До июля 2014 года в рунете и уанете мало кто знал серийного предпринимателя и инвестора Макса Скибинского, сделавшего себе имя в Кремниевой долине. Там он основал стартап, который успешно продал разработчику игр для соцсетей Playdom (входит в корпорацию Disney). Скибинский является ментором многих стартапов из знаменитых инкубаторов YCombinator и 500 Startups. С 2013 года он – инвестиционный партнер Andreessen Horowitz – одного из самых влиятельных венчурных фондов Калифорнии. Но русскоязычные пользователи узнали его лишь после публикации колонок No Russian и No Russian 2, в которых Скибинский изобличает политику внешней агрессии Кремля и отводит Украине роль пристанища креативного класса постсоветских стран. В интервью AIN.UA он рассказал о том, как российско-украинский конфликт воспринимается в Долине и как Украине не упустить свой исторический шанс.
В рунете и уанете колонка No Russian произвела фурор. А как отреагировали на нее коренные жители Долины?
Мы получили максимальный позитивный отклик, на который только могли расчитывать. Многие выдающиеся инвесторы и звезды Кремниевой долины разместили статью у себя, ее увидела огромная аудитория их читателей. Было множество статей в прессе. Сообщение совершенно точно было услышано.
Но, несмотря на это, существующие экономические связи слишком слабы, чтобы из этого вышло что-то большее, чем слова моральной поддержки. Такой тип резонанса быстро исчезнет в потоке других новостей в США. Чтобы подобная статья что-то значила для людей здесь (в США – ред.), бизнесы двух стран должны намного серьезнее зависеть друг от друга, особенно в сфере высоких технологий и IT.
В США всех выходцев из бывшего СССР называют русскими, в том числе украинцев. Изменилось ли что-то за последнее время?
Это довольно точно отражает прошлое отношение. Я бы даже расширил эту идею: всех выходцев из восточноевропейских стран местные воспринимают примерно одинаково.
Но есть и небольшой повод для оптимизма: за последние месяцы все новости были посвящены тому, чем отличаются Украина и Россия. Фактически, это создает из Украины международный независимый бренд. И только от Украины зависит, воспользуется ли она этой удачной возможностью или же упустит ее.
Не случится ли так, что, охладев к русским, американцы автоматически охладеют и к украинцам?
Нет, это маловероятно. Ключевой момент, который необходимо осознавать: бренд Украины только зарождается, это происходит прямо сейчас. Это может прозвучать странно, ведь Украина была независимой уже довольно долго. Но до сих пор не было настолько значимых и глобальных новостей, которые бы так долго держали Украину в центре внимания. Большинство об Украине вообще никогда ничего не слышало.
Это приводит к интересному эффекту: мировое восприятие Украины формируется сейчас, оно свежее и новое. Оно начинается с чистого листа. Оно не связано с “русскими”, с СССР – это то, что большинство людей только сейчас узнают. Все, что им известно об Украине: успешное свержение коррупмированного правительства, атака со стороны России. Все это вызывает симпатию и восхищение Украиной.
Вы говорите, что теперь фонды будут гораздо осторожнее относиться к инвестициям в российские стартапы. А как насчет украинских?
Я бы провел черту между “подпорченными” отношениями и обычной инвесторской осторожностью. Отношение к России сейчас “подпорчено”: как страна, против которой вводят санкции, она стремительно догоняет по статусу Иран.
Осторожность – это другое. Конечно, инвесторы хотят ограничить риски, а инвестирование в страну, где идет война, не кажется хорошей идеей. Но все же это не того рода осторожность, которая возникает в отношениях со странами, против которых активно применяются санкции. 95% риска инвестиций в Украину связано с внутренними проблемами страны, а не с санкциями против России.
Вы писали, что у Украины – самые большие шансы из всех стран на то, чтобы приютить у себя креативный класс россиян, бегущих из страны. Как их сюда заманить с учетом ситуации в Украине?
