Нынешний сезон – достаточно проблемный для тревел-агентств. Политическая ситуация и колебания курса ощутимо сократили бюджеты украинцев на летний отдых.
Тем не менее, даже в этих условиях горящие туры пользуются популярностью. Заказывать их все чаще предпочитают самым простым способом – через интернет. Руководитель первого в Украине онлайн-агентства APL Travel Артем Кречмер утверждает, что сейчас 40% всех заказов его компании бронируются в сети. В прошлом году этот показатель был не более 15%.
Цифры говорят о том, что рынок туризма находится на середине пути в онлайн. Преимущества интернета здесь схожи с остальными сферами:
- удобство – бронировать путевки можно в кругу близких, сидя на диване.
- более осознанный выбор – подробная информация о маршруте, отзывы клиентов.
- онлайн всегда дешевле. Автоматизация процесса снижает себестоимость услуг и позволяет серьезно сэкономить на отдыхе.
- надежность и быстрота расчётов через онлайн-банкинг.
Все эти факторы делают переход туризма в онлайн вопросом времени. Кризис этого года – скорее отсрочка, чем долгосрочная тенденция.
APL Travel начали переход в онлайн еще в 2008 году – первыми в Украине. Кризис замедлил этот процесс, но с 2010 года рынок вышел на постоянный рост. APL Travel предоставляет услуги бронирования авиабилетов, круизов и автобусных туров. Благодаря автоматизации работы и длительному сотрудничеству с ведущими туроператорами цены на некоторые путевки получаются ниже, чем в обычных турагентствах.
Основатель агентства Артем Кречмер ответил на вопросы AIN.ua о том, как отразились события в стране на желании и возможности украинцев отдыхать за рубежом и об организации работы тревел-агентства.
Артем, насколько сократилось количество заказов путевок в 2014 году? «Просел» ли рынок?
Мы наблюдали более чем двукратный спад. Однако в последнее время есть и положительный тренд – рынок выравнивается. На лето уже много чего продано, на ближайшие недели вылетов, например, в Турции все топовые отели забронированы.
Как военные действие отразились на ситуации на рынке?
Практически полностью отвалился рынок Донецка, где у нас были достаточно прочные позиции, также наблюдается спад в других областях, по сравнению с предыдущим годом – порядка 30%. Однако в Киеве мы уже вышли на прошлогодние показатели.
Какие тенденции по приросту пользователей по сравнению с предыдущим летом?
Количество наших пользователей выросло где-то на 50%, но в то же время конверсия упала. Многие смотрят на туры, на цены и едут отдыхать на дачу:)
Куда украинцы летают (да и вообще путешествуют) чаще всего?
Самые популярные страны – Турция, Египет, Греция, ОАЭ.
Насколько работа с социальными сетями влияет на продажи?
По нашему опыту, социальные сети слабо влияют на прямые продажи. Но как дополнительный канал коммуникаций – это отличный инструмент, то что надо для поддержания связи с аудиторией.
Расскажите подробнее об автоматизации процессов в APL Travel.
Большинство стандартной работы происходит в автоматическом режиме, с помощью интеграции собственной CRM и прайс сервера. У нас есть собственная разработка по отслеживанию ценовых скачков на туры и дальнейшие уведомления клиентов, которые на текущий момент в активном поиске вариантов для отдыха.
Как долго нужно ждать подтверждения брони?
Зависит от заказа. Чаще всего это происходит мгновенно. Для некоторых «топовых» отелей и предложений по самой выгодной цене подтверждения иногда приходиться ждать и более суток.
Какую роль выполняют операторы call-центра?
Корректируют выбор клиента, часто получается найти предложение интереснее по тарифам и качеству. Кроме того, операторы консультируют клиента по правилам пересечения границ, особенностям пребывания в той или иной стране, правилам и тонкостям чартерных перелетов и другое.
Используете ли вы рассылку? Удается ли продавать туры с помощью e-mail?
У клиента есть возможность управлять рассылками, а общие рассылки мы делаем не чаще двух раз в неделю. Сегодня каждая продажа в той или иной степени осуществляется с помощью e-mail. Это исключительно важный и мощный инструмент в e-commerce.
Какое продвижение турагентства вы считаете наиболее успешным сейчас
и в перспективе?
Я вообще верю во все каналы продвижения, главное – умение правильно их применять. В туризме, как и в бизнесе в целом, не существует одной таблетки от всех болезней. Многие предприниматели считают различные виды онлайн-продвижения наиболее эффективными (контекстная реклама, SEO-оптимизация, медийная реклама, соцсети и др.), но на самом деле успехов добились всего одна-две компании.