Блиц-опрос: Своя доставка VS. логистика на аутсорсинге
Кризис в Украине одинаково ударил по всем сферам интернет-бизнеса, и электронная коммерция — не исключение. Сегодня интернет-магазины вынуждены экономить и пристально контролировать качество своих услуг, чтобы удержать клиентов, в особенности, когда речь заходит о доставке товара. Для некоторых e-commerce игроков панацеей стала собственная служба доставки, однако крупные продавцы, как правило, не обходятся без надежных логистических партнеров. Какой вариант выбрать, чтобы в современных реалиях успешно конкурировать на рынке онлайн-торговли — отвечают эксперты Sokol.ua, Repka.ua, Fotos.ua, modnaKasta, Yakaboo и “Новая почта”.
Иван Богдан, директор Yakaboo
Компания имеет собственную доставку по Киеву и активно пользуется услугами внешних логистических операторов. Поскольку удобство клиента для нас на первом месте, договора подписаны с несколькими компаниями, среди которых “Новая почта”, Укрпочта, Postman, “Автолюкс” и другие — Yakaboo не работает только с одним оператором. Выбор в пользу того или другого оператора делает сам клиент в процессе оформления заказа, исходя из месторасположения офиса, скорости доставки и прочих факторов.
Основным преимуществом собственной службы является возможность создания индивидуальных условий и стандартов качества доставки. Сегодня логистическая служба Yakaboo обеспечивает лучшие условия доставки по Киеву среди интернет-магазинов: заказ доставляется клиенту через 1-2 часа после оформления, в четко заданный интервал времени, например с 19 до 21, 7 дней в неделю. Мы самостоятельно контролируем маршрут курьера, управляем тарифной политикой и получаем стоимость доставки заказа на 30-40% дешевле, чем у внешних служб (кроме того, никто не застрахован от повышения тарифов внешними операторами). Также мы можем получать обратную связь и выстраивать коммуникацию с клиентами через логистику.
С другой стороны, на компанию ложатся постоянные расходы, которые приходится оплачивать вне зависимости от загрузки курьеров — например, в несезон, когда объемы минимальны. Также значительно усложняются бизнес-процессы (организация контроля, обучение сотрудников и т.д.), дополнительных хлопот доставляет текучка кадров среди курьеров и масштабированием службы в сезон активных продаж.
Сегодня у компании имеются проблемы с доставкой, оплатой и безопасностью груза при отправках на Восток Украины и в Крым, куда по факту доставка прекращена. Стоимость доставки на восток выросла, растет цена горюче-смазочных материалов и проезда.
Оксана Канивец, руководитель отдела доставок Fotos.ua
По Киеву в 90% мы доставляем товары собственными силами, а в пиковые дни, например, перед праздниками, пользуемся дополнительными услугами “Новой почты” по типу склад-дверь. Выбрали этого оператора, потому что у него лояльные тарифы, хорошая обратная связь, неплохой сервис. На аутсорсинге мы отправляем только негабаритный груз, и в этом сегменте доставка по цене как внутренними так и внешними службами примерно равноценна.
Своя доставка более лояльна к нашим покупателям, я имею ввиду именно заинтересованность заключить акт купли-продажи, довести продажу так, чтоб клиент возвращался к нам, когда ему в следующий раз нужно будет совершить покупку. В принципе, недостатков внутренней логистики как таковых нет, но когда у нас очень много заказов, наши машины не в силах обработать их все вовремя — иногда доставку приходилось осуществлять и в 23:00, и 24:00.
В связи с кризисом мы столкнулись с повышением цен на топливо, из-за чего происходит удорожание на содержание собственных машин. Но это ни в коем случае не должно отображатся на качестве нашего сервиса и на стоимости товара для конечного покупателя. Внешний оператор доставки, а именно “Новая почта” тоже старается не повышать тарифы и держать сервис на уровне, внедрять какие-то новые схемы и разработки для более плодотворного сотрудничества.
Дмитрий Латанский, руководитель Repka.UA
Собственную службу доставки мы используем в работе с поставщиками и сервисными центрами — к сожалению, эти задачи пока не получается передать на аутсорс. Но все заказы покупателям как по Киеву, так и в регионы уже более трех лет доставляют внешние службы — пока «Новая Почта» и Postman (возможно, вскоре их станет больше). Мы позиционируем себя как надежный интернет-магазин, поэтому тщательно следим за качеством обслуживания, а эти перевозчики хорошо зарекомендовали себя на рынке. Благодаря сотрудничеству с ними, в нашем распоряжении широкая сеть отделений по всей Украине, и мы может осуществлять адресную доставку в самые отдаленные уголки страны.