У Стива Джобса была классная фраза: “Вы не сможете сделать счастливыми всех. Вы сможете осчастливить только некоторых, иногда”. Это работает для стран, так же, как для hi-tech-продуктов. Было бы неразумно ожидать, что Украина приютит 100% российских эмигрантов. Кто-то уедет в ЕС, кто-то – в США, это нормально. Вопрос в том, что вы можете сделать для того, чтобы выхватить хоть 10% из этого потока? Речь идет о десятках, возможно, даже сотнях тысяч талантливых людей. Это – очень впечатляющие цифры, и в любом случае, это лучше, чем ничего.
Важный совет, который я мог бы дать украинским властям: действуйте тонко, с пониманием всех нюансов. Современный мир слишком сложен и взаимосвязан, чтобы в нем работали простые решения. К примеру, ограничения русского языка (в Украине – ред.), которые обсуждались не так давно, – это прекрасный пример чрезвычайно простого и чрезвычайно глупого решения. А глупость – это не та роскошь, которую можно себе позволить в борьбе с кремлевским режимом не на жизнь, а на смерть.
Украинское правительство должно сделать что-то, на что бы никогда не получалось у правительства России за всю свою историю: поставить во главу угла интересы своих нынешних и будущих граждан. Это не так сложно: эмигранты будут прибывать, не имея здесь связей, не понимая, с чего начать и как интегрироваться в общество. Поставьте себя на их место, поймите, что нужно сделать, чтобы их первые дни жизни в Украине были лучше, чем жизнь в России. Учитывая, что творится в России сейчас, это не такая уж сложная задача. Что/кто поможет им в первый же день прибытия? В первую неделю, в первый месяц? Как измерять успешность/провал такого задания? Кто будет отвечать за такие меры, кто будет работать над тем, чтобы второй месяц программы был лучше первого? Воплотите в жизнь подобную программу и результаты вас ошеломят.
В Украине довольно много программистов и аутсорсинговых компаний, но катастрофически мало успешных продуктовых компаний – даже по сравнению с Россией…
В Кремниевой долине вы часто услышите эту фразу: “мы хотели летающих автомобили, а все, чего мы получили – 140 символов”. Один из моих бывших партнеров говорил по этому поводу так: “Вам для начала понадобятся 140 символов (т.е. компании вроде Twitter – ред.), чтобы создать социальное давление на власти, чтобы принять необходимые законы, чтобы дать возможность развиваться таким инновациям. И только тогда вы получите летающие машины”. 140 символов – это необходимое условие, не конкурент “летающих машин”, а еще один логический этап пути.
Похожая ситуация и с Украиной. Вы не можете прямо сейчас подпрыгнуть с нуля до развитых продуктовых компаний. Нужно пройти определенные этапы. Рыночные силы движутся со своей собственной скоростью. А создать украинскую продуктовую компанию проще, чем летающую машину. Но все же это может занять 10 лет: будьте готовы много и долго работать.
Занимайтесь аутсорсингом, станьте лучшими в этом. А свободное время или деньги тратьте на создание своего продукта. Когда YCombinator только зарождался, первые компании получали всего от $5 000 до $15 000. Да, всего $15 000 на всю команду. Если вы способны потратить на свой проект больше, вы уже в лучшем положении, чем стартапы выходящие из YCombinator несколько лет назад. Единственный способ на этом пути: начинать, пытаться, терпеть поражение, учиться создавать лучшие продукты. Конечно, профессиональные инвесторы вряд ли дадут вам денег на ваши “обучающие эксперименты”. Тратить придется ваши кровно заработанные деньги.
Когда достаточное количество основателей технокомпаний в Украине осознают эту реальность и у них все еще останется искреннее желание строить что-то абсолютно новое, что-то, чего не существовало до сих пор – только тогда успех украинских продуктовых компаний станет ближе.
Согласится ли кто-то переезжать в Украину, если здесь начнется полномасштабная война?
Очень надеюсь, что до этого не дойдет. Такая вероятность, конечно, остается, но все же, я считаю, что полноценная война вряд ли начнется. Противостояние России и Запада практически точно повторяет “ядерное сдерживание” времен холодной войны. Санкции Запада пока что – очень слабые, и не коснутся самой болезненной точки – личных владений семей российской элиты. В ответ мы видим, как российские войска крутятся на границах как балерины – здесь все виды нарушений “серой зоны”, но и отводы войск, так чтобы это не расценивалось как формальное начало вторжения в другую страну. Не думаю, что любая из сторон хочет поставить другую в позицию, когда терять уже нечего. Так что война в Европе маловероятна.
