Неделю назад в офис запорожской аутсорсинговой компании Infotek пришли незваные гости. Новость об обыске облетела уанет, региональная компания с персоналом в 100 с небольшим человек, пожалуй, впервые попала в заголовки центральных СМИ. Однако внезапный визит силовиков – далеко не самая примечательная деталь истории Infotek. Основателю компании Марку Марченко – 21 год. Этот бизнес он начинал еще несовершеннолетним. Сейчас Infotek – международная компания, годовой доход которой исчисляется миллионами долларов. Марк Марченко уверен, что это только начало.
Паренек со стройки
Корреспондент AIN.UA познакомился с Марком в родном городе бизнесмена – Запорожье. В сентябре здесь проходила конференция IT Forum, которую придумал и реализовал Марченко. Друг детства Марка рассказывает, что дух предпринимательства захватил “запорожского Цукерберга” с самых малых лет – уже в младшей школе они продавали огородную зелень. Маленького Марка вдохновлял и пример отца – крупного запорожского бизнесмена в сфере строительства. Хотя семья ни в чем не нуждалась, Марченко-старший еще в детстве предупредил сына, что на “излишества” вроде мобильного телефона или скутера тот должен будет зарабатывать сам, а с 18 лет – и самостоятельно добывать себе пропитание.
Потому уже подростком Марк начал работать на предприятии отца, а в 15 лет решил основать свой первый самостоятельный бизнес. У него родилась идея интернет-проекта по поиску недвижимости на онлайн-карте. Наряду с est.ua, это был один из первых подобных проектов в Украине. Марк нашел старых друзей, которые хоть что-то понимали в IT, и уговорил их стать сооснователями проекта. Один занялся веб-разработкой, другой – мобильной, а на самого Марченко легли переговоры с агентствами недвижимости, которые должны были дать проекту свои базы. Конечно, мало кто воспринимал 15-летнего переговорщика всерьез. Чтобы хоть как-то повысить шансы на успех, Марк Марченко стал ходить на встречи в пиджаке и очках. В итоге с некоторыми удалось договориться и проект запустился. Но очень скоро партнеры Марка махнули рукой – стартап не приносил основателям денег. Марк остался один, проект с недвижимостью заглох, и юный бизнесмен взялся за веб-разработку – теперь уже с новыми партнерами.
Создание сайтов на заказ и SEO оказались более востребованными. Первые контракты, полученные через десятые руки от украинских эмигрантов в США, приносили $300 в месяц – это позволило снимать квартиру под офис и платить зарплату троим сотрудникам. К концу 2010 года Марк узнал о международных биржах для фрилансеров Elance и oDesk. Новые заказы стали искать там, а в команду взяли sales-менеджера. Компания начала налаживать продажи и нанимать новых разработчиков. Это уже был реальный работающий бизнес – правда, первые полтора-два года он работал “в ноль”. “Иногда мы даже уходили в минус, и мне приходилось по старой памяти зарабатывать со своей строительной бригадой на покрытие расходов бизнеса”, – усмехается Марк. Для неокрепшей психики это стало нелегким испытанием. “Ты два года работаешь, у тебя свой бизнес, офис, сотрудники – а в кармане 5 гривен на маршрутку”, – вспоминает он.
Вперед и вверх
Через два года доходы стабилизировались и компания AMgrade начала получать первую прибыль – скромные $500-1000 в месяц. Компания разрослась до 19 человек, которые ютились в квартире площадью 45 квадратных метров. По словам Марка, именно тогда наступил кульминационный момент его бизнес-истории. В Запорожье немало таких команд по 10-20 человек, занимающихся гаражным аутсорсингом. Большинство из них не помышляет о развитии, довольствуясь копеечной прибылью. Посовещавшись с командой, Марк решил пойти более рискованным, но и более многообещающим путем. В 2012 году компания переехала в просторный офис на 170 квадратных метров и продолжила набирать людей. “Мы решились на этот шаг, чтобы не застрять, сами вывели себя из зоны комфорта, – говорит Марк. – Время показало, что мы поступили правильно”. К концу 2012 года персонал компании удвоился и компании пришлось снова переезжать в более просторный офис.
AMgrade занимался практически исключительно Drupal-разработкой. По словам Марка, по Drupal компания входит в пятерку сильнейших в СНГ. Амбиции Марченко простирались куда шире, потому в начале 2013 года он повысил одного из менеджеров AMgrade до главы компании, а сам вместе с партнером начал создавать новую бизнес-структуру. “Мне не нужны послушные исполнители, мне нужны лидеры”, – объясняет свой стиль управления Марченко, не побоявшийся оставить AMgrade без своего непосредственного контроля. Марк открыл новую компанию по мобильной разработке, а к концу года купил одного из запорожских аутсорсеров. Наконец, уже в 2014 году он создал дизайн-агентство. Сейчас эти четыре компании объединяет в себе холдинг Infotek, который возглавляет Марченко. Он – основной владелец холдинга, у членов совета директоров есть миноритарные доли и опционы. Успехам коллег Марк радуется не меньше, чем собственным – он признается, что без этой команды построить компанию ему бы вряд ли удалось. “Когда благодаря работе в компании кто-то покупает машину, квартиру, путешествует – это кайф в том числе и для меня”, – говорит он.
