Недавно слышал, что как минимум две компании в Днепропетровске строят или оформляют офис в стиле «как у 908». Не знаю, что подразумевается под этим ТЗ, но есть подозрение, что точно не наше видение процесса. Наш теперешний офис — первый эксперимент в направлении организации рабочего пространства. Я постараюсь рассказать, как мы это делали и делаем ради того, чтобы на работе нас окружало красивое.
Никаких рендеров
Поработав с парой «молодых и талантливых» архитекторов мы поняли, что любой рендер будет врать в материалах, ощущениях объема и атмосферы, а самое важное – не даст возможности быстро вносить правки в макет. Лучше делать картинку проще, но зато постоянно ощущать цель — представлять, что в итоге должно получиться.
Поэтому все пространство было решено моделировать в SketchUp — бесплатной утилите, которую поддерживают Google.
Исходим из реальных потребностей
На квадрате 12,5×12,5м у нас полторы стены, нет потолка (сразу вентиляция, коммуникации и бетон) много свободного пространства и максимальная доступность естественного света.
Мы не переносим запаха еды в офисе, поэтому кухню/столовую мы заменили барной стойкой: пить можно, закусывать тоже, а есть – нельзя.
Построить логистику
У нас работает Марина (Chief People Officer) — в прошлом бариста и администратор нескольких кофешопов. Она учит желающих правильно взбивать сливки и рисовать сердечки в капучино. Кофе варит полупрофессиональная кофемашина Saeco, которая отлично себя зарекомендовала в эти годы. Думаем о покупке профессиональной кофеварки в будущем. Кофейные зерна Crema заказывали в “Доме кофе”, сейчас эксперементируем с обжаркой из кофешопов Esperanto. Пару раз обжигались, меняя арабику на робусту и наоборот.
Разный чай, в том числе имбирный во френч-прессе и пуэр в термосе. Чайника у нас нет, вместо него мы используем пурифайер Coway.
У нас есть пресс для цитрусовых, суровый такой — турецкий. Но выжимать фреши многие ленятся.
Еще одним эстетическим нюансом, поддерживающим атмосферу, является посуда. Для кофе мы используем крупные и эспрессо-чашки Blasercafe, для чая — чашки Starbucks.
Универсализация посуды задает хороший ритм ландшафту. Когда у каждого чашка собственного цвета — имеем много визуального шума. Не скрою что бывали попытки протащить свою чашку, но рано или поздно все переходят на нашу посуду – прямо как пользователи Windows на MacOS.
Компьютеры и железо
Вся разработка и вообще все в компании происходит на макбуках. Кроме того, что это серьезно снижает издержки на обслуживание — это красиво. У дизайнера Вадима есть iMac — он рисует. Всякие темы с дополнительными мониторами не приживаются. Один человек — один макбук. Мобильность рулит.
Для вайфая мы использовали AirPort, но отказались, продолжаем экспериментировать. Нагрузка на Wi-Fi постоянно растет, так как минимум два девайса на сотрудника. На телек стримим через AppleTV.
У нас установлена отличная музыкальная система на базе Electrovoice, приделали прямо на колонне в центре. Через AirPlay каждый может ставить музыку со своего макбука. Можно крутить дискотеку, что мы и делаем иногда по вечерам.
Бывает шумно, но после 19 в пятницу обычно это никого не беспокоит.
Зона бара
Бар постоянно пополняется новыми табличками и номерными знаками из разных стран, которые привозим мы или наши друзья. Предпочтение отдаем использованным знакам и любым содержащим цифры 9, 0 и 8.
Для хранения вещей у нас есть гардероб с зеркалами для девочек, ящики в баре и два мусорных ведра. Личных шкафчиков нет, они занимают место и являются кладбищем всякой ненужной фигни.
Рано утром, два раза в неделю, к нам приходит уборщица. Она справляется до начала рабочего дня, который начинается в 9–10 часов.
В качестве рабочих станций у нас стоят столы производства Enran. Каждый рассчитан на 6 человек. В переговорной – два одинарных стола со стульями Aeron.
А еще у нас есть Бро — Большая Розовая Обезьяна.
Изначально мы планировали сделать Black&White-пространство, а цветами его должны цветные бин-беги и наши вещи.
Но однажды мы решили ускорить процесс заполнения пространства и нарисовать на стене что-нибудь позитивное и функциональное.
Бро, за счет своего размера, должна была сделать пространство офиса уютней. Мы смотрели, как она появляется на стене в течении месяцев, меняя эскизы и добавляя элементы.
В идеале каждый человек должен стать частью пространства как и частью продукта. И эстетика компании должна соединять все элементы от процесса проектирования и написания кода до релизов продукта и аналитики.
Автор: Андрей Хорсев, совладелец компании 908.