Конечно, полной отсутствие стратегического планирования последствий со стороны Кремля может сыграть непредсказуемую роль, как очередной раз подчеркивают события последних дней. К сожалению этот эффект “обезяны с гранатой” будет постоянно вносить элемент практически математической случайности.
Как Украине избавиться от неосоветских пороков – пропаганды, лжи, коррупции, кумовства?
Стоит относиться к этому как генетическому пороку: это нечто, с чем вы рождены (в данном случае – рождены в такой превалирующей культурной среде). И это на самом деле не ваша вина, но вы можете и должны предпринять логические шаги, чтобы уменьшить его влияние.
Так что, кто бы не формировал новый бизнес в Украине, должен с самого первого дня работы действовать, принимая во внимание все эти проблемы. Сможете ли вы построить бизнес так, чтобы часть или все эти проблемы стали попросту невозможны? Это, конечно, означает определенные ограничения и для вас, как для владельца бизнеса.
К примеру, можно держать бухгалтерию и весь учет полностью прозрачным и доступным для команды – или даже вывешивать на сайте в общем доступе. Конечно, это создаст проблему: все сотрудники увидят зарплаты друг друга, но в то же время, это убьет возможность втихую проворачивать коррупционные сделки или нанимать родственников.
Представьте себе, что какая-то часть украинских компаний пройдет через такую шоковую терапию, чтобы справиться с коррупцией у самых ее корней. Сделает свою финансовую систему такой прозрачной, что коррупция просто станет невозможной. Пройдет время, и именно в эти компании будут стремиться таланты. Пройдет еще время и такие компании станут успешней и прибыльней, чем их коррумпированные коллеги. Дайте этому тренду 5-10 лет и вы, возможно, увидите, как какой-то сегмент украинской экономики полностью освободится от коррупции.
В последнее время украинские СМИ начинают “зеркалить” российские, правда замещается контрпропагандой, замалчиваются потери украинской армии и просчеты власти, принимаются законы, ограничивающие свободу слова. Насколько, на ваш взгляд, подобные меры оправданы?
Эта тактика – чрезвычайно опасна, и те, кто так поступает, должны понимать, что таким образом они разрушают будущее Украины.
Нужно понимать, что все российские проблемы (часть которых именно и вылилась на Украину) коренятся в кошмарно некомпетентных лидерах и системе, которая продолжает их производить. Корни этого явления уходят еще в СССР. Следовать российской модели в этом случае – все равно, что говорить “эй, меня ужалил ядовитый скорпион, и чтобы вылечиться, я введу себе еще дозу того же яда”. Если начать конкуренцию с Россией по грубо-убогим методам, то уверен что эту конкуренцию Россия выиграет.
Очевидно, что украинское правительство относительно неопытно и учится на ошибках. Украинская армия практически только формируется. Все эти процессы требуют постоянного обсуждения и улучшения. Пресса и блогеры должны не только указывать на ошибки правительства, но стараться быть конструктивными: как сделать лучше? Все же, украинское правительство сейчас – самый близкий аналог “правительства из/для народа”. Пытаться улучшить правительство – это задача для всех сейчас.
Только предпринимая какие-то действия, совершая ошибки, получая отзывы от граждан, учась на ошибках Украина начнет выращивать собственных лидеров, тех, которые нужны в современном мире.
Знаете ли вы о конкретных случаях применения негласных санкций со стороны американских бизнесменов и инвесторов по отношению к российским стартапам или партнерам?
Эти вещи сложно отслеживать, поскольку почти все транзакции – частные. Но без сомнения, это мягкое давление сейчас довольно масштабно. Люди с обеих сторон предпочитают не говорить об этом вслух, исходя из собственных интересов, но думаю, когда через несколько лет появится статистика, мы увидим масштабный эффект такого тактичного, но твердого “выгораживания” российского бизнеса.
Бывали ли вы в Украине?
Никогда не был, но сейчас этот вопрос занимает мои мысли. Очень возможно, что приеду в 2015 году!