Николай Палиенко: как развивался малый e-Сommerce Украины в 2014 году

3461
20

Для начала, хотелось бы определить, что мы называем малым e-Commerce. В нашем понимании это небольшие магазины с количеством заказов до 100 в день, которые не претендуют на построение национального бренда и пользуются для развития своих продаж торговыми площадками. На данный момент, как показывает наше исследование, это быстро развивающийся сегмент e-Commerce в уанете и этот сегмент уже занимает десятки процентов от всего рынка. Исследование показывает данные только одного из игроков рынка торговых площадок в Украине — Prom.ua. Однако, по нашим данным, многие другие игроки также растут темпами, опережающими рост рынка всего e-Commerce. А значит доля торговых площадок и того, что мы называем малым e-Commerce увеличивается.

ecomm2014-1

Рост товарооборота продавцов, или как его называют в мире торговых площадок — GMV (Gross Merchandise Volume) на Prom.ua за 10 месяцев 2014 года (по отношению к первым 10 месяцам 2013 года) составил: +126% (в количестве заказов), +166% (в продажах в гривне) и +87% (в долларах США). Мало какой большой проект в большом e-Commerce показал в кризис похожие темпы роста.

ecomm2014-2

Тренд, который мы видим уже несколько лет подряд: все больше предпринимателей открывают представительства в интернете. И нам нравится, что это не битва онлайн против оффлайна, а объединение этих двух каналов. Стратегия «И» здесь дает больше чем стратегия «ИЛИ». Прирост количества компаний, которые профессионально занимаются продажами на Prom.ua (а значит – платят за это деньги), за последние 12 месяцев составил +46%. Также, мы видим, что даже, несмотря на проблемы бизнеса на Донбассе и в Крыму, доля продавцов, которые отказываются от сервиса, не превышает 15% в ежегодном исчислении и это число не увеличилось за кризисный год.

ecomm2014-3

Еще один хороший тренд, это то, что, несмотря на рост количества продавцов на торговой площадке, в среднем каждый продавец стал получать на 25% больше заказов, чем годом ранее. Это так называемый «сетевой эффект» торговой площадки, когда чем больше продавцов и предложений на площадке – тем больше покупателей приходят на нее и тем больше продавец получает заказов. Нечто подобное мы можем наблюдать и в оффлайне: большие торговые центры привлекают больше покупателей и каждый продавец получает больше «выторга» с квадратного метра.

ecomm2014-4

В третьем квартале 2014 года через корзину на Prom.ua было выполнено 700 000 заказов на общую сумму 420 млн гривен. Среди ТОП-категорий и по количеству заказов и по обороту с большим отрывом лидирует категория «Одежда, обувь, аксессуары».

ecomm2014-5

Средний чек покупок на Prom.ua в третьем квартале 2014 года составил около 600 гривен. Другие категории с самыми высокими чеками это: «Строительство», «Электрооборудование» и «Мобильные телефоны, смартфоны».

ecomm2014-6

Если говорить об инфляции за 10 месяцев 2014 года, то она была разной – в зависимости от категорий. В категории «Одежда» инфляция была ниже средней по Госкомстату, в категориях «Строительство» и «Мобильные телефоны и смартфоны» — ближе к росту курса доллара, в остальных ТОП-категориях — ближе к средней. Что касается роста количества заказов, то большинство ТОП-категорий выросли на 100-150% за год, но «Строительство» и «Спорт» выросли на 210% и 180%, что говорит о перспективности и хорошем потенциале интернет-торговли в этих категориях.

ecomm2014-7

Более 75% заказов на Prom.ua происходит между регионами, более 90% из этих межрегиональных заказов доставляются «Новой Почтой». Киев – наибольший импортер, среди экспортеров в другие регионы лидируют Харьков и Киев, также много экспортирует Одесса, Днепропетровск и Хмельницкий. Для Харькова, Одессы и Хмельницкого это во многом связано с наличием в этих регионах больших промышленных рынков. Что говорит о том, что оффлайновый малый бизнес находит с помощью торговых площадок в интернете возможность торговать с другими регионами.

ecomm2014-8

За последний год заказы в городах-миллионниках (без учета Донецка) росли быстрее, чем в целом по Украине, что говорит о скрытом потенциале для электронной коммерции в регионах. Донецк сильно «упал». По состоянию на сейчас все доставки туда напрямую практически прекратились и жителям города приходится ездить за заказами в ближайшие подконтрольные Украине города.