Принцип Марка – каждая из портфельных компаний должна работать хотя бы в ноль с самого старта, а через полгода – выходить на прибыль. По его словам, портфельным компаниям Infotek удается следовать этому принципу. Поставив у руля каждой из компаний выращенных в AMgrade специалистов, сам Марченко сосредоточился на более глобальных задачах – он развивает международные офисы и организовывает масштабные мероприятия по популяризации IT-бизнеса в Запорожье. Значительную часть его времени теперь отнимают перелеты и переговоры с партнерами в США, Германии, Норвегии, России. Большие контракты – большие деньги. Марченко не соглашается называть точные цифры по годовому обороту холдинга, но признает, что эта сумма исчисляется миллионами долларов. За прошедший год бизнес вырос на 20-25%.
Себе и людям
Крупные суммы не вскружили голову 21-летнему парню. Свою вторую главную задачу – популяризацию IT – он считает едва ли важнее развития собственного бизнеса. Марченко хочет мотивировать молодежь. Зачем? Он вспоминает, как пять лет назад уставшим и разбитым выходил из маршрутки после рабочего дня и шел домой мимо ларька, возле которого пили пиво его одноклассники. Сегодня Марченко подъезжает к тому же ларьку на собственном “Лексусе”, он женился, у него свой дом. Одноклассники – все у того же ларька и занимаются все тем же. “Мне искренне обидно – они даже не попробовали что-то сделать, – говорит Марк. – Потому мы и живем в такой ж…”.
Чтобы как-то изменить ситуацию, Марченко организовал в Запорожье IT Forum – ежегодную конференцию, которую в августе 2014 года посетила почти тысяча человек. На мероприятие в провинцию приехали управляющий партнер AVentures Capital Евгений Сысоев, Николай Палиенко из Prom.ua, Александр Колб из Promodo, Дмитрий Латанский из Repka.ua и многие другие столичные спикеры. Открывал форум мэр Запорожья, с которым Марченко неплохо знаком. Однажды тот собрал у себя запорожских IT-бизнесменов. После встречи большинство приглашенных шушукались о том, что ничего хорошего бизнесу такие встречи не сулят. Но там, где другие видели проблему, Марченко увидел возможность.
Именно мэр Александр Син прозвал Марка “Запорожским Цукербергом” – даже имена у основателей Facebook и Infotek одинаковые. Марк начал сотрудничать с мэрией и уговорил власти города помочь ему с организацией профильных мероприятий. Впрочем, основные расходы по организации IT Forum все равно легли на плечи Infotek и главной компании холдинга AMgrade. Такая щедрость едва не сыграла с компанией злую шутку – Марченко связывает недавний визит правоохранителей именно с конференцией, после которой у многих сложилось впечатление, что у организаторов “есть лишние деньги”.
Стремление развивать IT-сообщество не отменяет амбициозных бизнес-задач. “Миллион – уже не круто. Круто – 100 миллионов”, – говорит Марк. Получится ли агрессивно расти без привлечения инвестиций? Потенциальные покупатели и вкладчики приходили в компанию уже не раз. В 2012 году Марченко был близок к продаже своего бизнеса, но стороны разошлись во взглядах на развитие компании. С тех пор Infotek значительно подорожал.
Когда увлекающиеся информационными технологиями молодые люди начинают заниматься бизнесом, от них обычно ждут смелых стартап-идей. Но Марченко выбрал аутсорсинг и не жалеет об этом. По мнению предпринимателя, выбор между стартаперством и аутсорсингом полностью зависит от склада ума руководителя. Его собственный склад ума больше расположен к аутсорсингу. “Стартапы – это не мое, я люблю быстрый результат”, – говорит предприниматель. Ему нравится делать для клиента проект, оставлять его довольным и браться за новый проект.
В аутсорсинговой компании путь до оборота в $100 млн, к которому стремится Марченко, может занять долгие годы. Но спешить пока некуда – у Марка есть солидная фора. “В паспорте мне 21 год, но я живу жизнью 30-летнего”, – говорит вундеркинд от бизнеса. Он женат, много путешествует по работе и для себя. “Конечно, я наверняка упустил многое из того, что люди получают в юности, – говорит Марк. – Но то, что я приобрел взамен, еще ценнее”.
За последние несколько лет по примеру AMgrade в Запорожье возникло уже несколько аутсорсинговых компаний, ставших конкурентами Марченко. Ревности он не испытывает, наоборот рад: “Экономика развивается – значит, сделают дорогу, постригут траву, будет лучше”. Единственное, что всерьез тревожит и его, и западных партнеров – война, которая продолжается на подступах к Запорожской области.