Сейчас, когда между Украиной и Россией длится конфликт, а на территории Украины идут военные действия, многим очень важно понимать, что на самом деле происходит: многие российские СМИ давно перешли на производство пропаганды. Однако их украинские коллеги тоже “не без греха”: в украинском инфополе случаются и вбросы, и фейки. Бывший главный редактор Lenta.ru Галина Тимченко поделилась с “Афишей” простыми правилами, о том как читать новости (статья есть в печатном журнале №15, который как раз сейчас продается в России).
Отметим, что Тимченко уволили из Lenta.ru после публикации интервью с “Правым сектором”. Она работала в издании с момента основания в 1999 году, а вслед за ней ушла часть коллектива. Пользователям соцсетей советы уже пришлись по душе: перепосты набирают по несколько тысяч лайков.
- Не верьте заголовкам. Они написаны для привлечения внимания и обычно не несут серьезной смысловой нагрузки. Зачастую заголовок противоречит содержанию.
- Сверяйте глаголы в заголовке и первом абзаце, именно там содержится значимая информация. Если заголовок гласит «В России запретят иностранное кино», то из первого абзаца вы наверняка узнаете, что с такой инициативой всего лишь выступил некий чиновник.
- Если заголовок и содержание новости не совпадают, смотрите в третий или четвертый абзац. Именно там и появляется «главный герой» (тот, ради кого она и была написана, или «заказчик»). Его мнение, скорее всего, будет оформлено прямой речью.
- Обращайте внимание на источник. Если в новостной заметке ссылки на источник нет совсем — это повод сомневаться в достоверности информации. Если издание ссылается в заметке на информацию другой газеты или новостного ресурса — не поленитесь, пойдите по ссылке и сравните.
- Если газета уверенно сообщает о событии, но все опрошенные участники не комментируют его или отрицают, это повод подозревать издание в публикации «слива» — непроверенной информации, слухов, которые вбрасываются с определенной целью.
- Новость — это событие, которое уже произошло. Если новостная заметка начинается с громкого заявления о неизбежности некоего события в будущем (экологической катастрофы, эпидемии и т.п.), это означает, что перед вами не новость, а «страшилка».
- Об экспертах. Прежде чем прислушиваться к их мнению, стоит набрать в любой поисковой системе имя эксперта и проверить, имеет ли он отношение к проблемам, описанным в новостной заметке.
- У новости всегда есть подробности. Их бывает мало, но они есть всегда: адрес, время события, участники, обстоятельства дела. А вот эмоций быть не должно. Эпитет- сигнал тревоги для читателя, его появление свидетельствует о нехватке фактуры.
Напомним, недавно на AIN.UA публиковалась подборка украинских СМИ и блогов, которым доверяют деятели уанета.