В третьем квартале 2014 года доля заказов с мобильных устройств на Prom.ua выросла до 10%. Эта доля будет расти и дальше, и через 2-3 года мы подойдем к тому, что более половины заказов на Prom.ua будут совершаться с мобильных устройств. Эта перспектива заставляет нас серьезно относиться к мобильному направлению развития торговой площадки и это должно быть приоритетом для серьезных игроков рынка e-Commerce Украины уже сейчас.

Если подытожить исследование нашего аналитического отдела – то мы видим, что доля торговых площадок (малого e-Commerce Украины) растет быстрее рынка и наращивает свою долю. Этот рост будет продолжаться в следующие годы, особенно если не будет позитивных сигналов для инвесторов. Происходить это будет по причине того, что большой e-Commerce со своими большими складами и собственной логистикой требует значительных инвестиций, чего в условиях текущего рынка и геополитической неопределенности сложно ожидать. Даже когда ситуация в экономике выровняется, малый e-Commerce (торговые площадки) продолжит свое развитие и займет долю 40-70% от всего рынка. В Украине есть все предпосылки для этого – сильные технологичные торговые площадки, развитый региональный малый и средний бизнес, недорогая и качественная логистика.

Оставить комментарий

Комментарии | 20

  • Николай, когда интернет-магазины откажутся от ужасной практики брать оплату за товар в точках выдачи? Как оцениваете перспективы развития адресной доставки в ближайшие 2-3 года?

    • Это вопрос доверия, сейчас потребители не доверяют продавцам и поэтому платят в момент доставки. В целом этот способ удобен для покупателя, так как снижает риски покупателя. Думаю такой тренд будет существовать еще долго, особенно если кризис затянется.

  • Какая-то слишком слащавая картина получается. В стране экономический кризис, инфляция, а тут все растет как на дрожжах. Коля, по-моему ты немного перестарался…

  • Попахивает откровенной болтологией начиная с первого предложения. Если у вас малый e-commerce это до 100 заказов в день, а клиентов вы указываете в диаграмме под 20 тыс. компаний (и это только платных, не учитывая весь остальной объем , что сидит на фри модели), то получается, что у вас заказов в год под 700 миллионов (опять же, у вас на сайте не только «малый e-commerce» по идее). При этом в диаграмме ниже вы указываете, что Q3 2014 — 700 тыс. заказов (корзина), что в переводе на год дает около 3 миллиона + давайте добавим еще столько же через телефон = с натяжкой 10 миллионов заказов. Где потеряли остальные?
    Или у вас аналитики плохо считают, или все так плохо?
    Николай, кстати, не планируете ли перейти от модели с потолочным ценообразованием (тарифы) к модели по типу Мерчиума у Яндекса? Если ценообразование не потолочное, то не могли бы рассказать, откуда берется стоимость тарифов? Изучил ваш рейтинг и зачастую магазины с более низким тарифным планом занимают более высокие позиции, при этом разница в стоимости около 2-х раз. Заранее благодарю за развернутый ответ!

    • Коллега, до 100 заказов в день это и 1 и 3 и 10 и 50, не понмаю смысл вашего подсчета и претензий. По бизнес-модели, не могу комментировать конкретные планы, но мы уже делаем шаги в сторону тарифов в озвученную вами сторону. На данный момент, мы следим, чтобы наши пакеты окупались для подавляющего большинства наших клиентов.

