Лидер индийского e-commerce-рынка, интернет-магазин Flipkart, который привлек уже почти $2 млрд инвестиций, в начале октября решился на очень рискованный и оригинальный маркетинговый ход. Магазин объявил Big Billion Sale – один день беспрецедентных скидок на товары. В результате он получил огромный суточный оборот, количество заказов, всемеро превышающее обычные показатели, но также – проблемы с властями и массу недовольных покупателей. Как все это произошло?
Как проводили акцию
На индийском рынке онлайн-торговли три ярких лидера: Flipkart (около 200 000 заказов в сутки), Snapdeal (порядка 120 000 заказов в сутки) и Amazon (меньше 100 000, но очень быстро растут). Войны бюджетов среди этих лидеров происходят постоянно, и используются все виды маркетинга, включая ТВ-рекламу, спонсорство крикет-матчей и т.д., рассказывает Антон Рублевский (с тех пор, как Autoportal.ua открылся в Индии, Антон внимательно следит за этим рынком).
Дисконтные акции эти магазины проводят постоянно. К примеру, когда Motorola Moto X продавалась эксклюзивно в Flipkart, телефон расходился со скоростью 15 000 штук в час. Но масштаба, подобного Big Billion Sale, на этом рынке еще не было.
Акцию с сумасшедшими распродажами Big Billion Sale рекламировали за несколько недель до события буквально везде – по телевидению, на первых полосах газет, в интернете, бигбордах и на радио.
Аттракцион невиданной щедрости был запланирован на 6 октября (именно в этот день в 2007 году и был основан магазин). В компании предстоящее событие называли “наибольшей распродажей в Индии” и обещали “сумасшедшие цены”. Это привело к тому, что в понедельник, 6 октября, заказы начали сыпаться буквально с 8 часов утра. И немудрено, ведь цены, предложенные магазином, были очень низкими: к примеру, $35 за телевизор с диагональю 32 дюйма и т.д. Со скидками продавались смартфоны, ноутбуки, часы, одежда, аксессуары, игрушки. Скидки на смартфоны достигали 30%, на парфюмерию и игрушки – 50%, а по некоторым товарам даже 95% от цены:
Правда, наблюдательные пользователи заметили, что перед распродажей цены на некоторые товары выросли. Более того, цены менялись на протяжении дня, в зависимости от наличия товара.
Неоднозначные результаты
По итогам акции магазин объявил о неимоверной суточной выручке (gross merchandise volume) в $100 млн. За день пользователи оформили 1,5 млн заказов -при том, что в обычный день количество заказов в среднем составляло около 200 000. Но наравне с этими впечатляющими цифрами магазин столкнулся с рядом серьезных проблем.
Во-первых, масса желающих купить товары за бесценок обвалила сайт, так что он лежал несколько часов подряд прямо в день “безумных скидок”. А когда сайт и был доступен, то работал с перебоями.
Во-вторых, пользователи начали массово жаловаться, что их заказы, оформленные в Big Billion Sale, автоматически отменяются с обещанием вернуть оплату в последующие несколько дней. Многие получили подобные уведомления:
Обиженные покупатели начали ругать магазин в онлайне и недоумевать, мошенники Flipkart или это все же обычный сбой. “Я был в онлайне перед тем, как началась акция, пытался купить планшет Samsung, но его “не оказалось на складе” даже перед тем, как все это стартовало… Я постоянно пытался обновить чертову страницу, но ничего не менялось” – пишет один из неудачливых покупателей (картину покупательского негодования можно составить, к примеру, по вот этому онлайн-обсуждению).
В-третьих, акцией возмутились другие продавцы. Министр промышленности и торговли Индии Нирмала Ситараман заявила: правительство получило множество жалоб от продавцов о том, что такие акции пагубно сказываются на традиционной торговле. Так что индийское правительство расследует схему Big Billion Sale на предмет нарушений.
Более того, после акции крупные производители вроде Samsung, Sony и LG заявили о том, что приостанавливают продажи этому ритейлеру и, возможно, даже предпримут юридические шаги в отношении того, что их представители назвали “хищным ценообразованием”, как сообщает The Times of India. Более того, производители намекнули на то, что товары, которые продает площадка, могут оказаться “серыми”, поскольку продаются через неавторизованных дистрибьюторов. Так что покупатели могут не получить гарантийного обслуживания.
Так что, из Big Billion Sale получился одновременно отличный маркетинговый инструмент и провальная PR-кампания, еще и с бизнес-осложнениями. Было ли право руководство магазина, играя так агрессивно, покажет время.