Денис Олейников: Я решил, что хватит ныть и прокрастинировать в соцсетях, и составил себе план до 2023 года

Известный серийный предприниматель в интервью AIN.UA рассказал о прошлых и нынешних проектах, а также поделился планами на будущее

Основателю Imena.UA, Futbolka.ua, ProstoPrint и еще целого ряда проектов Денису Олейникову «повезло» стать «врагом режима» задолго до Евромайдана. Осенью 2011 года сайт ProstoPrint продавал футболки с обидной для тогдашнего президента фразой — из-за них в офисе компании силовики поставили все вверх дном и вынесли все оборудование, а самому Денису начали поступать угрозы. После того, как Денис оказался под угрозой ареста, он выехал в Хорватию, где получил политическое убежище. Сейчас власть в стране поменялась, Денис запустил ряд новых бизнесов по инвестициям и даже планирует открыть паб в Киеве. Редакция AIN.UA пообщалась с предпринимателем о том, чем предприниматель живет сейчас, что думает по поводу последних событий и когда планирует вернуться в Украину.

Расскажите о переезде. Сложно ли было обустроиться, адаптироваться, получить вид на жительство, найти жилье и работу для себя и семьи?

Мы в Хорватии уже три года. Относительно вида на жительство… У меня статус беженца — это очень долго, непредсказуемо, местами больно. Никому не рекомендую, только если крайняя и серьезная необходимость, если жизнь приперла к стенке. И уж тем более — даже не мыслите «косить» под беженца, здесь все проверяется чрезвычайно серьезно.

Что же до классического ВНЖ — насколько мне известно, в Хорватии его получить практически нереально, а вот в соседней Словении, которая ничем не хуже — вполне можно, легально и без космических затрат. Собственно, у нас тут уже сложилась некая украинская IT-диаспора на Балканах — из тех, кто уехал в последние 2-3 года. В основном это как раз «украино-словенцы».

Денис с семьей в Хорватии

Работу здесь найти сложно, но меня это не коснулось — вся занятость и проекты в Украине. Что до жилья — как и везде, есть свои особенности, но в целом каких-то значимых проблем не было.

Адаптировались нормально. С хорватами просто — они очень лояльно относятся к Украине и украинцам. Если хотите — ПО-НАСТОЯЩЕМУ братский народ, о хорватах могу сказать только хорошее. Легкий язык, схожая ментальность.

Хорватию также затронул кризис, и сказать, что тут все медово-шоколадно, никак нельзя. В то же время это очень комфортная страна для жизни, и люди недостаток денег перекрывают дружелюбностью и заботой о том месте, где они живут. Здесь очень чисто, безопасно, к детям на дороге или, скажем, велосипедистам относятся с особым пиететом. Очень почитают пожилых людей.

Вам часто задают этот вопрос, но после смены власти в Украине не задумываетесь ли о том, чтобы вернуться?

Я как-то писал об этом в фейсбуке: как только мы приехали, спустя буквально пару месяцев, я решил, что хватить ныть и прокрастинировать в соцсетях, и составил себе план «восстановления жизни» длительностью до 2023 года.

Естественно, тогда никто не мог предположить, что в Украине произойдет Майдан, смена власти, появится возможность эффективно отстоять истину, защитить свою правовую позицию в «деле ПростоПринт».

И я не предполагал — поэтому с головой ушел в работу по восстановлению жизни с чистого листа, чем успешно занимаюсь и до сих пор. Согласно этому плану, жизнь оптимизирована именно к тому месту, где я сейчас нахожусь (даже более узко, чем к стране — к конкретному городу).

Пока планирую вернуться в Украину в 2023 году. Однако, как говорят англичане, «когда человек планирует — Бог улыбается». Поживем — увидим.

На какой стадии рассмотрение вашего дела, поменялось ли что-то с приходом новой власти?

С меня сняты все обвинения, дело в процессе закрытия. Ведется следствие по людям, которые инициировали налет на «ПростоПринт» — но я, честно говоря, не сильно за этим слежу. Это прошлая жизнь, я ни на кого зла не держу. Более того, где-то даже и благодарен за «поджопник судьбы», пусть и болезненный.

Дело в том, что я по образованию — инвестиционный менеджер, мне всегда было безумно интересно именно то, чем я занимаюсь сейчас.

