Последние десять месяцев страна живет в состоянии войны и экономического кризиса. Можно ли думать о создании стартапа в таких условиях? Нужно!

Есть несколько аргументов в пользу того, что именно нынешний кризис – лучшее время для запуска собственного бизнеса или развития. Во-первых, венчурные капиталисты смещают свой ФОКУС с российских проектов и более пристально смотрят на проекты украинских предпринимателей. Во-вторых, из-за сокращения рынка труда, появилось много высококвалифицированных специалистов, труд которых стал по карману стартаперам. В-третьих, многие инвесторы стали более внимательно относится к потенциальным вложениям средств, привлекают партнеров для соинвестирования и тщательней выбирают проекты для инвестирования. Это означает, что стартаперы, которым достанутся средства, получат больше внимания и сразу нескольких наставников вместо одного бизнес-ангела.

Степан Черновецкий

Степан Черновецкий

Конечно, ситуация далеко не радужная. Местные инвесторы значительно сократили свою активность. По крайней мере, они стали вкладывать значительно меньше средств и более внимательно подходить к выбору достойных проектов. Российские институциональные инвесторы, которые еще вчера были планом «Б» по привлечению средств для локальных IТ-предпринимателей (а для некоторых – и вовсе главным источником инвестирования), боятся связываться с украинскими проектами (которые также начали избирательно относится к российскому капиталу, поскольку это может вызвать сложности с привлечением капитала от западных инвесторов). А большинство бизнес-инкубаторов, которые последние несколько лет активно развивались, свернули свою деятельность. Но трудности не означают, что нужно забросить идею развития стартапа.

Как стать следующим стартапером, который получит деньги от инвесторов во время кризиса? – Сделать его работу системной. Для этого есть несколько простых правил:

  1. Установите четкие границы рабочего дня для себя и сотрудников. Работать допоздна и быть эффективным – не одно и то же. Нужно одновременно трудиться больше конкурентов и не терять способность нестандартно мыслить из-за хронической усталости. Несмотря на то, что эксперты Международной организации труда при ООН рекомендуют ввести четырехдневную рабочую неделю, это не для стартапов. Каждая минута должна использоваться с толком.
  2. Покажите свои преимущества и не бойтесь открыто говорить о неудачах и провалах на вашем пути. Ваш интересный стартап не замечали на фоне остальных? Вы, как СЕО проекта не могли выйти на потенциального клиента по причине того, что его внимание было «рассеяно» на сервисы конкурентов, качество которых заставляло ждать лучшего? Кризис дает каждому из тех, в ком спрятан истинный потенциал, проявить себя и найти свое место под солнцем. Находите, укрепляйте и демонстрируйте свои сильные стороны! Ведь конкурентов резко убавилось. Не бойтесь говорить о неудачах, с которыми вы сталкивались в ходе реализации проекта. Открытость в общении с инвестором и умение делать выводы из ошибок – важная черта, которую ценят инвесторы. Кстати, почти каждый предприниматель в США охотно делится информацией о своих ошибках и выводами, сделанными на основании этих ошибок. При этом услышать самокритику или признание своих ошибок от наших стартаперов – большая редкость.
  3. Сосредотачивайтесь на деталях и умейте преподнести «фишки» своего проекта. Когда конкуренция за внимание инвестора и клиента на рынке обостряется, а на финишной прямой часто оказываются очень похожие проекты (идеи), победу в борьбе принесет деталь, которая будет выгодно отличать вас от остальных – юзабилити сайта, скорость доставки товаров, современный интерфейс продукта, качество работы с клиентом.
  4. Ищите альтернативные пути привлечения инвестиций. Самое время вспомнить о таких инструментах инвестирования, как 3F («family, friends, fools» – семья, друзья, дураки) и краудфаундинговые платформы. Воспринимайте это не как проблему, а благо для своего проекта – если вы сможете убедить ряд людей в необходимости незначительного инвестирования в вашу услугу или продукт, значит, вам есть ради чего работать.
  5. Моделируйте потенциальные ниши и потребности людей. Кризис – время перезапуска многих рынков, период, когда появляются новые ниши и направления (необходимость экономить – дала начало купонным сервисам, желание быстрее найти работу – породило массу онлайн-сервисов для соискателей и работодателей, а также платных приложений по составлению идеальных резюме). Говорите с людьми об их проблемах и старайтесь понять, какие новые потребности принес кризис в массы, и как именно вы можете их решить.

Пять этих правил помогут по-другому взглянуть на происходящее в стране и возможности, которые появляются в кризис. Что касается Chernovetskyi Investment Group, мы, как и раньше, ищем интересные проекты и готовы вкладывать деньги в стоящие идеи. Яркий пример тому – сделка с Zakaz.ua, которую мы завершили в разгар кризиса.

Автор: Степан Черновецкий, Президент инвестиционной компании Chernovetskyi Investment Group.