Центр медиакоммуникаций «Новая Украина» в партнерстве с интернет-изданием “Телекритика” проанализировал тенденции распределения симпатий интернет-пользователей по областям Украины. Аналитики разделяли проукраинских и пророссийских пользователей, отталкиваясь от интернет-мемов, которые они распространяли в социальной сети “ВКонтакте”. Так проукраински настроенные пользователи применяют по отношению к оппонентам пренебрежительные мемы “вата” и его производные, а пророссийски настроенные – “укры” или “укропы”.
Полученные данные аналитики нанесли на инфографику, где синим цветом обозначено количество интернет-пользователей в области, которые занимают проукраинскую позицию и являются так называемыми «украми». Оранжевым цветом обозначено количество пророссийских пользователей, так называемых «ватников».
Во всех областях, кроме Донецкой и Луганской, преобладают проукраински настроенные интернет-пользователи. В особенности, “укры” превалируют в Западной Украине. Одесская, Запорожская, Харьковская, Херсонская, Днепропетровская, Николаевская и Киевская области показывают заметную долю «ваты», которая, однако, не дотягивает до половины. Из общей картины явно выделяется Донбасс, где сейчас происходят активные боевые действия, а количество «ваты» значительно превышает количество «укров».
Социальную сеть “ВКонтакте” исследователи выбрали потому, что она дает возможность при мониторинге зафиксировать географическую привязку аккаунтов пользователей, в том числе и с ретроспективой. В исследовании не представлены данные по Крыму, поскольку получить статистически достоверные сведения из этого региона аналитикам не удалось. В рамках мониторинга были проанализированы самые активные и многочисленные сообщества во “ВКонтакте”, которые имеют четкое проукраинское или пророссийское позиционирование. В частности, «Евромайдан SOS», «Крылья Феникса», «Армия SOS», «Евромайдан Майдан АТО» и их оппоненты: «Новороссия», «Юго-Восток Новороссия», «Республика Новороссия Антимайдан», «ДНР» и прочие.
Аналитики посчитали аккаунты пользователей, которые входили в сообщества в той или иной направленности по состоянию на 7 июля 2014 года, а затем с помощью географической привязки разбили их по областям в количественном и процентном соотношении. Всего в рамках исследования было проанализировано 12,5 млн аккаунтов в украинском сегменте интернета.
Ранее, еще во время протестов на Майдане, интернет-пользователь Игорь Захария проанализировал распределение сообществ “Евромайдан” и “Антимайдан” в социальной сети “ВКонтакте”, а на основе полученных данных составил инфографику. “ВКонтакте” он избрал по тем же соображениям, что и аналитики проекта MediaTransparency, однако на своей карте он учитывал не только украинцев, но и россиян. Интересно, что в «евромайдановской» группе россиян (тех пользователей, чья страна проживания во «ВКонтакте» определяется как Россия) — более 9000. А в антимайдановской — почти 98 000 из 293 000.