Свои первые ценные бумаги купил в 2006 году. Но пока ты бегаешь белкой в колесе реального, существующего бизнеса с ежедневными, рутинными проблемами, на мечту времени не остается.

И только когда все «принудительно обнулилось», оказалось, что теперь тебе терять нечего, и наконец-то можно заняться именно тем, чем и хотел очень долгое время.

Акция с продажей «скандальных» футболок на Майдане. Десяток участников акции побила милиция, футболки отобрали. Фото — Comments.ua

Почему решили заняться именно микроинвестированием?

Я занимаюсь не только микроинвестированием. OPAYZ.com — это одно из наших направлений, специальный продукт для микроинвесторов. Появился он эволюционно — был продукт для небольших инвестиций, он исчерпал себя, и на смену ему пришел новый продукт, который мы оформили в виде stand-alone веб-сервиса.

Есть еще частное инвестиционное консультирование — FTBN Wealth Management, это компания, которая помогает размещать обычным людям средства в ценные бумаги Apple, Facebook, Google, Amazon.com и других первоклассных зарубежных IT-компаний.

Есть FTBN.com — это наше бизнес-медиа, которое, кстати, сейчас вошло в стадию преобразований, мы расширяем штат, обогащаем концепцию, наконец, меняем дизайн.

Ну, и «Дон Олио — Капиталист Паб» — наше заведение на Харьковском массиве в Киеве, в котором хочется сделать «точку сборки» для людей, интересующихся частным инвестированием, ценными бумагами, венчурами и стартапами. Откроется. Скоро.

Решился ли конфликт с Любомиром Гайдамакой? Пришли ли к какому-то соглашению?

У меня ни к кому из бывших бизнес-партнеров нет претензий.

Будете ли запускать другие проекты в Хорватии, Украине, других странах?

Это очень «плывучий» вопрос — в том плане, что идеи есть, и очень интересные, перспективные. Но постоянно создается ощущение, что на них нет времени — а если это так, то значит, на самом деле этот проект тебе не сильно и нужен, он «не вызрел». Если проект созрел, то и время найдется.

В любом случае, сейчас в приоритете то, что уже работает — поскольку все проекты в стартовой фазе, им еще расти и расти.

Как оцениваете нынешний бизнес-климат в Украине? Изменилось ли что-то за последний год для бизнеса и граджан?

Мне сложно об этом судить, как и кому-либо другому, поскольку страна живет в условиях тотального форс-мажора. Кому хорошо, когда война — людям, бизнесу? Как было бы, если бы не было войны? История не терпит сослагательного наклонения.

Тем не менее, я полагаю, что свет в конце туннеля есть, вижу это по своим клиентам, партнерам. Те, кто работали — продолжают работать, да, объемы не те, да, приходится усушиться, что-то рационализировать, в общем, «жить по средствам».

С другой стороны, если посмотреть рационально — есть и положительные моменты, например, для тех, кто хочет начать собственный бизнес. Упали цены на покупку и аренду коммерческой недвижимости, зарплаты стабилизировались, люди стали сильнее держаться за свое рабочее место.

В общем, жизнь продолжается.

Можете дать несколько советов новой власти?

А зачем — разве услышат? Я бы хотел видеть Украину либертарианским государством, оптимизированным для бизнеса, с максимально упрощенными процедурами, минимумом простых и понятных налогов, корупцией, которую контролируют не столько правоохранители (которые, как мы знаем, тоже коррумпируются на раз-два-три), сколько сама невозможность её широкого распространения, а это реально, если чиновник принимает так мало решений, как только возможно.

Но это вряд ли перспектива ближайшего будущего, поскольку украинское общество больно социализмом в его худших проявлениях, и от этой болезни надо долго лечиться.

Так или иначе — всем правильных, эффективных и шоковых реформ :)!

Вы активно участвуете в волонтерских проектах. Расскажите немного об этом.

Не буду. Участвую — и участвую, кому надо, тот и так знает.

Ольга Карпенко: Пишу о стартапах с тех времен, когда еще слова такого не было:) Журналист AIN.UA с 2012 года, до этого писала об IT на Лиге. Для свази со мной: Почта | Facebook | LinkedIn