает удовольствие от блуждания в интернете и от разглядывания виртуальных витрин – время взаимодействия такого покупателя нужно продлить как можно больше и предложить ему максимальный выбор товаров для сравнения, чтобы рано или поздно заставить его что-то купить. Все эти модели потребительского поведения нужно учитывать при планировании продаж. Главный вывод таков: мы движемся в новую эру, и впереди нас ждут серьезные изменения, в первую очередь – потребительского поведения, которые нужно будет учитывать и брендам, и продавцам.
Автор: Татьяна Олийнык, исполнительный директор конференции IDCEE.