Военно-политические потрясения не обошли стороной рынок электронной коммерции: последние полгода для многих интернет-магазинов и площадок в уанете выдались очень тяжелыми. “Практически все плохое, что могло случиться, случилось”, – говорит основатель Repka.ua Дмитрий Латанский. У многих интернет-продавцов сократились обороты, в 1,5 раза сократился средний чек, а кто-то вообще оказался на грани выживания. Редакция AIN.UA спросила у представителей рынка, что происходило за последние полгода, и чего рынок ждет от будущего.

Участники блиц-опроса отвечали на такие вопросы:

  • Итоги работы за полгода, чем этот период отличался от предыдущего, оправдались ли ваши ожидания и прогнозы?
  • Как влияет на вас и на на рынок политическая и экономическая ситуция, ваш прогноз на следующие полгода?

arabajСергей Арабаджи, директор Hotline.ua

1. Итоги полугодия оказались лучше, чем мы ожидали. Главное, что по количеству пользователей, нам удается удерживать рост по сравнению с прошлым годом – плюс 18%. Это позволяет давать клиентам такое же количество покупателей, как и год назад. Интернет-магазины пытаются «включить» режим экономии и, таким образом, наши доходы снизились, но не существенно. Средняя стоимость клика и средний чек снизились на 13%.

Группа лидеров ведет себя очень стабильно и в ней практически нет перестановок. За последний месяц усилили свою активность “Алло”, Matrix.ua, “Нотус” и “Фокстрот”. В группе аутсайдеров идет сильная ротация: кто-то уходит – новые приходят. Даже в текущих условиях мы подключаем более 20 новых магазинов еженедельно.

2. Текущий экономический кризис имеет политическую природу. И это худший вид кризиса, когда от субъектов и регуляторов рынка мало что зависит. Доходы населения снижаются, индекс потребительской активности около нуля, инвестиции отсутствуют. Поэтому следующие полгода на рынке онлайн-ритейла спад будет продолжаться. Можно только спорить о величине спада в том или ином сегменте.

Мы полностью зависим от того, когда и какой ценой будет остановлена агрессия России против нашей страны. Тем не менее, долгожданные реформы в судопроизводстве и налогах сейчас бы существенно поправили ситуацию, а главное – послужили бы мощным позитивным сигналом для всех предпринимателей, инвесторов и здравомыслящих людей. Мы, ведь, с точки зрения законов и судов, продолжаем жить в Украине Януковича/Сталина. Но реформ, увы, пока нет, и когда они будут – неизвестно.

gapochСергей Гапоченко, директор Slando

1. Количество новых объявлений в июне 2014 года по сравнению с июнем 2013 года выросло на 60%. Основным драйвером такого роста стал сегмент C2C, то есть объявления от частных лиц. Также 2014 год стал прорывным с точки зрения мобильного пользования – этот показатель вырос в несколько раз.

Кризис, скорее, повлиял на темпы нашего роста, а не на сам рост. Уверен, что мы могли бы достичь еще более значительных результатов в некризисных условиях. Сильно выросла лояльность наших пользователей – это видно и по росту уровню знания бренда, и по росту количеству просмотров страниц. По последнему показателю мы выросли в 2,5 раза.

2. Трагические события на Востоке страны в значительной степени повлияли на востребованность сервиса в Донецкой и Луганской областях. Мы с нетерпением ждем урегулирования конфликта и возврата к нормальной жизни в этих регионах. Думаю, как и подавляющее большинство представителей бизнеса в стране, что динамика следующего полугодия напрямую зависит от развития ситуации на юго-востоке Украины.

latan2Дмитрий Латанский, директор интернет-магазина Repka.ua

1. Это были самые тяжелые полгода за все время нашей работы. Практически все плохое, что могло случиться, случилось за короткий промежуток времени: значительное снижение продаж в трех регионах (Крым, Донецк, Луганск), резкое изменение курса, пропорциональное повышение цен на импортные товары, снижение покупательской способности.

Прогнозы, которые были “до”, конечно, не оправдались. Пришлось корректировать стратегию развития, учитывая изменения ситуации в стране. Удалось увеличить оборот на 10% по сравнению с первым полугодием 2013 года за счет того, что мы пополнили ассортимент новыми товарными группами: телевизоры, крупная бытовая техника, часы, ввели новые сервисы, связанные с доставкой и кредитованием покупателей.

2. С одной стороны, мы наблюдаем значительное снижение объемов продаж, если сравнивать с запланированными “докризисными” показателями, с другой стороны, кризис – это отличное время для развития. Ведь спрос на услуги снизился не только в интернет-канале. Такая ситуация практически на всех рынках, что способствует появлению хороших предложений, которые недоступны в обычное время.

Хочется верить, что ситуация скоро наладится. Думаю, что в этом году рынок онлайн-продажи электроники и бытовой техники просядет на 15-20% по сравнению с 2013 годом. В 2015 году вернется к докризисным показателям и, начиная с 2016 года, продолжит расти на 20-30% ежегодно. Конечно, такой вариант развития событий возможен только при условии стабилизации ситуации в Украине.

palienkoНиколай Палиенко, директор Prom.ua

1. Прогнозы, сделанные в прошлом году, например, такой факт “рынок электронной коммерции в Украине будет продолжать расти на 30-50% ежегодно”, естественно, пока не исполняется в виду всем очевидных политико-экономических причин. Ниже перечислю общие тренды – процесс роста украинского рынка электронной коммерции будет сопровождаться:

  • укрупнением существующих игроков;
  • качество сервиса в интернет-магазинах будет продолжать развиваться и улучшаться;
  • конкуренция между украинскими интернет-магазинами развернется в плоскости подтвержденного высокого качества обслуживания покупателей;
  • малые и средние интернет-магазины будут заходить на торговые площадки для увеличения покупательской базы и роста товарооборота;
  • торговля в уанете будет все более и более регламентированной и цивилизованной;
  • будут развиваться мобильные сервисы и мобильная интернет-торговля.

В целом, на сегодня можем говорить о том, что рынок понемногу восстанавливается. Так, например, на Prom.ua со второй половины марта и по сейчас рост количества заказов потребителями восстановился и продолжает расти.

2. Недавно мы проводили исследование и опрашивали наших клиентов “Как малый и средний бизнес борется с кризисом” и согласно этому опросу основные риски, которые малый и средний бизнес, работающий в области электронной коммерции, видит сегодня:

  • валютные колебания – указали 27% компаний из числа опрошенных;
  • ухудшение потребительских настроений – 23% компаний;
  • политическая ситуация – 19% компаний;
  • проблемы с таможней – 8% компаний;
  • закупка товара – 8% компаний;
  • логистика и безопасность доставки заказа – 4% компаний;
  • сокращение гос.финансирования – 3% компаний;
  • проблемы с налоговой – 3% компаний;
  • затоваривание складов – 2% компаний

pokotylo1Дмитрий Покотило, директор Fotos.ua

Вопросы совсем непростые. Сравнивать ситуацию полгода назад и сейчас – все равно, что сравнивать яблоки с котлетами. Прогнозы можно строить на основании предыдущих периодов, но эти периоды в жизни нашей страны были совсем другими.

Если говорить о цифрах, ожидание роста количества заказов, планируемых на этот период, не оправдалось, но и падения нет. Зато стоимость среднего чека упала более чем в полтора раза. То есть, работы по обработке и доставке заказов меньше не стало, а вот оборот упал значительно. В этот период пришлось сократить расходы. Мы рассматривали вариант сократить штат, но, так как объемы работы не сократились, мы вовремя разобрались, что делать этого сейчас не следует.