Сейчас очень восстребована услуга «Новой Почты» — доставка заказов до склада. Покупатели делают заказ в магазине, а через день-два забирают его в ближайшем отделении «Новой Почты» — в любое время, без необходимости ехать в пункт самовывоза или ожидать адресную доставку. И тарифы выгодные.
Внутренняя доставка лучше для специфических ниш e-commerce: доставка цветов, продуктов питания, медикаментов, эксклюзивных услуг. Бытует мнение, что своя служба дешевле — по-моему, это самообман. Нужно учитывать затраты на администрирование внутренней службы, налоги, подбор персонала, оформление сотрудников, зарплаты, потери, форс-мажорные ситуации и прочие «мелочи жизни». Если разнести эти затраты на количество заказов, то стоимость доставки собственным курьером окажется не такой уж дешевой.
Преимущества внешней курьерской службы очевидны: хорошая масштабируемость, страховка — потери посылки или нападение на курьера ложаться на плечи перевозчика, а не магазина. Единственный минус — отсутствие эксклюзивных сервисов: предоставление курьером подробной консультации, демонстрация и настройка оборудования, доставка в ночное время, специальный дресс-код. Но магазину с ориентацией на массовый рынок это и не нужно.
Сегодня мы наследуем трудности, которые возникают у перевозчиков. Мы потеряли возможность работать с Крымом, когда «Новая Почта» перестала доставлять туда заказы. Во многих городах на востоке Украине также сейчас закрыты отделения, пока там не стабилизируется ситуация. Несколько заказов застряло у операторов на складах — их невозможно доставить покупателям или отправить обратно. Мы относимся к таким проблемам с пониманием и не выставляем партнерам штрафы.
Евгений Русаков, руководитель внешней транспортной логистики modnaKasta
Внутренняя транспортная логистика у modnaKasta есть — это небольшой автопарк с машинами грузоподъемностью до трех тонн. Но этот автотранспорт используется только для транспортировки грузов наших поставщиков в пределах Киева, а для доставки товаров покуптелям мы сотрудничаем с двумя логистическими операторами. “Новую Почту” выбрали из-за высокого KPI доставки и развитой сети отделений, а “Мист Экспресс” — за современную, понятную и удобную для нас внутреннюю информационную систему и высокий уровень лояльности к нам и нашим клиентам.
Внутренняя доставка дает полный контроль процесса доставки, более высокий уровень гибкости и лояльности по отношению к клиенту и абсолютную синхронизацию информационных систем, а следовательно, высокую точность и скорость обмена информацией. При хорошо продуманной транспортной логистике, высоком уровне квалификации персонала в области управления внутренними ресурсами и, самое главное, при наличии подходящей информационной системы управления транспортными ресурсами — внутренняя доставка будет дешевле внешней. Но при этом все риски, связанные с доставкой, берет на себя интернет-магазин — в этом главный недостаток внутренней службы.
В разрезе транспортной логистики мы столкнулись с одной проблемой – доставка в зону АТО и в Крым. Перевозчики в оперативном режиме, в зависимости от сложности ситуации в определенном регионе, пытаются по максимуму сохранять зону покрытия, возобновлять работу своих региональных представительств и отделений. Но в связи с нестабильной ситуацией это удается им с огромным трудом.
Владимир Савченко, начальник отдела внутренней доставки «Алло»
В “Алло” практикуется комбинированная схема: есть внутренняя доставка и сотрудничество с логистическими операторами. Мы провели тендер и определили наиболее подходящих партнеров, исходя из стоимости и качества их услуг, скорости и графика доставки, клиентоориентированности. Сейчас работаем с тремя логистическими операторами. Регионы обслуживания постоянны, но жестко не закреплены. Если в регионе наблюдаются сбои в организации своевременной и качественной доставки, то проводим переговоры. Если сбои продолжаются — производим замену перевозчика.
Своя доставка оперативнее и экономически выгоднее, если речь идет о небольших расстояниях. Несомненным плюсом внутренней доставки является независимость от сторонних организаций. А сотрудничество с логистическим оператором «связывает» компании на уровне процессов, что не дает определенной свободы при смене перевозчика. Недостатки внутренней логистики проявляются при прохождении пиков и спадов — когда обрабатываемый объем мгновенно вырос, и необходимо увеличивать штат и транспорт, или резко упал — и штат с транспортом необходимо сокращать.
