AIN.UA часто пишет про хайринг – о том, каким должно быть хорошее резюме, как выглядеть и вести себя на собеседовании, как правильно отвечать на вопросы. Сегодня мы, наоборот, рассказываем о том, чего лучше не спрашивать у HR-специалистов. Контент-эксперт хайрингового портала Rabota.ua Татьяна Пашкина перечислила пять типичных вопросов, которыми соискатели в Украине любят “доставать” рекрутеров. AIN.UA предлагает ознакомиться со списком всем, кто в данный момент занимается поисками работы.

“Главный принцип раздражающих вопросов – их неуместность и назойливость. Если не «прессовать» рекрутера, даже стандартными вопросами вроде «Это новая позиция или старая должность?», «Каких результатов ожидают во время испытательного срока?» – можно добиться большего. Вопрос может казаться нейтральным, но если вы видите, что вашему собеседнику он кажется неприятным, не настаивайте на ответе, – рекомендует Татьяна Пашкина.

Часто соискатели допускают ошибку, считая собеседование с HR-специалистом формальностью перед беседой с руководителем, принимающим решение о приеме на работу. Но именно рекрутер производит предварительный отбор кандидатов. От него зависит, попадете ли вы на собеседование с работодателем или будете безжалостно отправлены «в корзину», а он даже не узнает о вашем существовании. Поэтому в ваших интересах понравиться HR-специалисту и не раздражать его перечисленными ниже вопросами.

Чем занимается фирма?

Вопрос просто эпический, демонстрирующий рекрутеру степень незаинтересованности соискателя в позиции, на которую он претендует. Если при наличии интернета и Googlе кандидату невмоготу потратить пять минут на поиск информации о компании, сложно сказать, как он будет справляться с рабочими заданиями, требующими больших усилий и смекалки.

Мы не учитываем варианты, когда фирма засекречена настолько, что никакой поисковик не может ее найти, или название компании настолько распространенное, что непонятно, которая из многочисленных «Альф» ищет себе секретаря.

Правильный вопрос: «Насколько я понимаю, ваша компания занимается ловлей ежиков/рассадой картошки/полетами на Марс или вы крупнейший производитель сачков/лопат/скворечников. Скажите, пожалуйста, каковы планы компании на будущее/будет ли компания развивать направление…».

Что мне нужно будет делать?

Если вакансия подробно описана на карьерных порталах, такой вопрос говорит о невнимательности кандидата или о природной лени. По крайней мере, подавляющее большинство специалистов по подбору считают такой вопрос неуместным. Особенно для специалистов с опытом работы и, тем более, для специалистов узкоспециализированных.

Гораздо более уместным будет вопрос: «На нынешнем месте работы в мои функции входило…. Какие особенности в функционале существуют на этой позиции? Что более приоритетно?

Вы можете гарантировать карьерный рост?

И снова вернемся к описанию вакансии: если карьерный рост там упомянут, вопрос лишний, если нет – неуместный. Тем более, гарантий никто давать не будет – все зависит от вас, результата ваших усилий. Оптимальный вариант, если в тексте вакансии упомянут пресловутый карьерный рост, поинтересоваться, каким образом он реализуется в настоящий момент в компании.

У Вас есть в офисе печеньки?

Вместе с вопросом “А сколько мне заплатят?” этот вопрос раздражает рекрутеров едва ли не больше всего. Хорошо, если он задан в самом конце встречи, когда все рабочие и формальные вопросы решены, и вы находитесь на этапе завершающей легкой беседы. Но если им начинается часть «вопросы-ответы», рекрутер воспринимает его как маркер – соискателю интересны не функционал и обязанности, а только «плюшки и пасочки». Из этой же категории также вопросы «Можно ли вздремнуть в офисе после обеда?», «Кто готовит чай и кофе в офисе?»

Когда вы мне позвоните?

Как правило, спрашивают те, кто понимает – не позвонят никогда. Ведь в случае заинтересованности рекрутер сам проговаривает дальнейшую коммуникацию. Если он произносит стандартную фразу «Мы вам перезвоним» – надежды мало. Быть назойливым в этом вопросе – себе вредить. Лучше уточнить, можно ли перезвонить, скажем, дней через 5-7, и когда рекрутеру будет удобнее пообщаться.