      • Николай, коллега, я отталкивался от ваших слов. Обычно, когда называют числа, то употребляют усредненное значение, а не максимум. Вернемся же к расчетам. В третьем квартале вы заявили о 700 тыс. заказов через корзину. Из открытой статистики (http://clip2net.com/s/joPMZ4) и вашей статьи возможно два варианта: 700/435=1,6 заказа в квартал на компанию или 700/20=35 заказа на компанию, что в переводе на месяц, соответственно, 0,5 заказа или 11,6 заказа. Как-то это слабо соответствует вашим словам, что вы следите, чтобы подавляющее количество клиентов отбивали затраты на тарифы. Из вышеуказанного, наоборот, следует, что большинство остается ни с чем. Об этом явно говорит и ваш рейтинг http://prom.ua/companies-stats-30_days-p19.html, где только между первым и 20 местом разница в трафике уже около 2-х раз. Далее разница становится все разительнее. Кстати, % конверсии тоже явно не в вашу пользу. Последняя позиция в рейтинге (400) имеет 30-дневный трафик в 13 тыс. посетителей. Следовательно, процент конверсии в заказ, если брать усредненные числа, получится где-то в районе 0,09%(11,6/13000*100%=0,089%) — это говорит об ужаснейшее низком качестве трафика. В любом случае, отлично, что вы уже начали путь в сторону справедливой монетизации

        • Мне сложно дискутировать, так как у нас разные представления о статистике и возврате инвестиций. По окупаемости, мы следим, чтобы компании окупали стоимость пакета на своей марже. Есть стандартные Take rate в маркетплейсах вроде eBay и зная к-во заказов и чек мы можем довольно точно это делать и подавляющее большинство клиентов у нас окупаются, если они не ленятся делать контент, продавать более-менее актуальные товары по вменяемым ценам и хорошо обслуживать клиентов. Все как везде, чуда даже на Prom.ua нет, просто хороший канал продаж для хороших товаров с хорошим обслуживанием по хорошим ценам с низким порогом входа.

          • Сомневаюсь, что у нас разные представления о статистике и ROI. Факт в том, что я отталкиваюсь от вашей открытой статистики, а вы отвечаете общими фразами, без конкретики.

          • Открытую статистику нужно уметь еще интерпретировать :). Уверяю, мы очень серьезно относимся к информации, которую распространяем, так как доверие, это то на чем мы строим бизнес.

          • Что же вам мешает показать вашу интерпретацию здесь в комментариях? Тем более, речь же об открытой статистике. Тем самым уберете все сомнения и недопонимания.

  • Сам проект Prom довольно полезная штука для быстрого присутствия небольшой компании в сети, но он очень и очень переоценен с точки зрения своей маркетплесевости, т.к. таковым не является. Подавляющая доля трафика — это низкочастотный поисковый трафик, т.е. люди ищут продающиеся на нем товары не на проме, а в google. И как для продавца сама площадка не имеет как таковой ценности маркетплейса, т.к. поисковый трафик можно получать с любой платформы.

    • Поисковый трафик присутствует в большой доле на всех маркетплейсах во всем мире, в Украине этот перекос и правда больше, но это верно и для магазинов тоже. Можете сравнить структуру траффика Розетки и Амазона http://www.similarweb.com/website/rozetka.com.ua?competitors=amazon.com и вы поймете, что никакая агрессивная реклама не поможет быстро нарастить прямой трафик. Люди пользуются поиском, маркетплейсы помогают продавцам быстро выходить в интернет и генерируют коммерческий контент и удобство заказа. Согласитесь, что унифицированный процесс заказа удобнее для клиента чем творчество, которое не всегда работает, да еще и с учетом бума мобильного потребления.

      • Николай, у Вас замечательная платформа. Вы делаете большое дело по интеграции среднего и малого бизнеса в сеть — это очень полезно в целом для рынка. Но именно как маркетплейс, лично я Вас не вижу на данной стадии Вашего развития, еще много чего нужно сделать чтобы стать востребованным не как высококлассная платформа, а именно как маркетплейс. В частности, сам google назвал, что их основной конкурент — это amazon, а не bing, т.к. коммерческие запросы утекают именно на него.

Поиск