Сегодня у нас возникли проблемы с доставкой товара в зону АТО и на аннексированную территорию, а также с возвратом ранее отправленного туда товара. Сказываются и постоянные изменения разрешительных документов на ввоз товара на аннексированную территорию, увеличение стоимости доставки, рост цен на горюче-смазочные материалы. К сожалению, логистический оператор не может решить возникших проблем иным способом, кроме как повышением стоимости доставки.
Михаил Сойкин, руководитель департамента логистики Sokol.ua и FoxMart.ua
У компании “Сокол” есть собственная внутренняя логистика, которая обеспечивает доставку товара от поставщиков и доставку заказов клиентам по Киеву. По доставке в регионы мы сотрудничаем с компанией “Новая Почта” – на данный момент эта компания является лидером на рынке логистических услуг.
Преимущества внутренней логистики, с нашей точки зрения, таковы:
- Стоимость своей логистики ниже: соотношение затрат в процентах на содержание собственного департамента и аутсорсинговых затрат в нашей компании составляет 40/60.
- Лучше управляемость.
- Выше оперативность в решении вопросов с клиентами, возникших у клиента по факту передачи заказа.
Но есть и недостатки:
- Риски в работе с денежными средствами — грабежи.
- Риски краж товара с автомобилей курьеров.
- Вопрос масштабируемости ресурса при резком увеличении количества заказов.
“Новая Почта” берет плату за страховку груза, поэтому в случае утери товара или денег, компания проводит полную компенсацию утери.
В этом году перед нами остро стоит вопрос сокращения затрат на логистику – платежеспособность населения падает при подъеме цен на топливо. В связи с аннексией Крыма и проведения АТО в Донецкой и Луганской областях были вопросы по возврату товара и денежных средств от клиентов из этих регионов. Вопросы с “Новой Почтой” решаются путем переговоров и компромиссов, на данный момент, положительно для компании “Сокол”, что также является одним из важных критериев выбора логистического оператора, а точнее — продолжения продуктивного сотрудничества.
Вячеслав Климов, “Новая Почта”
Рынок логистики регулярно не мониторится исследовательскими компаниями, поэтому в его оценке мы исходим из объема отправок наших ключевых клиентов. Согласно нашей статистике, мы занимаем около 70% рынка доставки для интернет-магазинов Украины. В первую очередь такие позиции связаны с динамикой и объемами таких клиентов, как Rozetka, “Алло”, modnaKasta.
Предприниматели, которые строили внутреннюю логистику для интернет-магазина, понимают, какая это головная боль – постоянный поиск машин, регулярные поломки, составление маршрутных листов, контроль времени доставки. Внешняя доставка сводит эти проблемы и ряд других рисков к нулю, и предприниматель может сконцентрироваться на главном – категорийном менеджменте и маркетинге. Не нужно держать штат логистов, водителей и экспедиторов, поэтому в итоге логистика на аутсорсинге выгоднее даже для крупных игроков.
Согласно исследованиям, доставка – это крайняя и самая запоминающаяся точка контакта в процессе покупки. Именно она формирует итоговое впечатление об интернет-магазине. Только надежный логистический партнер может обеспечить доставку в удобные для клиента временные интервалы, а не как это работает в некоторых магазинах, когда нужно ждать посылку целый день. Часто клиентам удобно получить заказ самовывозом, и мультиканальные игроки не учитывают, что против их 8-10 точек в киевских ТРЦ та же Rozetka конкурирует сотней отделений Нова Пошта в шаговой доступности для большинства жителей столицы.
Как логистическая компания, мы столкнулись с рядом сложностей в Крыму и на востоке Украины. Для нас и наших клиентов фактическая потеря таких городов, как Луганск и Донецк – это болезненно, если еще учесть общее состояние экономики. Поэтому с октября запустили новую систему ценообразования для всех клиентов и специальные тарифы для интернет-магазинов. Также для e-commerce мы предоставляем услуги доставки «день-в-день», часовые интервалы, и совместно с партнерами разрабатываем предложение по удобному оформлению онлайн-кредита. Для отдельных категорий клиентов разрабатываем сезонные предложения, например, запустили специальный прайс для шин и дисков, как раз когда все «переобувают» машины к зиме.
Комментарии | 27
Иван-Богдан
P.S. Дима Латанский на Шуфрича похож 🙂
А указать, что публикация проплачена Новой Поштой, нормально нельзя? Только едва заметным красным квадратиком с двумя буквами? Начинаю разочаровываться
ну ведь вы этот квадратик всё же заметили:)
в печатной прессе это была бы ещё менее заметная буква (Р), причём не до, а после текста)
Во-первых, пришлось потратить время и поискать. PR — еще непонятно, что значит.
Во-вторых, не указано, кто заказчик материала. В чью коммерческую пользу он написан
В-третьих, отсылы к практике в других изданиях никак не меняет восприятие этого ресурса. Что мне до печатной прессы?
Виталий, а в чем ты видишь, что материал написан в чью-то коммерческую пользу? Крупные интернет-магазины просто рассказывают, как у них работает логистика, с кем они сотрудничают и как.
Одна ну очень крупная логистическая компания разогревает тему аутсорса доставки. То есть, это не ее коммерческая польза? И только в одном из ответов нет благостного упоминания этой самой логистической компании. Раньше такое называли джинсой
Виталик, а какая тебе разница как мы помечаем материалы?
как читателю достаточная. да и как тому, кто слышит от вас о высоких стандартах СМИ
Я не знаю, что такое высокие стандарты СМИ. Я о таком не говорю, ты что-то путаешь.
Мы делаем небольшой нишевый контент-проект. Так как умеем и так как считаем нужным.
Рекламные материалы мы помечаем. Всегда. Так как считаем нужным. Более того — это действие — исключительно наша добрая воля. Закона, который бы обязывал нас это делать нет в Украине.
Да, да. Тогда зачем спрашиваешь, какая мне разница? )
Пытаюсь понять в чем интерес к такой критике.
Материал. Помечен. Но и это не подходит.
А вообще — лично я не люблю оффтопик. Для него есть почта и личные встречи. Тут все же про логистику и екоммерс.
почему же это оффтопик? мое замечание, или — если угодно — реплика относится конкретно к этому материалу. помечен, да. формальности соблюдены, да. но и я, если позволите, тоже свое отношение к такой формальности высказываю )
Относительно комментариев — редакция общалась со спикерами, и никого не просила упоминать «Новую Почту». Вот, смотри, даже конкуренты ссылку на материал поставили — значит, считают его независимым
http://www.postman.ua/news/68
если не коммерческий интерес, то зачем тогда НП спонсировала этот материал? из благотворительности?
1. самая крупная.
2. кому, как не лидеру развивать этот рынок?
3. развивая рынок получают выгоду все игроки + все клиенты.
Если первые три тезиса верны, то, что Вас смущает?
меня смущает то, как обозначается проплаченность этого материала.
не могу понять, что еще нужно было сделать, чтоб потребитель контента понял, что этот материал делали при поддержке НП. как можно было его еще обозначить?
+ в мире продактплейсмента и нативной рекламы «обозначения»- это уже некий рудимент для контента, который не построен на прямом призыве. но это уже отдельная история.
написать: «этот материал проплачен НП». квадратик с буквами «PR» ничего не говорит. но это, правда, только в том случае, если издание заботится о читателях
а о рудиментах продактплейсмента и нативной рекламе я как читатель знать совсем не желаю. но если материал опубликован в чьих-то интересах, я хочу об этом знать — от этого зависит мое восприятие материала
Виталик, ну я еще раз тебе говорю:
Мы материалы обозначаем. Так, как считаем нужным. Ничего не скрываем.
Тебе «не нравится», «смущает» — это нормально. Бывает. Мир неидеален.
Артур, а я тебе еще раз говорю:
Я не люблю, когда меня как читателя обманывают малопонятными обозначениями. И сообщаю об этом как считаю нужным. Ничего не скрываю.
Ну и далее по тексту )
Кого волнует что ты любишь а что не любишь?!
Это правда. Никто никого специально не упоминал, просто попросили поделиться мнением. И Латанский на Шуфрича не похож, не наговаривайте 🙂
может совсем чуть-чуть))
Собственно как можно не понять, что это рекламный материал, если вся страница со статьей забрендирована под Новую Почту? Такие «спец. проекты» больштнство online СМИ делает. Разница лишь в обозначении материала. Можно «PR», а можно «Спонсор проекта». Те же яйца, только в профиль!!!
Кстати, в правом верхнем углу есть банерок «Спецпроект AIN и Новая Почта».
Наверное господин Жданов хотел, чтоб при открытии этого материала всплывал банер Rich Media и сообщал, что это рекламный проект.
Рекламный баннер есть, но он не указывает, что материал сделан для НП. Банерка «Спецпроект AIN и Новая Почта» не вижу
Судя по обьему рекламных вбросов, ротации Топов и среднего звена НП имеет серьезные проблемы. Перевод степиной в малозначительное подразделение — второй признак. И закончится это может «грандиозным шухером». Круг профессионалов постоянно обсуждает очередной наезд на НП, как это уже было. Но источник проблем на сей раз неизвестен даже Климову. Ждите новостей,,,,
Вот совсем мимо ))